Сейчас в Мурманске

15:49 6 ˚С Погода
6+

«Без темных очков»

О науке и культуре
Валентин Юшкевич
20 Сентября, 2022, 14:02

«Без темных очков»

Изображения предоставлены РГМАА


«Во многих сотнях собранных мною в северных странствиях рисунков и этюдов я старался запечатлеть прямо с натуры все, что меня интересовало, никогда не пользуясь фотографией…» С этих строк начинается предисловие к книге «Без темных очков», которую написал Игорь Рубан – первый художник, которому было присвоено звание «Почетный полярник СССР». Точно так же называется и выставка его графических работ, которую в Российском государственном музее Арктики и Антарктики (РГМАА) приурочили к 110-летию со дня рождения художника. 

В заочную полемику с фотографами Игорь Рубан вступал не зря. К тому моменту, когда он раз за разом дрейфовал на полярных станциях «Северный полюс» (а за его плечами шесть экспедиций), золотое время, когда в любое путешествие на полюса Земли брали профессиональных художников, прошло. К середине ХХ века их успешно заменили фотографы и кинооператоры. 

«И хотя в годы экспедиций, в которых участвовал Игорь Рубан, техника была не на таком уровне, как сейчас, вопрос сосуществования фотографии и натурных зарисовок, да и вообще роли художника, его очень волновал. В книге «Без темных очков» он говорит, что фотография подобна сухому вахтенному журналу и именно натурные зарисовки художника действительно могут передать эмоциональное состояние момента», – отметила на открытии выставки зав. сектором рисунка Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Елизавета Абрамова. 


1111.jpg


Чтобы передать эмоции, Игорь Рубан не жалел себя. По воспоминаниям руководителя экспедиции «СП-17» Юрия Константинова, художник писал этюды и делал зарисовки не только с утра до вечера, но и привязывал к карандашу электролампочку, чтобы работать ночью. А поскольку краски на морозе было разводить невозможно, то Рубан разводил их авиационным керосином. При этом для экономии места натягивал на подрамник сразу несколько холстов или писал на обеих сторонах.

Живописи художник учился у Игоря Грабаря, а рисунку у Дмитрия Кордовского, и оба мэтра видели в нем очевидный талант. Возможно, его творческая судьба могла сложиться иначе, но более сорока лет он отдал именно полярной тематике, став одним из наиболее ярких авторов, воспевающих высокие широты. Некоторые его работы сейчас хранятся в Третьяковской галерее, а сам он основал художественный музей в Тикси.

«Творчество Игоря Павловича достаточно широко представлено в нашем музее. У нас хранится около 100 его работ. Многие живописные полотна выставлены в наших основных залах Арктики и Антарктики, но на этой выставке мы сконцентрировались на его графике, которая хранится в запасниках», – рассказывает директор РГМАА Наталья Петрова. 


Графика Рубана_page-00041.jpg


Таким образом, широкая публика впервые сможет увидеть 38 графических листов, хранящихся в музее. Причем организаторы сопроводили авторские наброски текстами из его же книг. Ведь Рубан блестяще владел не только кистью и карандашом, но и словом, являясь автором 6 книг и членом Союза журналистов.

«Идея устроителей выставки сопроводить рисунки Рубана цитатами из его литературного наследия вызывает ассоциации с известными «Живописными путешествиями» XVIII века, в гравированных томах которых живой рассказ путешественника сопровождался многочисленными изображениями. Разумеется, чтобы подготовить такие тома, художники должны были сделать сотни рисунков», – комментирует Елизавета Абрамова.


научный сотрудник РГМАА Ольга Шауро проводит первую экскурсию по выставке И.Рубана.jpg

Научный сотрудник РГМАА Ольга Шауро проводит первую экскурсию по выставке И. Рубана.


Среди представленных работ наброски, сделанные Игорем Павловичем в ходе его экспедиций в Арктику и Антарктиду. Он был первым, и долгое время оставался единственным художником, которому удалось поработать на обоих полюсах Земли. 

«Это преимущественно бытовые зарисовки, которые могли служить ему основой для полноценных живописных полотен. На некоторых листах даже присутствуют авторские записи с подсказками, чтобы потом в мастерской развить ту или иную тему», – уточняет Наталья Петрова. 


Графика Рубана_page-00051.jpg


В музее сокрушаются, что по уважительным причинам на открытие из Москвы не смог приехать сын художника Георгий Игоревич, который ведет большую работу по сохранению творческого наследия своего отца. Но в октябре его ждут здесь с большой и содержательной лекцией. 

Что же касается выставочной деятельности, то у руководства РГМАА она расписана вплоть до конца этого года. Уже 21 сентября здесь откроется фотовыставка работ из личного архива известного полярника и ученого Николая Корнилова. В конце октября – выставка о роли собак в ходе освоения человеком Арктики. В ноябре, в Музее ПСПбГМУ им. акадеимка И.П. Павлова все желающие смогут познакомиться с историей арктической медицины, а завершится год в особняке Румянцева масштабной выставкой «Культурный код. Каверин 2:0» по мотивам знаковой книги «Два капитана». 


***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике