Сейчас в Мурманске

02:09 15 ˚С Погода
6+

«Белый ягель»: ненецкий любовный треугольник на экране

О Науке и культуре Коренные народы Севера
Валерий Кондаков
31 Июля, 2022, 11:06

«Белый ягель»: ненецкий любовный треугольник на экране
Плакат к фильму «Белый ягель».


Ненцы (устаревшие название — самоеды) — самодийский народ, населяющий побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

В 2014 году на экраны вышел российский фильм о ненецком любовном треугольнике в условиях тундры – «Белый ягель» (режиссер Владимир Тумаев).

Мало кто знает, что великий актер и оскароносный режиссер Владимир Меньшов (1939 – 2021 гг.) был еще и успешным кинопродюсером. Прочитав сценарий, написанный на основе произведений ненецкой писательницы Анны Неркаги, Владимир Валентинович им заинтересовался и пригласил для экранизации Владимира Тумаева.


2.png

Владимир Меньшов и актеры фильма «Белый ягель». Источник: fg24.ru


Тумаев согласился и стал подбирать актеров. С этим сразу возникла проблема, так как профессиональных киноактеров, знающих ненецкий язык (а именно на нем говорят большую часть фильма), мягко говоря, не хватало. На главные роли были приглашены актер из Калмыкии Евгений Сангаджиев (Алешка), актриса из Бурятии Должин Тангатова (мать Алешки), актер с Алтая Николай Шумаров (позднее он сыграет тунгусского шамана Германчу в новой экранизации «Угрюм-реки»), а также многочисленные звезды Сахавуда: Галина Тихонова (Савене – жена Алешки), Ирина Михайлова (Анико – возлюбленная Алешки), Ефим Степанов (известный по роли якутского шамана Хохочоя в «Тайне Чингис Хаана»), Петр Баснаев и др. Настоящие ненцы тоже участвовали в съемках фильма, но на второстепенных ролях.


3.jpg

Алешка на фоне чума. Фото со съемок.


Фильм «Белый ягель» начинается с того, что ненецкие дети убегают от вертолета, который должен отвести их в школу-интернат. Ожидаешь показа нелегкой интернатской жизни маленьких оленеводов, оторванных от родителей, в духе «Саамской крови». Однако этого не происходит и лишь закадровый голос буднично сообщит, что немногие повзрослевшие ненцы вернутся в родные стойбища, большинство же выберет городскую жизнь.

Тем не менее ненец Алешка вернулся в тундру к матери и оленям, но не забыл свою школьную любовь Анико, оставшуюся в городе. Мать Алешки настойчиво пытается женить сына, так как ей нужна помощь по хозяйству. С этой целью она разворачивает православную икону ликом к стенке чума и просит своих семейных духов (также заинтересованных в продолжении рода) поспособствовать женитьбе. Пока Алешка охотится, мать сама выбирает и привозит ему невесту по имени Саване. На скромной свадьбе, где гости пьют водку и чай из блюдец, все убеждают Алешку, что «стерпится – слюбится», однако он упрямо не идет на контакт, помня об Анико.


4.jpg

Нелюбимая Саване. Кадр из фильма «Белый ягель».


Вскоре происходит трагедия: погибает мать Анико, и дочь приезжает простится. Вместе с ней приезжают безработные сын и дочь старика-ненца Хасавы, который надеется, что дети вернутся насовсем. Однако они совсем оторвались от стойбищной жизни: для них олени – это просто деньги, а не «смысл жизни ненца». Дети просят свою долю, и убитый горем старик пускает все стадо под нож, после чего довольные отпрыски продает туши русскому Павлу. Павел – фигура противоречивая: с одной стороны, он скупает шкурки песца, бивни мамонта и пр. у ненцев, продавая им паленую водку; с другой стороны, он помогает им («собирает их пьяными, чтобы не замерзли», подвозит от вертолета до стойбища и пр.).


5.jpg

Любимая Анико. Кадр из фильма «Белый ягель».


Кратковременное появление Анико дарит нам прекрасную романтическую сцену – она целуется с Алешкой, стоя на вышке, откуда можно позвонить в город. Это происходит под прекрасным (хоть и «нарисованным на компьютере») арктическим звездным небом.

Тем не менее Анико возвращается «в цивилизацию», а Алешке остается только напиваться паленой водкой, сначала взятой в долг, а потом украденной. Только пение ненецкой матери своему ребенку возвращает в нем желание жить. Савене, уставшая от семейной нелюбви, уезжает ночью к своей матери. По дороге на нее нападает волк-одиночка, но случайно оказавшийся рядом пьяный Алешка убивает зверя. От алкоголя, адреналина и мороза Алешка принимает свою жену за Анико и наконец исполняет супружеский долг рядом с неостывшим телом волка.


6.jpg

Алешка и Савене в чуме. Кадр из фильма «Белый ягель».


Такой неоднозначный конец представляется еще более странным из-за предшествующей сцены, в которой отец Анико на родовом кладбище рассказывает умершей жене, что дочь вернулась жить из города и они с Алешкой сыграли свадьбу. Получается, что трагический ненецкий любовный треугольник (как в фильме «Река» Балабанова) продолжит свое существование. Впрочем, данная сюжетная странность может объясняться тем, что режиссер очень спешил с финальным монтажом, чтобы успеть к Московскому международному кинофестивалю, где он, кстати, получил приз зрительских симпатий.

Следует отметить, что несмотря на то, что главные роли исполнили не этнические ненцы, фильм получился очень ненецким. В нем показан быт (жизнь в чуме, перекочевки), обычаи (свадьба, погребение), кухня (употребление сырых оленьих внутренностей) и верования (общение с родовыми духами) народа. Все это несмотря на блага цивилизации (мобильные телефоны, планшеты, снегоходы и пр.) продолжает жить в ненецких оленеводах.


7.png

Традиционный быт ненцев глазами оленя. Кадр из фильма «Белый ягель».


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике