Сейчас в Арктике:
Грибы/ягоды

Деревянная культура, созданная Севером

Деревянная культура, созданная Севером
11 Февраля, 2018, 14:02
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Деревянные памятники Русского Севера являются одним из наиболее узнаваемых и известных символов России. Величественные многоглавые храмы, небольшие церкви и часовни, старинные избы и мельницы, резные обетные кресты – всё это осколки наиболее древней части русской культуры, мало затронутой вестернизацией и сохранившей те элементы, которые были утрачены в центральной России уже в XIX-XX веках.

Покровская церковь села Большая Нисогора Архангельской области, автор фото А.А. Оксенюк

Причин, по которым традиционное зодчество сохранилось именно на Севере, - много; главные – это обилие леса (который является главным строительным материалом и поныне) и отдалённость от административных центров, как светских, так и церковных, что позволило сохраниться укладу жизни и связанным с ним традиционным формам и способам строительства зданий. Ещё путешествовавшие по северным областям в начале XX века, в том числе в 1920-е годы исследователи отметили и зафиксировали множество памятников XVI-XVII веков, значительная часть которых исчезнет уже к 1940-м годам. При этом отмечалось, что использование зданий имело традиционный характер – например, в той части храмов, которые сейчас по привычке называются «трапезными», действительно происходили собрания с застольями всей деревенской общины. Поновление зданий также происходило «всем миром» и состояло обычно из смены кровли и нижних венцов срубов.

В отличие от центральной части страны, где заказчиками храмового и любого крупного строительства в XVIII-XIX веках обычно выступали помещики-дворяне и государство, привносившие в облик и конструкцию зданий западные новшества, отдалённость мест и довольно замкнутое проживание свободными крестьянскими общинами позволяло сохранять древние памятники и способы их возведения.

Никольская церковь. с. Панилово 1600 г. Холмогорский район Архангельская область фото П.Д, Барановского 1920 г.

Традиционные деревянные здания обычно возводились по образцу ранее построенных. Поэтому общая композиция и формы в разных постройках многократно повторялись на протяжении веков.

Наилучшим и наиболее широко используемым материалом для строительства на Русском Севере была и остаётся сосна. Самыми пригодными к строительству считаются деревья, медленно выросшие на сухих возвышенностях. Они обладают более плотной и мелкослойной древесиной, меньше подвержены гниению. При выборе сосновых брёвен предпочтение отдаётся стволам с большим ядром. Лес для построек предпочтительнее рубить зимой, когда из древесины уходят соки и она становится более сухой и смолистой.

Основным плотницким инструментом у наших предков был топор. Пилы получили широкое распространение лишь в позднее время. К тому же поверхность дерева, обработанного пилой, становится более рыхлой. Топор, же так срезает слои древесины, что создаётся гладкая поверхность, которая значительно меньше впитывает влагу. Для выборки пазов служил специальный инструмент – тесло. Отверстия пробивали с помощью долота. Для чистовой обработки служил скобель – дугообразный инструмент с двумя ручками. В XIX веке набор инструментов значительно расширился.

Для получения досок или плах прямослойные бревна раскалывали при помощи клиньев пополам или на несколько частей. Такие доски получались широкими и толстыми. В отличие от пиленых досок они сохраняли целостность слоев, поэтому были более устойчивыми к атмосферным воздействиям и служили намного дольше в суровом северном климате.

Рыбацкий стан, Мурманская область

Основой практически любой традиционной деревянной постройки является сруб, состоящий из горизонтально уложенных и подогнанных друг к другу брёвен. Способов соединения углов существует достаточно много, самые распространенные из них - «в чашу» или «в обло» с остатком. При таком способе соединения углы получаются тёплыми и прочными. Соединение «в лапу» остатков не имеет и образует гладкий, чисто обработанный угол – это соединение обычно применяли при возведении верхних ярусов храмов и алтарей.

При соединении брёвен между собой широко применялось устройство потайных шипов, препятствовавших сдвигу. В пределах одной стены вершины брёвен укладывались попеременно в разные стороны, чтобы избежать перекосов по высоте. Если бревно имело изгиб, то при укладке в сруб его поворачивали изгибом вверх. Для более плотной укладки брёвен одно на другое в одном из них выбирался (т.е. выдалбливался) продольный паз.

Существует ещё способ сборки срубов, называемый «в режь», когда брёвна неглубоко врезаются друг в друга и между ними остаются щели. Этот довольно архаичный способ применялся при строительстве хозяйственных сооружений, а также при возведении конструктивной основы церковных завершений, которые потом покрывались крышами.

Приёмы соединения брёвен

Размеры построек или помещений внутри них обычно определялись средней длиной бревна, составлявшей от 6 до 8 метров. Считается, что в древности увеличение здания достигалось просто приставлением срубов друг к другу.

На сохранившихся до нашего времени жилых домах мы видим, что при необходимости сращивание брёвен по длине делалось незаметно в соединительном узле с поперечной стеной. Часто в крестьянских домах увеличение длины здания достигалось с помощью пристройки к основному срубу. Составление и добавление срубных ячеек часто встречается в северных крестьянских домах, где под одной крышей была как жилая часть, так и помещения для хозяйства и домашних животных.

Более надёжное соединение различных частей здания обеспечивала врезка стен дополнительных срубов в стены основного сруба. Это можно увидеть почти в каждой сохранившейся деревянной церкви. Примыкание к основному срубу с разных сторон дополнительных срубов придавало высокому зданию большую устойчивость и создавало выразительную архитектурную композицию.

Сращивание бревен по длине было необходимо при строительстве крепостных стен или больших общественных или монастырских хозяйственных сооружений. Соединение делалось с помощью вырезанного на конце бревна крюка или вертикального шипа и паза. Эти два приёма в стене чередовались, препятствуя продольному и поперечному сдвигу брёвен. Кроме того, длинные стены для устойчивости ритмично соединялись с поперечными стенами.

В качестве фундамента для деревянных срубов обычно под углы и середины стен подкладывали валуны, где это было возможно. Но часто в качестве фундамента использовали короткий и толстый отрезок бревна – колоду, который вертикально вкапывали в землю. Этот простой и дешёвый способ до сих пор применяется в отдалённых деревнях. Интересно, что в тех местах, где можно достать цемент, срубы иногда продолжают ставить на колоды, заменяя их железными бочками с бетоном.

Каменные или кирпичные ленточные фундаменты, которые можно увидеть под многими деревянными  храмами, были подведены при ремонтах во второй половине XIX —XX веке.

Жилой дом XIX века

Простейшим и наиболее древним типом покрытия сруба является плоский настил – накат из бревен, плотно подогнанных друг к другу. Наиболее широкое распространение имели двухскатные крыши бревенчатой конструкции. Они различаются между собой по высоте и количеству продольных брёвен, поддерживающих скаты кровли. Наиболее архаична врубка продольных брёвен в каждый ряд торцевой стены. Продольные брёвна, уложенные с большим промежутком, и стропильные конструкции характерны для построек XIX — начала XX века, когда с развитием техники изготовление досок значительно облегчилось.

Типы кровель

Наиболее разнообразны варианты покрытий в церковном зодчестве. К ним кроме простых двухскатных крыш, относятся островерхие клинчатые каскадные покрытия, бочки. На основе двухскатных покрытий развивались более сложные крещатые покрытия.

Самыми выразительными покрытиями деревянных церквей были шатры. Они могли иметь бревенчатую, в виде сруба сделанного «в режь», или каркасную стропильную конструкцию. Бревенчатая конструкция шатров считается более древней. Иногда оба типа конструкций между собой сочетались – например, нижняя часть шатра делалась из брёвен, а верх — каркасным. Каркасные шатры обязательно имели центральный столб, бревенчатые шатры могли строиться и без него. 

Некоторые формы церковных завершений имели сложные криволинейные формы. Пример тому покрытия кубом — четырёхгранной формы, имевшей луковицеобразный силуэт.

В бассейнах рек Ваги и Северной Двины многие церкви XVIII — начала XIX века имели восьмигранные в плане завершения в виде крупной луковицы с одной главой наверху.

Простые формы покрытий служили основой для развития более сложных композиций. Так, в бассейнах рек Пинеги и Мезени были распространены пятиглавые завершения, сочетавшие шатёр и крещатую бочку. 

Кровли "шатёр" и "куб"

Завершение многоглавых церквей Обонежья представляют собой ярусные структуры, включающие сложную комбинацию бочек и глав.

