Сейчас в Арктике:
Грибы/ягоды

"Колыбель и исток Кольского края"

"Колыбель и исток Кольского края"
23 Августа, 2019, 11:01
Комментарии
Поделиться в соцсетях


 

В начале августа в Мурманской области на Терском береге отпраздновали шестисотлетие Варзуги – древнего русского поморского села.

Но оно не только одно из самых древних. Ещё в 2016-м году Варзуга была названа и одним из пяти самых привлекательных сёл России. Есть немало причин, почему это звание можно считать оправданным.

Строго говоря, село Варзуга не совсем на берегу моря – оно находится на берегах одноимённой реки Варзуги, в двадцати километрах от её устья.

И это во многих отношениях примечательное место. Есть свидетельства, что отсюда началось распространение православия на Кольском Севере. К 1419-му году относится упоминание о нападении на Варзугу «мурман» - то есть норвежцев. Они разграбили погост, но поморы не остались в долгу, потопив два шнека (парусно-гребных судна) с «мурманами».

С 1466 года известна в этих местах крепость, столица волости Тре, самой северной части Новгородской республики (ведь именно новгородцы первыми из русских осваивали Север). В 1491-м году упоминается здесь Никольская церковь, построенная соловецкими монахами.

В XVI веке село было разорено опричниками (печально известный в Беломорье «Басаргин правёж» - взыскание недоимок посредством разбоя).

Наконец, с XVII века начинается история Варзуги, которую мы, к счастью, можем наблюдать зримо. 1674-м годом датируется знаменитая Успенская церковь – деревянный шатровый храм «без единого гвоздя». Она дошла до наших дней, реставрировалась, сохранилась без значительных изменений, и это самая северная в России постройка допетровских времён. Во многом уцелел в ней и подлинный – XVII века – иконостас.

Хотя на фотографиях она выглядит внушительной, Успенская церковь не очень велика: высота основного объёма – тринадцать метров, высота надстройки – двадцать один метр (для сравнения: высота колокольни Ивана Великого в Москве – 81 метр). В плане церковь имеет форму равноконечного креста. В 1996 году она была возвращена Рус­ской Православной церкви, в ней возобновлено богослужение. К сожалению, в 30-е годы была снесена ровесница Успенской церкви – колокольня.

В 1999-м году верующим возвращена и деревянная Афанасьевская церковь середины XIX века, которая в 30-е годы была обезглавлена, превращена в мастерскую по изготовлению лодок, а потом – в клуб.

А вот Храм Святого Николая в Варзуге, который с 1930-х годов использовался как колхозный магазин (вход в него прорубили через алтарь), лишился своих семи глав и до нашего времени не сохранился.

В целом церковный ансамбль Варзуги – где исторические здания дополняются восстановленными – производит духоподъёмное впечатление, чему очень помогает и ландшафт здешних мест.

Варзуга


Варзуга издана была процветающим селом, невзирая даже на затруднительность земледелия на песчаных берегах Беломорья. Зато ещё к началу XVIII века относятся сведения, что в реке Варзуге «находятся раковины, в которых есть достаточно жемчугу». Ловцы бродили по камням и босыми ногами нащупывали раковины. В основном речной жемчуг мелкий, но попадался и крупный – более одного грамма – молочный, серебристо-белый, реже чёрный. Сегодня этот промысел иссяк, и упадок его прослеживался уже к концу XIX века.

Тем не менее перед революцией Варзуга была, по меркам времени, крупным и цветущим населённым пунктом: число её жителей перевалило за тысячу (сегодня нет и четырёхсот).

В советское время здесь, как и повсеместно, образовался колхоз. Назывался он «Всходы Коммунизма», однако занимался традиционным для Варзуги рыболовством, а также рубкой леса. Последствия этой деятельности сохраняются до сих пор, причём как экономически-выгодные, так и плачевные. Но об этом далее.

