Сейчас в Мурманске

09:48 -9 ˚С Погода
18+

Мы очень любим Север

Логотип архангельской области Гастрономическая карта мурманской области Брендинг северных территорий
9 марта, 2018 | 14:27

Мы очень любим Север

Мы очень любим Север

Любим северных людей. Их спокойствие, самодостаточность, упрямство. Я лично чувствую ещё и родство с Севером. Моя бабушка, поморка, родилась на Северной Двине в деревне Ластокурье. Каждое лето нас с братом отправляли на «деревню к бабушке», в которой мы проводили по три месяца. С детства я впитывала в себя белые молочные ночи с книгой, а также хождения по бескрайним зелёным болотам босиком, охоту на морошку и все оттенки зелёного, которые можно найти только на болотах. От поморов мне достался поморский характер, с которым только и можно заниматься территориальным брендингом. Потому я и говорю о личном, что развитием территорий невозможно заниматься без погружения, бездушевно, бессердечно. Это социальный процесс, который на 80-90 процентов состоит из личного общения с территорией, круглых столов с разными участниками, интервью с музеями и жителями, из мозгоштурмов со старшеклассниками территорий, чаепитий, совместных экспедиций.

Повышенный северный градус недоверия можно преодолеть только такой же повышенной эмоциональностью, вовлечённостью. Залог успеха общения с территорией – это концентрированное неравнодушие. Вовлечь предпринимателей, жителей, воодушевить молодёжь, сформировать серию малых проектов с малыми предпринимателями. И понять всем вместе, как нам о совместных результатах рассказать внутри города или территории – и снаружи.

Каждый проект тянется от года до трёх. За это время нужно исследовать местность, выудить все живые смыслы, откопать генотип территории, выделить лидеров и выпить с ними чаю, закусить на круглых столах с активистами и молодёжью, выслушать всю боль «уличкомов», нащупать мотивации друг друга. И после этого двинуться дальше – соорудить совместно со всеми ту самую «национальную» идею города или территории, вокруг которой люди готовы объединяться.

Чтобы снять социальное напряжение важны независимые переговорщики со стороны. К каждому лидеру или сообществу – свой ювелирный авторский подход.

Мы все пытаемся изобрести технологии масштабирования – но не выходит.

***

Наша первая профессиональная любовь – это Архангельская область

Наша команда разработала бренд Архангельской области. Год мы ездили по разным точкам региона – Архангельск, Каргополь, Онега, Северодвинск, Коноша, Котлас, Яренск, Коряжма, Вельск и так далее, – чтобы услышать разные точки зрения на развитие региона, услышать то, что важно жителям территории, что ни в коем случае нельзя упускать. Важно было собрать пазл идентичностей, отличительных черт, сильных идей со всего региона и создать объединяющую идею (которая с одной стороны отражает то, что есть, а с другой стороны – создает мотивацию к движению).

Изучали разные источники, консультировались с разными экспертами и туроператорами, и Министерством культуры. Мы суммировали все исследования и увидели, что Архангельская область – это территория сверх-смыслов, сверх-идей, сверх-людей в разных областях – науке, технике, природе, истории.

Каргополь

У нас получилась скрепляющая идея: АРХИ – территория. АРХИ – как сверх, изначальный.

Архангельская область – самая большая территория в северной части России, крупнейшая провинция в Европе.

В Архангельской области находится самая северная точка – остров Рудольфа.

АРХИпелаг Новая Земля – самый большой архипелаг

Из области летают ракеты в Космос (с космодрома Плесецк).

Северодвинск производит атомные подводные лодки, которые опускаются на дно океана (один из пяти заводов мира).

Первый международный порт в Холмогорах. На морских картах XIII, XIV веков это важная международная точка.

Город Архангельск, который никогда не менял своего имени (в советское время) – город сверх-ангелов – архангелов.

На территории Архангельской области сохранилось больше всего традиционной русской архитектуры – деревянного северного зодчества

АРХктика – АРХИ Арктика

А также территория сверх людей – поморов, монахов на Соловецких островах, первых политических заключённых на Соловках и т.д.

Архобласть.jpg

Получился конструктор из всех смыслов: и объединяющее слово АРХИ, и стиль как отражение смысла. Логотип объединяет в себе ракету, деревянную часовню, символ птица (счастья) и традиционные для Архангельской области «небеса».

В приложение к стилю – поморский рубленый шрифт, нарочито брутальный.

А также подлоготипы с основными смыслами территории.

Логотип.jpg

***  

Международный Остров Ломоносово

Ещё один проект, который мы ведём на территории Арктической зоны – проект «остров Ломоносова».

Холмогоры и деревня Ломоносово находятся от Архангельска в 93 км. Чтобы попасть на остров нужно ждать паром. Два раза в год во время ледохода остров оказывается недоступен. Именно в этом селе родился и жил Михайло Ломоносов, когда-то это место было важным международным портом. Со времён Ломоносова тут сохранилось сообщество косторезных династий, все остальные смыслы требуют внимательного восстановления.

Задачи нашего проекта, с одной стороны, - оживить остров, перезапустить сообщество косторезов и их продукцию, создать со старшеклассниками и малыми предпринимателями новые проекты, а с другой стороны – проявить имя Ломоносова, а также его соратников – гениального скульптора Шубина, физика и математика Головина, изобретателя ночезрительной трубы – архиепископа Варнаву, которые также жили в то время, но о них немного позабыли.

Проект курирует министерство культуры Архангельской области, Арктический университет, Ломоносовский фонд. У проекта есть соинвесторы из немецкого города Фрайберг, в котором учился Ломоносов.