Отличительной особенностью старинных церквей и часовен был «повал» — расширение сруба в верхней части. На постройках древнейших XVI-XVIII веков встречаются крутые повалы до 5—7 бревен по высоте. Устойчивость этих зданий достигалась плотной подгонкой брёвен друг к другу и внутренними горизонтальными связями. На церквях XIX века повалы были маленькими либо их уже не было вовсе. Повалы делались только на основных срубах церквей и часовен и на алтарях. Происхождение и значение повалов до сих пор не объяснено.

Конструкция безгвоздевой кровли

Кровли традиционных деревянных построек выполнялись также из дерева. Наиболее распространенной в деревянном зодчестве считается безгвоздевая кровля, применявшаяся очень широко — в хозяйственном, жилом и церковном строительстве. Её основу составляет двухскатное бревенчатое покрытие. В брёвна нижней части скатов врезались стволы молодых елей «курицы», вырубленные с корнем так, чтобы получался крюк для поддержки деревянных желобов — «потоков», в которые упирались нижние концы кровельных досок. На коньке размещалось специально отесанное бревно — «охлупенъ», прижимающее верхние концы досок и закрывающее шов. Торцы продольных бревен, выступающих из-под кровли, закрывали доской — «причелиной». Стык закрывался вертикально закрепленной доской — «полотенцем».

Прямоскатные крыши обычно покрывались досками, наружная поверхность которых делалась чуть вогнутой, наподобие жёлоба, для лучшего стока воды. В XIX — начале XX века обычно использовалась специальная кровельная доска. Укороченный тёс для покрытия крыши назывался «гонтом». Главы и бочки покрывали еще более короткими дощечками, укладываемыми наподобие черепицы – «лемехом». Нижние края гонта и лемеха обычно украшались ступенчатой резьбой. На многих церквях в Поморье встречается лемех с треугольным и закруглённым окончанием. Покрытие гонтом или лемехом характерно в основном для криволинейных форм, хотя на церквях в бассейне Северной Двины и в Вологодской области были и шатры, покрытые лемехом.

 Расписное "небо", Успенская часовня к.XVII-н.XVIII в.

Полы в деревянных постройках делались из половин брёвен, уложенных на балки. В небольших постройках полы могли быть без балок, из половин бревен, врезанных прямо в стены в процессе сборки сруба. Очень выразительны потолки в виде бревенчатого настила — «наката», ещё встречающиеся в некоторых старинных избах или банях. В постройках XIX века обычно делали потолки из толстых широких досок, уложенных внахлёст по балкам из бруса. Архаичными считаются трапециевидные потолки, поддерживаемые двумя балками. Они зафиксированы в наиболее старых жилых домах, отапливавшихся печами без дымовой трубы «по-чёрному». Предполагается, что в древности в «зимних», то есть неотапливаемых церквях потолков не было вообще. В церквях XVII- XVIII веков нередко делали плоские потолки «в елку», укладывая плахи между балками под углом. В XVIII веке в церквях широкое распространение получили каркасные потолки, называвшиеся «небо». Конструкция их каркаса напоминала солнце с расходящимися в разные стороны лучами. Этот вид потолков покрывался росписью. В церковных трапезных, ширина которых достигала 10-12 м, поперечные балки, несущие плоские потолки, подпирались резными столбами разных форм.

Церковная трапезная, фото П.Д. Барановского, 1926 год

Нашими предками очень разнообразно оформлялись оконные и дверные проемы. Этим элементам придавалось символическое значение как связям внешнего мира и внутреннего домашнего пространства. Простейшие небольшие окна прорубались в двух смежных брёвнах и закрывались изнутри задвижкой. Такие окна остались в древнейших церквях и часовнях. При прорубке небольших окон края могли не укреплять, но когда рубилось окно побольше, его обязательно укрепляли, иначе со временем стена могла деформироваться. Во избежание этого концы перерезанных бревен укреплялись стойками из бруса.

