Сейчас в Архангельске

07:37 5 ˚С Погода
18+

Арктический диктант «Русской Арктики» и его роль в экологическом образовании

Необходимо периодически делать себе встряску: вспоминать факты, повышать осведомлённость.

Образование Русская арктика Арктический диктант
Иван Мизин
3 апреля, 2023 | 14:42

Арктический диктант «Русской Арктики» и его роль в экологическом образовании
Идёт диктант! Фото национального парка «Русская Арктика»

Каких только диктантов не проходит в России в 2023 году! Если обратиться к специальному сайту, то мы увидим, что к проверке знаний по самым разным темам приглашают людей всех профессий и возрастов. Тут и литература, и знание языков, и техника и даже противодействие коррупции. Всего диктантов больше тридцати! Как говорится, выбирай на вкус и участвуй, проверяй себя.

Национальный парк «Русская Арктика» давно уже ведёт активную работу с широкими слоями населения, поэтому внедрил и это интересный формат в свою деятельность, организуя уже не первый год так называемый диктант «Арктический» (ну правильно, а какой же ещё?).



Много хороших и разных арктических диктантов

Строго говоря, таких диктантов в стране в текущем году несколько. Один проводят московский Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий» и Департамент образования и науки города Москвы, другой организуют МЧС и Политехнический университет. В первом случае «Арктический диктант» является этапом конкурсного отбора в полярную экспедицию. Задания диктанта проверяют знания по истории освоения и географии самых северных районов страны. Чтобы написать диктант, нужно разбираться в экологических проблемах региона, знать о его природных особенностях и климате.

А вообще, если вспомнить короткую историю этого мероприятия, то, например, «Арктический диктант» проходил в Санкт-Петербурге 20 и 21 мая 2019 года. Его участниками стали около четырёхсот человек, и он был посвящён Дню полярника. Этот диктант проходил на пяти площадках города: в Государственном университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, в Институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, Морском техническом колледже им. адмирала Д.Н. Сенявина, а также в Санкт-Петербургском государственном университете и в Российском государственном гидрометеорологическом университете. Участникам был предложен тест из двадцати семи вопросов: факты о природе, даты открытий, о том, кто первый полярный путешественник, роли Санкт-Петербурга в освоении Арктики.

В августе 2021 года в Арктическом диктанте участвовали жители Кольского полуострова в рамках Всероссийского слёта юных туристов в честь столетия начала знаменитой арктической экспедиции на пароходе «Малыгин» – первой экспедиции плавучего морского научного института для проведения различного рода наблюдений в Баренцевом и Карском морях. Пришедшие его написать должны были ответить на тридцать вопросов по четырём тематическим блокам: Великая Отечественная Война в Заполярье; История открытия и освоения Арктики; Современные экологические проблемы Заполярья; Природа Арктики.
А для подготовки к успешному прохождению этого испытания, можно было посмотреть предлагаемую заранее обширную литературу, например, такие книги:

  • Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время: Историко-краеведческий словарь. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2001. — 333 с. 

  • Поморы // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

  • Cаамы / Этноциклопедия // URL: http://www.etnosy.ru/taxonomy/term/380.

  • История / Росатомфлот // URL: http://www.rosatomflot.ru/o-predpriyatii/istoriya/

  • Красная книга Мурманской области / Андреева В. Н. и др.. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2003. — 393 с. 

  • Лапландский природный биосферный заповедник // URL : http://www.laplandzap.ru. /Министерство образования и науки Мурманской области / 

  • Киселёв А. А., Киселёва Т. А. История Мурманской области (1917-1992 гг.): Учебное пособие для старшеклассников школ, гимназий и лицеев. — Мурманск, 1995. — 247 с. 

  • Попов Г. П., Давыдов Р. А. Мурман. Очерки истории края XIX — начала XX в.. — Екатеринбург: УрО РАН, 1999. — 220 с.  

Таким образом, подготовка в части краеведения проводилась серьёзная.

По такой же схеме и в те же даты был проведён Арктический диктант Министерством образования и спорта Республики Карелия «в целях популяризации культурного и природного наследия Арктической зоны Российской Федерации, организации просветительской деятельности, направленной на привлечение детей и молодежи к задачам освоения и развития Российской Арктики».



Но всё-таки первым организатором была «Русская Арктика», когда школьники написали «Арктический диктант» в апреле 2018 года. Тогда участниками этого действа стали ученики девятнадцати школ города Архангельска. Им были предложены сорок вопросов с вариантами ответов, связанных с географией, историей освоения территории «Русской Арктики» – полярных архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, с обитателями самого большого и самого северного национального парка России: белым медведем, морскими млекопитающими и птицами.

 

Участники первого архангельского «Арктического диктанта». Фото национального парка «Русская Арктика»


К 2023 году сотрудники отдела экологического просвещения проделали большую работу. Было разработано специальное Положение об «арктическом диктанте», где прописали все условия, требования и особенности этого мероприятия. Оно было представлено как «просветительская акция». Вот некоторые выдержки из этого документа: 

  • Участниками Диктанта могут стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком независимо от возраста, образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства.

  • Стать участником Диктанта можно, обратившись на любую площадку его проведения, независимо от места жительства (регистрации).

  • Площадками проведения Диктанта могут выступать любые организации, включая в том числе образовательные организации, общественные организации.

  • Диктант составляется в одном варианте для всех возрастов. Задания Диктанта состоят из вопросов открытого и закрытого типа, в том числе заданий на установление верного порядка, выбора лишнего варианта из группы, установления соответствия и других, разработанных на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования в Российской Федерации. Диктант состоит из 30 вопросов.
    ...

  • По результатам Диктанта организатор площадки предусматривает награждение победителей Диктанта:

Диплом 1 степени – результат 30 баллов

Диплом 2 степени – результат 27-29 баллов

Диплом 3 степени – результат 24-26 баллов

 

Вопросы сложные и  интересные

И в 2023 году в этом образовательном проекте национального парка «Русская Арктика» приняли участие две тысячи шестьсот человек на более чем пятидесяти площадках! Кроме Архангельска и Архангельской области, его писали во Владимире, Мурманске, Кировске Мурманской области, Пролетарске Ростовской области и в Якутске. Диктант писали в школах, колледжах, институтах, библиотеках и молодежных центрах: школа №3 города Новодвинска, школа №5 города Коряжмы (Архангельская область) собрали в день написания более двухсот участников. При этом, конечно, основной площадкой диктанта стал визит-центр парка в Архангельске «Арктическое посольство».



Зал визит-центра, где ежедневно проходят мастер-классы для детей, стал площадкой для диктанта


Здесь в течение дня диктант писали все желающие: школьники и учащиеся колледжей, а также и люди среднего возраста, и пенсионеры. В «Арктическом посольстве» был написан один из двух диктантов-победителей, вторая работа, набравшая максимальные тридцать баллов, поступила из Наводовской основной школы Шенкурского района Архангельской области. Шесть участников набрали «серебряные» и «бронзовые» баллы.

По мнению участников, вопросы были сложными, но интересными, «требующими синтезированных знаний из разных школьных предметов: географии, биологии, истории».



В визит-центре национального парка начинается «Арктический диктант». Фото национального парка «Русская Арктика»


Серьёзно изменились и вопросы (как содержание, так и их подача) по сравнению с 2018 годом. Вот некоторые примеры (читатели могут проверить свои знания):

Вопрос.

Атомный ледокол «50 лет Победы» идёт на Северный полюс по открытой воде. Команда с мостика видит впереди небольшую льдину.

Отметьте галочкой правильный вариант ответа:

А) Это же атомный ледокол – ему ничего не страшно – он пойдёт на льдину.

Б) Ледокол обойдёт льдину – безопасность прежде всего.

В) Ледокол остановится и продолжит движение после того, как льдина пройдет мимо.

Вопрос.

Этот остров был открыт только в 1930 году, но его существование было предположено в 1924 году благодаря отклонениям морских течений. Предсказал существование острова и первый сошёл на него этот человек. Кстати, остров назвали его фамилией. (Следует написать название острова).

Вопрос.

У входа в одно из зданий полярной станции на острове Рудольфа весной 1937 года стоял замороженный белый медведь. В лапах его было блюдо, покрытое полотенцем, каравай и солонка. Что висело на цепи на шее медведя?

Отметьте галочкой правильный вариант ответа:

А) Кобура с наганом.

Б) Фляжка с коньяком

В) Ключ от Северного полюса

Г) Инструкция по предотвращению нападений медведя на человека.

Вопрос.

Этот хищник, как правило, охотится на жертв, которые не могут оказать ему сопротивление.  Он нападает на них их засады. Острый слух и чуткий нюх помогают ему в охоте. Ведёт преимущественно одиночный образ жизни, но самки очень привязаны к детенышам. По отношению к человеку в целом не агрессивен, но иногда может и напасть. На Земле Франца-Иосифа наши сотрудники ни разу не встречали этого зверя, а вот на соседнем Шпицбергене один из них жил, к сожалению пару лет, назад его не стало. (Следует написать название зверя).

Вопрос.

Как нужно поступить с использованной батарейкой и почему? (Ответ в произвольной формулировке).

Вопрос.

Что можно обозначить как границу Арктики:

Отметьте галочкой правильный вариант ответа:

А) Северный полярный круг

Б) Граница тундры и тайги

В) Линия среднемесячных многолетних июльских температур 100С

Г) Все ответы верны

Д) Нет ни одного верного ответа


Для чего нужны арктические диктанты

Проведение любого диктанта – это всегда событие для его участников. Волнение присутствует! Хочется ответить на все вопросы правильно! Но это довольно сложно, так как требует не только знаний, но способности к логическому мышлению. И всё равно желающих пройти это своеобразное испытание – много. Например, для учащихся кадетского морского класса это полезно вдвойне, ведь впереди этих ребят ждёт сложная морская профессия, связанная со льдами Ледовитого океана. Взрослые просто хотят актуализировать свои знания, а для сельских или удалённых школ это ещё и отличная возможность почувствовать себя в одной большой команде с настоящими полярниками – сотрудниками парка «Русская Арктика», лучшего заполярного национального парка страны, в котором работают учёные, просветители и хранители природы и истории. Для юных участников «Арктического диктанта», кстати, существует и возможность посмотреть своими глазами на места и животных, о которых они отвечают в ходе диктанта. Уже несколько лет ФГУП «Росатомфлот» реализует такую возможность, проводя специальные образовательные круизы на Северный полюс через архипелаг Земля Франца-Иосифа. Поэтому если кто-то увлечётся арктической темой всерьёз, он может из любого города попытаться попасть на борт атомного ледокола «50 лет Победы». А для более старших участников можно потом попробовать подать заявку с инициативным проектом для участия в «Арктическом плавучем университете», ежегодно стартующем из Архангельска к далёким островам. Но это всё – для настоящих знатоков, поскольку набрать большое количество баллов сложно… Это отмечают многие, прошедшие через испытание диктантом в визит-центре национального парка. 

Не секрет, что уровень образованности общества падает, а количество информации растёт, люди в ней «тонут» и не могут часто отличить правду от фальши. Поэтому необходимо периодически делать себе встряску: вспоминать факты, повышать свою осведомлённость. А это уже может быть первым шагом к принятию обоснованных решений и формированию объективного мнения по разным вопросам. Кроме того, площадки этих всех диктантов, и Арктический не исключение, собирают разных людей вместе. Это тоже полезно в эпоху тотальной разобщённости людей, помогает понять, что мы – общество, что вовлечены в какое-то совместное дело. Пройдя через диктант, человек получает не только порцию личных знаний, но и ощущение коллектива. Возможно, некоторых это даже подтолкнет к участию в каких-то проектах и программах. Ну, а для детей это вообще полезно: своеобразный дополнительный экзамен, где за возможную неудачу никто не поругает, а эмоциональный положительный эффект от участия в таких глобальных мероприятиях трудно переоценить. Ну и плюс к процессу обучения в школе: формулировки даже знакомых тем под неожиданным углом полезны для работы детского мозга. В общем, можно смело сказать, что «много диктантов не бывает», а Арктический – уже традиционная и важная часть этого процесса!



После диктанта – посещение музея «Русской Арктики». Фото: И.А. Мизин


***

Иван Андреевич Мизин, зоолог, к.б.н., заместитель директора по научной работе национального парка «Русская Арктика».


Источники:

1.        https://arctic-blog.livejournal.com/321350.html  

2.        https://gov-murman.ru/info/news/413641/

3.        https://pulse.mail.ru/article/v-bolshuyu-arkticheskuyu-ekspediciyu-priglashayut-shkolnikov-stolicy-1587423261101467360-1353973412384678595/

4.        https://kemrk.ru/news/2021/7205326488/?page=17

5.        http://www.rus-arc.ru/ru/News/Details/898c3c56-90e6-45df-9168-cbbe6bf7a5ae

6.        https://dictant.site  

далее в рубрике