Сейчас в Архангельске

15:11 9 ˚С Погода
6+

«Ангелы революции»

Коренные народы Севера
Валерий Кондаков
9 Августа, 2022, 11:36

«Ангелы революции»
Фото: Англоязычный постер к фильму «Ангелы революции». Источник.

В 1934 году было подавлено трехлетнее восстание хантов и ненцев против советской власти, а именно против ликвидации традиционной социально-экономической структуры этих народов. Через 80 лет известный своим мифотворчеством (фиксацией придуманных им и Денисом Осокиным мифов) режиссер Алексей Федорченко снял фильм об этих событиях, вернее, о противостоянии коренных народов Арктики попыткам авангардистов советизировать их.

Проблемы жителей приобской тундры с советской властью начались в 1931-м году, когда была построена Казымская культбаза. Ее задачей была культурно-массовая работа с местным населением для его «отрыва от кулацко-шаманского влияния». Сама культбаза состояла из 14 построек, в том числе - больницы, школы-интерната, дома народов севера, ветеринарного пункта, банно-прачечной, склада, овощехранилища, ледника, кухни и трех жилых домов для сотрудников.



Счастливые «казымцы» с подарками от советской власти. Кадр из фильма «Ангелы и революция».

Казалось бы, кто же откажется от «благ цивилизации», но хантам и ненцам не понравилось, что сначала их заставили насильно вывозить лес для строительства культбазы, а потом стали забирать детей для обучения в школе-интернате. В конце 1931 года среди школьников вспыхнула эпидемия ветряной оспы, был объявлен карантин, но обеспокоенные отсутствием возможности общения родители забрали детей и предъявили требования о закрытии культбазы. После этого, опасаясь кары, большинство «казымцев» вместе с оленьими стадами откочевало в тундру подальше от культбазы, выходя из-под контроля советской власти.

В конце 1932 года было принято решение о ловле рыбы в священном для местных жителей озере Нумто. Там в апреле 1933 года произошел конфликт между местными ненцами и представителями власти, а в конце года «казымцы» похитили пятерых русских и, после проведения гадания («бог потребовал смерти») задушили.



Восставшие в масках. Кадр из фильма «Ангелы и революция».

В ответ на жертвоприношение на культбазу из Свердловска прибыли усмирительные отряды в количестве около 50 человек. Произошли массовые задержания (одно из них со стрельбой): опергруппа ОГПУ арестовала 88 местных жителей, из которых позднее (по приговору) были расстреляны 11 человек, а более 30-ти получили различные тюремные сроки. Восстание было подавлено, но память о нем сохранилась среди местных жителей.

Об этих событиях Алексей Федорченко снял фильм «Ангелы революции», в основу сценария легла небольшая повесть Дениса Осокина «Ангелы и революция. Вятка 1923». Это уже третья совместная работа Федорченко и Осокина: в 2010 на экраны вышел фильм «Овсянки» о мерянском «традиционном» обряде погребения, а в 2012 году – «Небесные жены луговых мари» о традициях и культуре марийского народа.



Местная женщина проводит обряд над Полиной (в красном углу местный идол, икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и бюст Ленина. Всем им перед обрядом губы мажут кровью). Кадр из фильма «Ангелы и революция».

В случае с «Ангелами революции», как это почти всегда бывает у Федорченко (да еще и в тандеме с Денисом Осокиным), режиссер снял кино не историческое, а мифологическое, которое в духе постмодерна преподносится как «основанное на реальных событиях». Да, восстание было и советизировали ненцев и хантов реальные люди, просто Федорченко придумал им биографии, вернее позаимствовал их у советских авангардистов.

По сюжету фильма восстание начинается с того, что ненцы и ханты забрали своих детей, и отказались становиться советскими людьми. Тогда правительство посылает для их замирения и советизации спец-агента Полину Шнайдер (Дарья Екамасова) по прозвищу «Полина-Революция» (прообраз – Лариса Рейснер и др. советские революционерки, но имя и фамилия взяты у подлинного участника событий). Полина набирает себе супер-команду, но не мстителей, а авангардистов. Благо к тому времени они уже были совсем не нужны советской власти, но могли пригодиться в борьбе с «мракобесием» (по мнению коммунистов-атеистов) – традиционными верованиями жителей приобской тундры. Вообще довольно здравая идея: мыслящим образами хантам и ненцам попытаться донести советскую идею через язык авангарда, действительно порою смыкающимся с архаизмом.



Супер-команда авангардистов примеряет гробы. Кадр из фильма «Ангелы революции».

Первый, композитор и дирижёр Иван (Олег Ягодин, прообраз – Арсений Авраамов) отказывается ехать, так как устал от крови. Второй, режиссер Петр (Павел Басов, прообраз – Сергей Эйзенштейн, в фильме есть кадры деконструкции «Да здравствует Мексика!»). Третий, адепт огненного погребения, а попросту говоря – кремации Николай (Константин Балакирев, прообраз – Дмитрий Осипов). Четвертый, театральный режиссер и поэт Смирнов (Алексей Солончев, прообраз – Освальд Глазунов с чертами Мейерхольда). Пятый скульптор (автор памятника Иуде Искариоту) и фотограф Захар (Георгий Иобадзе, прообраз – Сергей Меркуров).



Полина-Революция и Кызымская богиня. Кадр из фильма «Ангелы революции».


На исходе часа просмотра эта пятерка авангардистов сформирована и готова нести культуру в массы ненцев и хантов. Они прибывают на стойбище Обатиных в Казым и решают ударить революционным авангардом по «оленеводческой отсталости»: объяснить советскую идею (без электрификации) языком наивного искусства. Они устраивают лекции, пока ненецкие женщины готовят, проводят супрематические выставки (оленеводы радостно распознают чум в черном треугольнике), открывают музей и лазарет, где рождается «первая девочка советской Югры» – Екатерина Обатина, которую нам покажут старой, но бодрой в завершении фильма. Главное, они путешествуют на остров Кызымской богини, любящей кошек как древнеегипетская Бастет. Там они проводят свой обряд и снимают об этом авангардистский фильм, который потом показывают ненцам и хантам, проецируя на дым от костра.



Лесные ненцы и ханты смотрят супрематическую выставку. Кадр из фильма «Ангелы революции».

Однако, местные оказались чужды авангардному искусству. Богиня сказала шаманам, что если убить большевиков, то придет царь и все изменится к лучшему. Авангардисты гибнут. Отложивший дирижёрскую палочку и взявший наган Иван возглавляет карательную экспедицию и подавляет восстание. После чего он залезает в корзину воздушного шара (в котором авангардисты хотели отправить местных жителей в полет) и кончает жизнь самоубийством.

Вот такое постмодерн-неоавангардное кино снял Алексей Федорченко: историчности нет, но режиссер к ней и не стремился. Его задача – мифотворчество, как у его кумира Эйзенштейна. Яркие и интересные картины Федорченко ценят и любят в Европе, поэтому такими там видят лесных ненцев и хантов, надеюсь, понимая постмодернистские намеки автора. Если реализм в фильме Федорченко есть, то он магический.

 

***

Автор: В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике