Сейчас в Мурманске

20:00 -4 ˚С Погода
18+

Северное возрождение колокольных звонов

Малые корелы Звонарь иван данилов Звоны северные Колокольный звон
18 февраля, 2019 | 13:17

Северное возрождение колокольных звонов
На фото: вид с колокольни из села Кушерека.

 

Колокольный звон в России имеет тысячелетнюю историю. Колокола на Руси появились вслед за её крещением. Первое летописное упоминание о колоколах относится к XI веку. Одновременно с вовлечением в церковное богослужение колокола стали использовать в мирской жизни. Однако, в отличие от Западной Европы, употребление колокольных звонов в России приобрело всеобъемлющий характер. Колокольным звоном сопровождалась вся жизнь русского человека, от первого дня и до последнего. Без него не обходилось ни одно значимое государственное событие: рождение наследника, победа в войне. Со временем колокольный звон в России вышел на уровень общенационального явления. Не бы исключением здесь и Русский Север. Деревянные колокольни при рубленых храмах создавали уникальные архитектурные ансамбли, а звоны раздавались над каждой деревней, не говоря уже о городах.

Тем не менее, Север особенно заметно проявил себя через церковные традиции, как в плане обрядовом, так и в плане художественном. С другой стороны, в колокольном звоне отразились черты народного характера, эстетическое мировосприятие русского человека.

«Малые Корелы» – музей архитектурно-этнографический. Одним из важнейших направлений его деятельности является воссоздание этнокультурной среды северной деревни. В связи с этим на территории музея посетителям демонстрируются некоторые фрагменты деревенской жизни в виде праздников, обрядов, игр. Колокольный звон, раздающийся над музеем, украшает эти события, создаёт эффект завершённости.

Коллекция колоколов музея, одна из крупнейших в России, начала формироваться в 1974 году. Первый колокол был привезён известным краеведом Дмитрием Андреевичем Буториным из Мезенского района и сопровождался следующей легендой: 

«Ненец по прозвищу Северко в конце XIX века женился на ненке. Они венчались в церкви Св. Петра и Павла в д. Сояна. С 1901 по 1907 год у них рождались все девочки, и Северко дал обет в этой церкви, что если родится мальчик, то он пожертвует церкви колокол. Через десять месяцев после обета родился мальчик. Северко продал стадо оленей и поручил мастеру Дерябину и Андрею Михайловичу Мелехову из деревни Кимжа отлить колокол. В 1907 году колокол был отлит и повешен на колокольне церкви Св. Петра и Павла»[1].
Первый колокол в коллекции музея.jpg

Зимой 1975 года научный сотрудник музея изобразительных искусств Ольга Вешнякова узнала, что на левом берегу реки Северной Двины на складе Вторцветмета хранится большое количество колоколов. В одной из статей старший научный сотрудник музея Александр Никонович Давыдов ярко описывает историю, непосредственным участником которой он был в то время:
«Апрельским днём на территории Вторцветмета среди таявшего снега и груд металла остановился голубой автобус.

– Здравствуйте, мы из музея, – звонко прощебетала Галина Яковлевна Мовша, выйдя из автобуса.

– А мы видим, что из музея, – ответил мастер Могильный, угрюмо оглядывая её кремовое пальто и пижонские сапожки.

После моего [А.Н. Давыдова] получасового монолога об исторической ценности предметов старины Могильный заявил:

– Так и быть, старые колокола мы вам покажем, но расхищать не дадим.

Ворота сарая были, наконец, для нас открыты. В полумраке мы увидели груду колоколов. Не один, не два, а сразу несколько десятков. Разных размеров и форм, даже разного цвета!

Не обращая внимания на грязь и на протесты начальства, мы ринулись к этой груде. Мы разглядывали колокола, отбирали и укладывали ровными рядами, сортируя на «колотые», «безъязыкие» и «языкатые».

Но «расхищать» было запрещено. В тот день мы увезли с собой лишь твёрдое решение добыть для музея колокола да неопределённое обещание начальника Вторцветмета подождать с отправкой их на переплавку. По правде сказать, кое-что мы все же «расхитили». Это были обломки чаши-кандии 1650 года… Чаша была убедительным аргументом в нашем споре со Вторцветметом. Другим аргументом стали фотографии. Удалось пару раз щелкнуть затвором фотоаппарата, запечатлеть груду колоколов.

