Сейчас в Мурманске

13:42 ˚С
18+

Трамп и Начальник Чукотки или арктические метаморфозы

В кино Арктика всегда декорация, где положительные герои побеждают сначала себя, а потом, если формат фильма позволяет и отрицательных персонажей.

Сергей Палагин
16 января, 2020 | 14:40

В кино Арктика всегда декорация, где положительные герои побеждают сначала себя, а потом, если формат фильма позволяет и отрицательных персонажей. 

В 1925 году впервые в истории художественной кинематографии арктическим фоном для фильма «Золотая лихорадка» воспользовался Чаплин, который поместил Маленького Бродягу на золотые прииски Аляски. Действие фильма происходит в 1898 году, Аляска совсем недавно (31 год как) по случаю приобретена Америкой у Российской Империи и населяют ее, судя по сюжету, махровые уголовники и романтики. Между этими группами людей, от одной к другой бродят женщины, отдавая предпочтение потенциальным победителям. 

Сюжет - интернациональная компания в составе: шотландца Большого Джими Маккея, датчанина Черного Ларсена и еврея Чарли Трампа (гений Чаплина сумел подобрать своему персонажу говорящую фамилию) оказываются в одной хижине на краю земли, где вынуждены бороться с голодом, а потом друг с другом. 

По драматургии фильма отрицательные персонажи в зависимости от степени социальной опасности получают по заслугам, Ларсен погибает, Маккей перевоспитывается, и только Трамп остается прежним трогательным недотепой, только очень богатым, да еще и с девушкой Джорджией, которая существовала отдельно от сюжета и в финале фильма становится  своеобразным призом. 

В 1967 году выходит наверно самый популярный фильм, снятый  на фоне Арктики, который начинается с того, что в Чукотку, на собачьей упряжке приезжает первый советский Начальник. Кино окунает нас в 1922 год, еще живы персонажи «Золотой лихорадки» Чаплина на очень противоположном берегу Беренгова пролива.  

По традиции главных героев ровно три: немного похожий на Чарли Трампа Алеша Бычков, которому приходится выдавать себя за умершего в дороге ревкомовского комиссара Глазкова, бывший царский таможенник Храмов и передовой представитель чукотского народа Вуквутагин. 

Первым делом новый начальник раздает чукчам запасы со склада американского коммерсанта Стенсона (вот бы этот Стенсон оказался сыном Чарли Трампа и Джорджии). Храмов пытается воспрепятствовать этому международному разбою, однако чуткий к судьбам чукчей Бычков немедленно сажает ревнителя закона в импровизированную тюрьму, отгородив часть служебного помещения. Местного дебошира и возмутителя спокойствия Вуквутагина Бычков перекрещивает в Вовку и назначает комендантом. 

Весной оживает Северный морской путь, по которому на Чукотку устремляются иностранные предприниматели, чтобы грабить доверчивых чукчей, за бесценок скупая у них «пушнину». И тут в Бычкова вселяется дух Романа Абрамовича, который приедет руководить чукчами через 78 лет. 

Алеша Бычков нанимает Храмова в качестве консультанта, и они устанавливают пошлину 40 процентов от «рыночной стоимости». Итог – один миллион долларов в доход государства!  

В этом месте рассудок (дух Романа Абрамовича) покидает Бычкова и он решает построить на Чукотке «полный социализм» с банями, электричеством и даже планетарием. 

Злобные потомки Трампа организуют заговор против руководства советской Чукотки и Бычков вынужден бежать. 

Арктики в кадре больше нет, но  все заканчивается по законам комедии хорошо, деньги попадают голодающим Поволжья, а Алеша Бычков вновь едет на Чукотку строить там социализм. 

Фильм «Семеро смелых» вышел на экраны в 1936 году. Картина была первым опытом советских кинематографистов по созданию кино о покорении Арктики, это практически единственный фильм снятый современниками о современниках где главный герой арктический регион. Какими были эти ЛЮДИ?

В газете публикуется письмо с предложением организовать комсомольскую зимовку в Арктике. Откликается 409 человек. Комиссия отбирает 6 заявлений и через три месяца группа высаживается в бухте «Радостной». Когда очертания доставившего зимовщиков парохода скрываются за горизонтом, комсомольцы обнаруживают «арктического зайца» - Петра Молибогу, который, как Чебурашка проделал путь к мечте в ящике с оборудованием. Таким образом, героев фильма становится семеро. 

В фильме нет какого-то четко выстроенного сюжета, обычная каждодневная героическая работа в очень сложных условиях. Понятно, что страна  крепнет, осваиваются новые горизонты и Арктика один из перспективных проектов. 

Фильм во многом хрестоматийный, все сьемки происходили в реальных условиях, и актеры переживали нагрузки такие же, как и их герои. Глядя на экран зритель чувствует уверенность в завтрашнем дне, работа актеров очень выверена и спокойна. В общем – «Лейся песня на просторе, не скучай не плач жена, штурмовать далеко море посылает нас страна...». Песня из фильма стала шлягером и звучит до сих пор. 

«Семеро смелых»  невероятно популярны в советском кинопрокате, Арктика становится актуальной и очень нашей, советской. Как иначе, если в каждом чуме местных жителей висит портрет Ленина, который хитро улыбается совершенно, чукотскими глазами. 

Обращает внимание, что довоенная тематика «арктического кинематографа» представлена исключительно комедиями, больше этого в советском и позже российском кино не повторится.  

Военный период Арктики достаточно подробно отображен в советской киноиндустрии. Абсолютное большинство из них снималось в период СССР, с участием консультантов – реальных участников событий,  поэтому картины качественные и глубокие. В кино действует поколение из фильма «Семеро смелых»,  и это самый верный и надежный залог успеха. 

Послевоенный кинематограф вновь обращается к Арктике  конца 50, начала 60 годов. Страна поднимается из военной разрухи и, нуждаясь в полезных ископаемых, устремляет свои взоры к полярному кругу, на смену поколения комсомольцев 30-х годов приходят их дети, рожденные в конце 30-х, начале 40-х годов. 

Многие фильмы сняты в наше время, поэтому широко используется цифровая графика, картины приобретают формат, звук, краски. Но куда-то уходит ощущение самой северной земли, ее первобытность и непорочность. Люди приходят забрать необходимое и для этого готовы повернуть реки вспять и растопить вечную мерзлоту. Арктика становится «Территорией», именно так называется фильм, снятый в 2014 году по мотивам фильма 1978 и одноименного романа Олега Куваева. 

Коллектив «Территории» ищет золото, по всем показателям его там нет, есть олово, а золота нет. Территорию должны закрыть, однако главный инженер Илья Чинков волевым решением организует поиски и в конце фильма находит золотоносные копи.  Образ Чинкова настолько монументален, что создается впечатление, будто полезные ископаемые возникают в советской земле исключительно усилием его воли. Чувствуется порода, не геологическая, но генетическая, поколение «Семерых смелых» подготовило надежную смену. 

Наших современников в арктическом художественном кинематографе можно разглядеть в триллере «Как я провел этим летом», где Арктика уже становится случайным фоном. Это кино можно было снять где угодно, поэтому за выбор арктического региона – спасибо. 

Перечисленные фильмы очень не большая часть, где Арктика испытывает человека. Российский кинематограф не самый массовый, в количестве снятых картин значительно уступает американцам, скандинавам и западным европейцам. Сейчас выгодно снимать документальное кино, но в нем практически невозможно увидеть людей и то, как они меняются. 

***

Сергей Палагин, специально для GoArctic



далее в рубрике