Река Варзуга разделяет село на две стороны: старую Пречистенскую (здесь и возник колхоз, сюда приходит автобус из Кандалакши) и ещё более древнюю – Никольскую. Между ними курсирует карбас, который за небольшую плату перевозит людей туда и обратно.

Два берега Варзуги


Выше по течению Варзуги – глухомань, там никто не живёт.

Да и вообще село Варзуга является последним легко досягаемым местом на Терском берегу: сюда есть дорога и регулярно, несколько раз в неделю ходит автобус из Кандалакши. Уже в соседнюю Кузомень (село в устье реки, у Белого моря) нормальной дороги нет, а в более отдалённые деревни Терского берега можно добраться только по воде (на лодках; а также из Мурманска изредка ходит теплоход «Клавдия Еланская») или по воздуху.

Природа в окрестностях Варзуги разнообразна: здесь и сопки, с которых открываются живописные виды на село и леса, здесь и лесотундра, и лесные озёра.

По совокупности причин неудивительно, что Варзуга – довольно благополучное село (например, здесь низкая безработица), и с 90-х годов стала точкой притяжения на северном берегу Белого моря. Благодаря в большой мере сохранному облику её даже иногда сравнивают с архангельской Кимжей. Впрочем, Варзуга выглядит современнее и оживлённее Кимжи. Вокруг неё много кемпингов, на озёрах построены рыбачьи базы отдыха, которые любят посещать иностранцы – норвежцы, американцы, англичане. Почему? Возможно, потому, что здесь – лучшая в мире сёмга.

Сёмгу во «Всходах Коммунизма» разводили не в садках, а непосредственно в верховьях реки; мальки естественным образом уходили в океан, где и взрослели, а пройдя период полового созревания, возвращались на нерест обратно в Варзугу. В это время и происходил лов рыбы – происходит он и до сих пор.

Однако гидрологический режим реки Варзуги со временем резко изменился в результате эрозии, что неблагоприятно сказывается и на популяции сёмги. В селе Варзуге это внешне не очень заметно, однако соседняя Кузомень «утопает в барханах»: общая площадь эродированных земель в устье реки доходила до 2.2 тыс. га. Причин здесь много, и человеческая деятельность (вырубка леса, перевыпас скота) сочетается с природной предрасположенностью к размыванию песков. Однако с начала 90-х годов (интенсивно – с 2008 года) идут работы по лесной мелиорации берега – в основном имеются в виду посадки сосны лапландской, которая хорошо приживается в обыкновенных здесь зарослях колосняка песчаного. Под соснами появляются мхи, лишайники, растут грибы. Это всё позволяет надеяться на то, что почвенный покров восстанавливается, и эрозия берега, если удастся сохранить лесозащитные полосы, во всяком случае, не будет продолжаться, а в какой-то части произойдёт возобновление лесного ландшафта.

Необходимо сказать, что и по сей день жителями Кольского полуострова Варзуга воспринимается как место светлое, сакральное; место начала православия на Кольском Севере. Неудивительно поэтому, что августовские празднества в честь шестисотлетия села (его можно считать условным, ведь весьма вероятно, что село основано раньше упоминания о нападении норвежцев) притянули множество людей. 

Праздник в Варзуге

Варзуга встретила их рыбой и хлебом, ягодными морсами и знаменитыми поморскими козулями (символическими оберегами – фигурками животных из ржаного теста).

Местная школа получила в подарок автобус для учеников: некоторых из них надо будет доставлять из близлежащих населённых пунктов. А митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан подарил жителям села диски с записью выступления сельского поморского хора 70-х годов.

Этот подарок совсем не случаен: Варзуга – духовный центр Кольского полуострова – действительно является одним из мест, где сохраняются русские поморские традиции. И тот же митрополит Митрофан – в 2000-2013 годах он был настоятелем местного Успенского прихода – с любовью говорил о ней так:

«Варзуга – колыбель, исток и корень, из которого вырос наш Кольский край. И какими будут духовное состояние, нравственное здоровье и материальное благополучие Варзуги, таким и будет жизнь во всём Российском Заполярье».



 




Комментарии