Несколько дней спустя фотографии чаши и колоколов легли на стол секретаря обкома Комсомола Владимира Андреевича Берсенева. Внимательно выслушав наш рассказ, Берсенев сказал, что Комсомол Севера не даст погибнуть памятникам искусства. Спасению колоколов окончательно помогло вмешательство секретаря обкома КПСС Юрия Николаевича Сапожникова.

Из следующего рейса на левый берег автобус музея возвращался уже гружёный колоколами…»[2].

Колокола на складе Вторцветмета


На основе собранной коллекции была поставлена задача создания музыкальной экспозиции «Звоны Северные», предполагавшая демонстрацию колокольных звонов как явления народной культуры во время фольклорных праздников. Работы возглавил А.Н. Давыдов. Руководить группой звонарей был приглашён преподаватель Архангельского музыкального училища Валерий Владимирович Лоханский.

В.В. Лоханский.jpg


Для создания экспозиции необходимо было решить ряд важных проблем. Первая их группа была связана с вопросами конструктивного характера: колокольни музея не были оборудованы колоколонесущими балками. В работе принял активное участие главный хранитель музея Иван Васильевич Данилов.

Второй группой проблем стали сложности научной разработки темы[3]. В.В. Лоханский и А.Н. Давыдов в своей статье пишут: «Начинать пришлось почти с нуля: подбирать и развешивать колокола, отслеживать способы игры на них, отыскивать принципы составления музыкальных композиций»[4]. За основу для этих композиций В.В. Лоханский взял грампластинку 1963 года с записью звонов «ростовских стариков», а также партитуры опер «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского. Кроме того, он предпринял несколько научных экспедиций в Ростов Великий и Псково-Печерскую лавру для знакомства с их системой управления колоколами.

Весной 1975 года первые девять колоколов были повешены на колокольне из села Кулига-Дракованово. 

Колокольня из с. Кулига-Дракованово.jpg


Летом набором из двенадцати колоколов обзавелась колокольня из села Кушерека. В то время роль благовестника[5] исполнял самый старый колокол в коллекции музея, отлитый в 1604 году голландским мастером Корнелиусом Аммероем.[6] 

Колокол голландского литья 1604 г..jpg


В том же году шесть колоколов появились на звоннице часовни из деревни Фёдоровская.

В числе первых звонарей музея были В.В. Лоханский и студентки Архангельского музыкального училища Елена Полозова и Марина Костяева. В мае 1975 года для набора колокольни из села Кулига-Дракованово была подготовлена первая музыкальная композиция, а 1 июня музей впервые встретил посетителей колокольным звоном.

С 1976 года к группе звонарей присоединились сотрудники музея Ольга Кременская, Татьяна Гапоненко и Иван Данилов.

Ольга Кременская, Марина Шелег и Валерий Лоханский.jpg


Эти события послужили началом нового этапа в работе музеев под открытым небом – включения колокольных звонов в экспозиционную работу. До этого момента профессиональным музейным сообществом колокольный звон рассматривался только как составляющая церковного богослужения. В музее «Малые Корелы» был создан новый тип звонов – музейно-экспозиционные.

Результатом многолетней работы стало открытие в 1987 году И.В. Даниловым школы звонарей при музее. А в следующем году в «Малых Корелах» состоялся первый на Архангельском Севере «Большой колокольный концерт», в котором приняли участие гости из многих городов СССР. В рамках этого мероприятия состоялось официальное учреждение Ассоциации колокольного искусства при Фонде культуры СССР. С этого момента обучение колокольным звонам в «Малых Корелах» проходили десятки людей, многие из них были сотрудниками музеев Советского Союза.

Участники Большого колокольного концерта.jpg


Сфера деятельности сотрудников музея в развитии колокольного искусства быстро перешла на общегосударственный уровень. 24 мая 1987 года И.В. Данилов, А.Н. Давыдов и В.В. Лоханский закончили работы над подвеской колоколов Петропавловского собора в Ленинграде. Корреспондент Комсомольской правды описывал это событие спустя три года следующими словами: 

«В день города 24 мая 1987 года, медный вздох стряхнул оцепенение с собора Петра и Павла. Чу! Звонят. Звонят! Люди чувствовали, что в беге времени с этого часа что-то незримо изменилось и само время стало мягче, добрее, будто и взаправду, как считают старушки, с ударом колокола сгинула нечистая сила, развеялась некая изнуряющая засуха, люди расправились. Звон – один на всех – породнил их каким-то общим, одинаково дорогим ощущением единства и приязни».[7]

1990 год стал особенным в истории колокольных звонов России: зазвучала колокольня Покровского собора в Москве. Это было событие государственного масштаба, так как звон колоколов раздался над главной площадью страны. 

