Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

Россия – следующий председатель в Арктическом совете

Россия – следующий председатель в Арктическом совете
29 Января, 2018, 11:59
Комментарии
Поделиться в соцсетях

В мае 2017 года председательство в Арктическом совете от США перешло к Финляндии. В 2021 году наступит очередь России; по словам посла по особым поручениям МИД России Владимира Барбина, старшего должностного лица РФ в АС, подготовку к этому событию следует начинать уже сейчас.

Представитель России в Арктическом совете Владимир Барбин

Арктический совет – международная площадка для переговоров, созданная в 1996 году с целью защиты природы северной полярной зоны. В него входят восемь стран: Россия, США, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Канада. Шесть организаций коренных народов Арктики (инуиты, алеуты, атабаки, саамы, гвичины – и сборная Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера) имеют статус постоянного участника, присутствуют при обсуждении всех вопросов и принимают самое активное участие в обсуждении повестки дня.

Государства Арктической зоны

Решения Арктического совета носят в основном рекомендательный характер. Во многом речь идёт об отмене опытом. Один из вызовов, с которым постоянно приходится сталкиваться, – вопросы вечной мерзлоты, уменьшения деградации береговой линии, с тем чтобы этот процесс минимально влиял на жизнь людей Крайнего Севера. Замена генераторов в оленеводческих хозяйствах, замена холодильного оборудования и кондиционеров – всё это уменьшает выброс озоноразрушающих газов в атмосферу. РФ как член Арктического совета перечислила на охрану окружающей среды 10 млн. евро. Это не только ликвидация загрязнений, но и внедрение новых, более экологичных технологий в те отрасли, которые связаны с загрязнением. Реализуется проект по сокращению выбросов пыли на цементных предприятиях.

Выступая в конце минувшего года в пресс-центре «РИА-Новости», Барбин подчеркнул, что главной целью Арктического совета является «сохранить Арктику в наше неспокойное время как регион мира и безопасности», и, по его мнению, организация с этим успешно справляется. Он особо остановился на том, что АС – место конструктивного сотрудничества, мало подверженное конъюнктурным колебаниям в связи с международными отношениями. В том числе, несмотря на сложности, удаётся сохранять сотрудничество с США:

Цитата: Мы с американцами довольно конструктивно взаимодействуем там, где есть взаимный интерес. Это и по сохранению рыбных запасов, и контакты между погранслужбами, и арктический форум береговых охран… у нас неплохой диалог по вопросам организации безопасности судоходства в районе Берингова пролива, есть договорённости по определению оптимальных маршрутов и районов, куда судам заходить не следует в целях сохранения природных ландшафтов, а также районов, где коренное население ведёт традиционный промысел

Однако говорить о том, что международная обстановка никак не отразилась на деятельности АС всё же нельзя: с 2014 года заморожены регулярные встречи начальников генштабов государств-членов Арктического совета. Другая точка политического напряжения: получения официального статуса наблюдателя добивается Евросоюз. В 2013 году ему было разрешено присутствовать на мероприятиях Арктического совета, но Россия воспротивилась «официализации» этого статуса. Ввиду того, что некоторые страны-члены ЕС уже представлены в Арктическом совете, против официального статуса ЕС выступили страны, не желающие его двойного представительства.

Охрана природы – сегодня не единственное занятие АС в Арктике. В частности, на этой площадке обсуждаются телекоммуникационные проекты, поскольку, по словам Барбина, «без телекоммуникаций трудно представить себе улучшение жизни населения».

Другой вопрос, актуализировавшийся в связи с недавним принятием Полярного кодекса, - судоходство. Северный морской путь не закрыт, по нему плавают и корабли под флагами других государств. В дальнейшем ожидается значительное увеличение судоходства в этой акватории. Между странами заключено соглашение о готовности реагировать на загрязнение морских районов Арктики. Проводятся учения соответствующих служб и ведомств. Принят рамочный план по предотвращению такого загрязнения. Обсуждаются вопросы по снижению рисков от судоходства для такой среды. Рассматривается проект о «зелёном судоходстве» - строительстве гибридных судов, которые бы использовали в качестве топлива сжиженный природный газ. Планируется, что это будут суда, построенные для плавания по сибирским и арктическим рекам.

Полярный кодекс, разработка которого велась с 1993 года и прошла через многочисленные поиски компромиссов, наконец вступил в силу с января 2017 года. Он регламентирует вопросы строительства и проектирования в полярных регионах, проведение поисково-спасательных операций, экологические нормы для судов. В феврале 2018 года в Финляндии запланирована соответствующая международная конференция.

Комментарии