Журнал Nature призвал к объединению работы ученых Запада и России над мониторингом изменения климата Арктики
Без информации с российских станций наблюдения гидрометеорологические данные о динамике климата в Арктике оказываются совершенно непрезентативными, утверждает авторы статьи, опубликованной в одном из наиболее авторитетных научных изданий мира
Карта слева: количество исследовательских станций ИНТЕРАКТ в диапазоне высокоширотных экорегионов: неросийские станции представлены черными квадратами, российские – красными. График справа показывает количество станций в различных экорегионах: черный многоугольник обозначает все станции INTERACT, а красный многоугольник — только нероссийские станции / nature.com
Без научных данных, которые получают российские учёные в Арктике, глобальные климатические модели оказываются неработоспособными. Отсутствие информации из России ставит под вопрос ценность результатов наблюдений на других арктических территориях планеты. Статья с такими выводами опубликована в журнале Nature, одном из самых авторитетных научных изданий в мире. Коллектив авторов представляет восемь серьезных исследовательских организаций из разных стран мира.
Качество эмпирической информации критично, когда речь идет о вопросах глобального изменения климата. Так, международная сеть станций мониторинга климата в Арктике Interact представляет собой самую разветвленную сеть исследовательских станций в Северном полушарии – 94 объекта, из которых 21 расположены в России. Выключение российского массива делает всю работу этой системы непрезентативной. Размер получающегося из-за этого искажения в прогнозах оказывается сравнимым с предполагаемым масштабом изменений климатических параметров, рассчитываемых до конца текущего столетия, утверждается в статье. Геополитические причины не должны влиять на транснациональное научное сотрудничество по глобальным проблемам, уверены авторы. Международный мониторинг климата Арктики является ярким примером для иллюстрации этого тезиса.
Россия является крупнейшей арктической страной и входит в Арктический совет – межправительственный форум для координации деятельности восьми арктических стран. Западные партнеры фактически бойкотировали работу этого органа во время председательства России в АС. Сейчас деятельность совета возобновлена лишь частично – без участия России. При этом страдает транснациональное научное сотрудничество – настолько, что это приводит к искажению общей картины, и это, в свою очередь, может повлиять на правильность дальнейших глобальных действий по предотвращению изменений климата.
Анализ панарктических исследований
Существующая международная сеть наземных исследований и мониторинга в Арктике INTERACT является самой разветвленной сетью исследовательских станций в Северном полушарии – 94 станции, из которых 21 расположена в России. Без учета данных с российских станций остаются пробелы в мониторинге обширных территорий северо-восточной Европы и северо-западной Сибири.
При сборе данных сети уделяется особое внимание восьми основным переменным, описывающим ключевые условия в наземных экосистемах высоких широт: среднегодовая температура воздуха, общее количество осадков, высота снежного покрова, влажность почвы, биомасса растительности, почвенный углерод, чистая первичная продуктивность и гетеротрофное дыхание. Эти важные переменные экосистемы служат эталонами условий окружающей среды в циркумполярном регионе и на арктических исследовательских станциях, расположенных выше 59° с.ш.
Статья в Nature фиксирует, что даже без учета российских станций нынешний взгляд на изменения в Арктике, возможно, уже предвзят в силу того, что логистические ограничения и недостаточность долгосрочного финансирования для проведения исследований и мониторинга на обширных и отдаленных территориях привели к созданию лишь относительно небольшого числа исследовательских станций, разбросанных по Арктике, – в результате львиная доля наземных данных и полученных в результате научных публикаций пространственно сгруппирована и не может быть репрезентативной для Арктического макрорегиона в целом. Сибирь и высокие широты Арктической Канады уже сейчас кажутся особенно «недопредставленными».
Эффекты исключения российских исследовательских станций (красные рамки на картах) из сети INTERACT по восьми экосистемным переменным (температура воздуха, общее количество осадков, высота снежного покрова, влажность почвы, биомасса растительности, почвенный углерод, чистая первичная продуктивность и гетеротрофное дыхание) . Карты визуализируют современные условия выше 59° с.ш./ nature.com
Результаты показывают, что даже с включением всех российских станций сеть INTERACT предвзята в отношении некоторых переменных экосистемы и, таким образом, не полностью репрезентативна для условий на всей панарктической территории. Поэтому речь идет не только о включении сегмента данных российских станций в общую сеть, но еще и о скоординированности и стандартизации всех данных сети. Только когда исследовательские станции по всему панарктическому региону будут последовательно измерять одни и те же переменные на разных участках, сможет быть достигнуто более полное и менее предвзятое понимание изменений в Арктике.
Для Арктики – региона, характеризующимся быстрым изменением климата, выключение потока данных с российских исследовательских станций может оказаться особенно пагубным с точки зрения возможности отслеживать глобальные последствия таяния вечной мерзлоты, изменений в биоразнообразии, включая заросли кустарников, а также динамику оборота углерода.
Чтобы иметь возможность должным образом отслеживать изменения в Арктике, международное сообщество должно продолжать стремиться к созданию и совершенствованию исследовательской инфраструктуры и стандартизированных программ мониторинга, репрезентативных для всей Арктики. Эта система должна также способствовать обмену данными в открытом доступе для повышения доступности и согласованности. К сожалению, пока это не будет реализовано, способность поддерживать и консультировать местные и глобальные сообщества будет еще больше снижаться из-за потери российских станций.