«…Необычное случилось в этот Новый год. Заговорил семидесятилетний немой. На Новый год в Москве, на Красной площади, в храме Василия Блаженного (он же собор Покрова) зазвонил колокол. После стольких лет молчания! После страшной опалы. Хорошо зазвонил. Празднично. Звонил Иван Васильевич Данилов, лучший наш концертный (так назову его в отличие от церковных) звонарь…».[8] 
И.В. Данилов на колокольне Покровского собовра в Москве.jpg

Приезд И.В. Данилова в Москву послужил началом к развитию колокольных звонов в столице.

Сотрудники музея «Малые Корелы», совместно со звонарём из Ростова Великого Д. Смирновым, занимались восстановлением звонов на часовне из деревни Кашира Маловишерского района, памятнике архитектуры XVIII века, который находится в Новгородском музее деревянного зодчества «Витославлицы». В дальнейшем жила и главная колокольня музея. А И.В. Данилов в мае того же года принимал участие в монтаже колокольного набора на колокольне Софийского собора в Новгороде.

И.В. Данилов на колокольне Софийского собора в Новгороде.jpg


После ухода И.В. Данилова из музея в 1990-е годы происходит ряд модернизаций подвесок на колокольнях «Малых Корел». Этот период связан с деятельностью Владимира Марьяновича Петровского, обучавшегося у И.В. Данилова. В это время он исполнял обязанности внештатного звонаря музея вместе с Александром Варакиным и Светланой Петуховой.

Вдохновившись успехами в создании подвески на колокольне из села Кушерека, с 1991 по 2005 год В.М. Петровский создал около ста развесок, в том числе на Большом Соловецком острове и на территории Ярославского музея-заповедника.

В 1995 году возвращается в музей И.В. Данилов. В этот период звонарским коллективом проводились новые эксперименты в колокольном искусстве. Так, например, интересной была попытка ритмически согласовать звоны на колокольнях музея, расположенных на расстоянии не менее двухсот метров друг от друга. Многим новым идеям И.В. Данилова не суждено было сбыться, в 1998 году он ушёл из жизни. Его ученик Андрей Анатольевич Дьячков стал внештатным звонарём музея «Малые Корелы», а затем основал «Международный центр колокольного искусства».

Иван Данилов и Андрей Дьячков.jpg


В 2018 году после реставрации колокольня из села Кушерека обрела новое звучание. Силами сотрудников музея и Международного центра колокольного искусства были заменены колоколонесущие балки, подобран новый, более гармоничный звукоряд из одиннадцати колоколов старого литья, установлен новый пульт управления колоколами. На сегодняшний день сотрудники музея осуществляют колокольные звоны в рамках этнографических мероприятий и праздников, проводятся дальнейшие исследования по изучению коллекции колоколов.

Начиная со второй половины ХХ века искусство колокольных звонов переживает второе рождение: оно становится важным элементом музейной деятельности, преобразуется в новую форму экспозиционной работы. В музее «Малые Корелы», как и во многих других музеях, посетителям демонстрируется традиция колокольных звонов как во время богослужения, так и в ходе этнографических программ и экскурсий. Таким образом воссоздаётся картина жизни северного крестьянина. К сожалению, мы никогда не сможем услышать тех самых звонов, которые звучали для наших предков, но можем смоделировать образ их мира.

    Часовня Макария Унженского в Малых Корелах


Автор: Д.С. Вишняков, научный сотрудник музея "Малые Корелы".

Фотографии (кроме часовни) предоставлены музеем "Малые Корелы".


[1] Давыдов А.Н. Научная записка к тематико-экспозиционным планам: Колокольня из с. Кулига-Дракованово, Колокольня из с. Кушерека, Звонница часовни из д. Фдоровская / Научный архив музея «Малые Корелы». Ф.1, Оп.1, Д.1829, Л.20.