Вместе с жителями мы разработали карту развития острова с разными проектами, в которых будут участвовать косторезы, малые предприниматели острова. На данный момент для детей сделана новая школа косторезов со всем необходимым оборудованием, есть проект перезапуска старинной деревянной школы, проект создания сети гостевых домов-музеев, посвящённых другим знаменитым именам времени Ломоносова – Шубину, Головину, Варнаве. К лету на острове появится навигация и информационные стенды, посвящённые династиями косторезов и другим знаменитым людям острова.

***

Мурманская область. Терский берег. Кандалакша Умба Варзуга. Кластер «Беломорье»

Работа по объединению двух берегов Белого моря.

Эту работу мы делаем для Центра кластерного развития Мурманской области.

Задача была – объединить две территории (Кандалакшский район и Терский) в единую стратегию, одно позиционирование, создать для участников единое графическое решение и карту. У нас была экспедиция, стратегические сессии, круглые столы с жителями, национальным парком, музеями. На молодёжном форуме нас удивила и обрадовала молодёжь Кандалакши, которая говорила о том, что не хочет уезжать из родного города, хочет его развивать. У ребят есть свои проекты развития или «омоложения» территории. Проект фестиваля граффити на промышленных поверхностях города, проект фестиваля электронной и природной музыки. Многие из ребят занимаются музыкой и хотят современную площадку для выступлений. Они выезжают на велосипедах или квадроциклах за пределы города, на берег Белого моря или сопки и там рисуют, фотографируют, записывают звуки природы для сэмплов электронной музыки.

Поэтому Кандалакша – это город, стремящийся в современность, спорт, электронную музыку, современное искусство.

В Умбе и Варзуге живут хранители старины, поморской ментальности и ценностей, традиционной кухни. Типичный житель этой территорий – это рокан (от слова рок + rock – скала). Это такой супер-мужчина с голубыми глазами, знающий «как пройти в Северный Ледовитый океан». Настоящий терский помор.

На одной из сессий, посвящённых обсуждению Терского берега, родился молодёжный слоган – вы такие терские!

В итоге, объединяющей для этих двух территорий оказалась их разность.

Получилась очень симпатичная работа. Беломорье. Два берега одного моря.

Терский берег и Кандалакша.

Визуально – это два берега, отражающихся друг от друга. Белое море связывает их между собой.

Два характера одной территории.jpg

 

Почему сейчас северные территории депрессивные, с низким уровнем самооценки?

Традиционно жители территорий Архангельской, Мурманской области, Ненецкого автономного округа – это люди, которые не испытывали на себе крепостного права.

Они очень свободные, во многом нетерпимые, смелые и самодостаточные. На Севере нужно уметь делать всё и быть всегда ко всему готовым.

Но также это удалённые территории, зачастую островные или труднодоступные.

Новые подходы и современные технологии доходят до них долго. А к ним ещё нужно привыкнуть, научиться пользоваться, поэтому происходит такое противоречие между внутренней свободой и невстроенностью в современность. Новое приживается не сразу. Иногда болезненно.

 

Почему мы стремились привлекать молодёжь, и какова реакция людей старшего возраста?

Молодость – драйвер развития.

Во всех наших работах мы всегда проводим мероприятия со старшеклассниками, в молодёжных центрах, иногда в школах, в университетах.

Это наше будущее, мы хотим, чтобы оно оставалось с нами в городах. И мы хотим вместе с ними его выстраивать. Мы иногда начинаем с генерации бренда себя (опиши свои сильные черты и создай на их основе свой малый бизнес), а потом работаем с картой города и клеим себя, свой личный бренд или свой проект на карту города.

Работать с людьми старшего возраста намного сложнее. Но интересно, что подход к ним лежит зачастую через их детей. То есть когда их же ребенок приносит проект по развитию города или муниципалитета, то и у закоренелого грустного взрослого появится позитивный настрой на будущее и захочется со-участвовать – если не городу, то своему ребенку.

Такой подход у нас был в городе Каргополе, когда на школе стартапов мы с ребятами готовили проекты, а на городском форуме ребята презентовали стартапы своим родителям и жителям города. Некоторые родители после этого стали инвесторами собственных детей.

Ещё один подход в работе с людьми старшего возраста – это внимание. Через внимательное отношение к их проблемам, их боли можно с ними договариваться и выстраивать отношения, превращать в союзников развития. Так что мы ещё и психологами подрабатываем.

 

О чём мечтают люди на севере ?

В разных местах они мечтают о разном.

Интересно, что, несмотря на расхожее мнение, будто молодежь хочет бежать из своих городков и сёл, ребята как раз мечтают оставаться в родных местах, они хотят свой проект, хотят реализовать свой потенциал в своём городе, хотят поддержки, ищут партнёров.

В Мурманской области на Терском берегу большинство предпринимателей, с которыми мы общаемся, – это приезжие, они приехали на север за особой северной романтикой, за белыми ночами, за сопками, за пустынным берегом Белого и Баренцева моря. У них есть лодки, квадрациклы и они чувствует себя романтиками в арктической вселенной и гордятся этим.

А многие из наших со-участников – это те, кто отучился в больших городах и вернулся обратно, чтобы сделать свой музей, открыть минипроизводство или кафе традиционной кухни.

Гастрономическая карта Мурманской области 

Развитие – это системная работа

Мы ведём проекты кропотливо и долго, каждый раз налаживая коммуникацию внутри территории, пробуждая группы и отдельных лидеров, потом вынашиваем объединяющие смыслы, близкие большинству. И зачастую на самом интересном месте – ресурсы заканчиваются. А так хочется, чтобы наши наработки шли дальше – в градостроительные концепции, лучше коммуницировались на разных уровнях. Хочется больше синергетического эффекта.

Автор: Наталья Рыбальченко, бренд-стратег, компания Point. Точка развития.

далее в рубрике