Похожим образом поступали и с дверями, обрамление двери двумя стойками, как простейший вариант укрепления проёма, встречается на амбарах и других подсобных постройках. В наиболее древних памятниках скругление проёма осуществлялось путём подтески внутренних сторон косяков. Возможно, это было связано с формой круга как древнего обережного знака. Для построек более позднего времени, например XVIII века, характерны проёмы, обрамлённые тремя брусками, без нижней перемычки. В XIX веке обрамление проёмов пошло по пути рационализации и всё большего облегчения конструктивных элементов.

В древности в окна вставляли деревянные рамы с пластинами слюды, в более поздних постройках в XVIII — XIX веках уже используются оконные рамы со стёклами.

Двери собирались из толстых досок, скреплённых шпонками. Иногда снаружи они обивались железными листами и полосами или окрашивались. 

Волоковое окно

Галереи-паперти, огибающие основные срубы с двух или трёх сторон, в церковном зодчестве имели самое широкое распространение. Чаще всего галереи держались на консольных балках — выпусках брёвен. Известны и галереи на отдельном рубленом основании высотой в несколько венцов. Глухие участки стен на галереях заполнялись досками, установленными между стойками немного наискось, образуя рисунок ёлки. Окна на галереях не имели рам со стёклами или слюдой и обычно закрывались ставнями или задвижками.

Крыльца обычно имели каркасную конструкцию. Церкви или богатые жилые дома обычно возводились на высоком первом этаже подсобно-хозяйственного назначения — «подклете». Наружные лестницы при этом превращались в сложные сооружения с несколькими маршами и промежуточными площадками, покрытыми бочками или шатрами. Площадки крылец могли опираться на консольные балки, на столбы или на отдельные срубы.

Крестьянский дом Архангельская область фото П.Д, Барановского 1921 г.

Декоративная обработка деревянных построек состояла главным образом в резных деталях. При этом в традиционном деревянном зодчестве большинство декоративных элементов являются частью конструкции или имеют определённое практическое назначение. Наиболее богато украшалась верхняя часть здания, например, детали кровли. Концы «куриц» вырезались в виде голов птиц или животных. Замысловатые формы приобретали окончания «потоков», сложным ритмом резьбы покрывались «причелины». На окончании «охлупня» обычно вырезалась голова коня, под ним помещалось резное полотенце. Резьбой украшались кронштейны, поддерживающие свесы крыши.

Также наиболее обильным декором выделялись крыльца. Опорные столбы выполнялись резными, под свесами кровли подвешивались резные доски - «подзоры».

В традиционном деревянном зодчестве все соединения конструктивных и декоративных элементов выполнялись с помощью врезок, шипов и пазов с минимальным использованием металлических креплений. Обработка и подготовка деталей, конечно, занимала много времени, но зато это позволяло быстро собирать части здания. 

Интерьер избы XIX века, с. Белая Слуда Архангельской губернии

В заключение стоит отметить, что все вышеописанные, приёмы и формы, использовавшиеся в традиционном деревянном зодчестве, удивительно просты и рациональны. Они рождены главным образом особенностями дерева как строительного материала и многовековым опытом, оставленным нашими предками. Некоторые приёмы работы с деревом используются и в настоящее время при перестройках и ремонте старых домов. Пристройка новых объёмов либо замена подгнивших нижних венцов и в наше время легко осуществляется жителями Русского Севера, однако картина изменяется, когда речь заходит о крупном строительстве. В этом случае они предпочитают использовать нетрадиционные материалы и способы, что, конечно, бывает более выгодно экономически, однако не украшает и не дополняет ту уникальную архитектурную среду, что сохранилась в северных регионах.

Церковь апостола Андрея Первозванного, 1702 год, Большой Заяцкий остров, Соловки

К сожалению, в настоящее время деревянное зодчество как полноценное направление в архитектуре переживает не лучшие времена, понимание традиционного зодчества остаётся уделом реставраторов и других узких специалистов, либо самоучек-энтузиастов. Тот колоссальный слом традиционного образа жизни русской провинции, что произошёл в советское время, практически полностью уничтожил многовековой опыт в этой области строительства. Нередки случаи, когда, чтобы срубить небольшую кладбищенскую часовню, священникам приходилось приглашать строителей из города, а крупные реставрационные работы ведутся обычно специалистами из Москвы или Петербурга. 

Поклонный крест села Колмогора Архангельской области, автор фото А.А. Оксенюк

Автор: Анатолий Оксенюк, к.и.н., научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева

Комментарии