[2] Давыдов А.Н. Звоны Северные // Север. – 1981. – №.6. – С. 103-104.

[3] Проблема с научной разработкой темы связана в первую очередь с тем, что в дореволюционной России не было звонарских школ, искусство звона передавалось от учителя к ученику в форме практического навыка. Записи на ноты колокольных звонов были деятельностью единиц энтузиастов. А политика Советского государства в отношении Русской православной церкви в 20-30-е годы нанесла значительный ущерб памятникам колокольного литья и практически истребила преемственность в искусстве колокольных звонов.

[4] Давыдов А.Н., Лоханский В.В. «Звоны северные» в Архангельском музее деревянного зодчества // Колокола: история и современность. – М.: «Наука», 1985. – С. 280.

[5] Благовестники – один или группа самых больших колоколов в наборе. Названы так, потому что исполняют звон «Благовест». Также задают ритм для всего звона.

[6] В жизни музея также была интересная история о начале коллекции голландских колоколов, записанная А.Н. Давыдовым в статье «Колокола из страны Тиля»: «Однажды, встретив одного из первых экскурсоводов музея Татьяну Щетневу, я услышал от нее, что где-то на Кегосторове (остров вблизи Архангельска) висит колокол XVII века. Спустя некоторое время, мы с Галиной Мовшей, научным сотрудником музея, обследовали Кегостров, и в самом деле в одной из деревень увидели большой колокол, поднятый на пятиметровую высоту двумя мощными столбами. На нем надпись по латыни «ANNO 1604…» Колокол всего на двадцать лет моложе самого Архангельска!

Председатель колхоза, во владениях которого висел будущий экспонат, совсем не разделял наших восторгов. Сообщив, что на скотном дворе висит ещё один старинный колокол, председатель добавил, что о передаче колоколов музею не может быть и речи – пожарный инвентарь…

Тут мне пришлось составить уникальный в своем роде документ о том, что под свою личную ответственность беру «для музейной надобности» колокола, служившие пожарными сигналами на скотном дворе, и в случае пожара скотника нести буду за свой поступок всю ответственность».

Архитетктор Борис Гнедовский и ст. науч. сотр. А.Н. Давыдов.jpg

[7] Комсомольская правда. 1990. 21 февраля. Цит. по: Иван Данилов – мастер колокольного звона / Сост. Е.М. Дорофеева. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2007. – с. 52.

[8] Комсомольская правда. 1990. 21 февраля. Цит. по: Иван Данилов – мастер колокольного звона / Сост. Е.М. Дорофеева. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2007. – с. 56.


Источники

1.                 Давыдов А.Н. Научные записки к тематико-экспозиционным планам: Колокольня из с. Кулига-Дракованово, Колокольня из с. Кушерека, Звонница часовни из д. Федоровская. 1975 г. / Научный архив музея «Малые Корелы». Ф.1, Оп.1, Д.1829.

2.                 Данилов И.В. Колокола, история и современность. Тезисы лекции. 1987 г. / Научный архив музея «Малые Корелы». Ф.1, Оп.1, Д.1824.

3.                 Юнин О.Б. Архангельские звонари. Экспозиция «Звоны северные» и вклад Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства в возрождение колокольных звонов на Русском Севере. 2006 г. / Научный архив музея «Малые Корелы». Ф.1, Оп.1, Д.3379.

4.                 Юнин О.Б. История формирования экспозиции «Звоны северные» в музее «Малые Корелы». 2008 г. / Научный архив музея «Малые Корелы». Ф.1, Оп.1, Д.3541.

Литература

1.                Давыдов А.Н. Звоны Северные // Север. – 1981. – №6. – С.98-105.

2.                Давыдов А.Н. Колокола и колокольные звоны в народной культуре / Сб. Колокола. История и современность. Отв. ред. акад. Б.В. Раушенбах. – М.: «Наука», 1985. – С. 7-17.

3.                Давыдов А.Н., Лоханский В.В. «Звоны северные» в Архангельском музее деревянного зодчества / Сб. Колокола. История и современность. Отв. ред. акад. Б.В. Раушенбах. – М.: «Наука», 1985. – С. 280-285.

4.                     Иван Данилов – мастер колокольного звона / Сост. Е.М. Дорофеева. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2007. – 223 с.



далее в рубрике