Возле легендарного аэродрома АлСиба на Чукотке археологи обнаружили поселение древних эскимосов
Два исторических факта интересны в этой новости – поселение древних эскимосов и аэродром АлСиба
Загадочная «Китовая аллея» на острове Итыгран в Беринговом море. Она сложена из челюстей и черепов более 50 гренландских китов.Фото: Национальный парк «Берингия». Все материалы открыты для свободного использования в просветительских целях. park-beringia.r
Следы древнего поселения морских зверобоев Чукотки возле села Уэлькаль городского округа Эгвекинот
Этим летом на косе южнее мыса Аннюалькаль у входа в залив Креста археологическая экспедиция исследовала место предполагаемого древнего жилья: сейчас это заросший участок тундры неподалеку от села Уэлькаль, а в годы Второй мировой войны рядом с этим местом располагалась взлетная полоса одного из аэродромов Алсиба – проекта «Аляска – Сибирь», передает ИА «Чукотка».
Впервые то, что на этом месте может находится поселение древних эскимосов, установил в 1978 году известный советский этнограф и лингвист Михаил Членов. Именно этот ученый был соавтором открытия древнего святилища «Китовая аллея» на острове Итыгран в Беринговом море.
В полевом сезоне этого года экспедиция ученых под руководством Кирилла Днепровского, главного научного сотрудника Государственного музея Востока в Москве, проверила давнее предположение коллеги и нашла доказательства его правоты.
«Здесь ясно видны холмы жилых построек. Мы летом сделали подробное описание объекта, топографический план этого памятника, провели фотосъемку каждого жилища, в том числе с квадрокоптера. Предварительно это X-XII век. Предполагаем, что это поселение так называемого "круга Китовой аллеи". Такое же, как комплекс на острове Иттыгран или поселение Масик, только с другой степенью сохранности. Костяные "вешала" не сохранились – уровень моря поднялся, но по времени и месту расположения это единый культурный и исторический пласт», – рассказал Кирилл Днепровский.
Точнее установить датировку и культурную принадлежность памятника будет возможно после раскопок; сейчас решается вопрос об археологическом исследовании памятника в будущем полевом сезоне. Тем не менее, ученые уже подали заявку на включение его в реестр объектов культурного наследия федерального значения.
Сейчас в этом реестре находятся 67 объектов культурного наследия федерального значения, расположенные на Чукотке, 66 из них – памятники археологии, а 67-й – обелиск Семену Дежневу на мысе его имени.
Аэропорт АлСиба
Заросший участок тундры неподалеку от села Уэлькаль – один из четырех бывших «аэропортов 1-го класса», которому в 1943 году по штату было положено иметь два легковых автомобиля, шесть грузовых, 12 специальных и четыре трактора, и обслуживать его должен был личный состав в 100 военнослужащих и 127 вольнонаемных.
А создан был этот аэропорт как и множество других по стране (всего их было около 30) – для перегонки самолетов с Аляски, от союзников-американцев. По словам Википедии: АлСиб («Аляска – Сибирь», «воздушная трасса Красноярск – Уэлькаль», «Красноярская воздушная трасса») – это авиатрасса между Аляской (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиапути по перегонке американских самолетов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач по трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.
На АлСибе бомбардировщики и транспортные самолеты перегонялись по одному, или группами по два-три; истребители летали группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители — в разобранном виде по железной дороге.
Американские летчики доставляли самолеты до города Фэрбанкса на Аляске, там советская военная миссия принимала их и дальше они перегонялись уже нашими летчиками. Трасса от Фэрбанкса до Красноярска была разделена на пять этапов, для работы на которых создали пять перегоночных авиаполков (ПАП) первой перегоночной авиадивизии ГВФ.
1-й перегоночный авиационный полк перегонял самолеты из Фэрбанкса через Берингов пролив до Уэлькаля. 2-й ПАП базировался в Уэлькале и перегонял самолеты до Сеймчана. 3-й ПАП — из Сеймчана до Якутска, 4-й ПАП — из Якутска до Киренска, 5-й ПАП — из Киренска до Красноярска.
То есть в нашем Уэлькале базировался целый авиаполк.
Всего по АлСибу переправлено на фронт почти 8 000 самолетов.
Если верить Википедии, в России и на Аляске установлено 19 памятников и мемориалов, посвященных АлСибу, сняты фильмы об этом масштабном проекте.
Но обе новости о заросшем участке тундры неподалеку от села Уэлькаль чем-то очень близки...