Сейчас в Мурманске

14:00 -2 ˚С Погода
18+

Чудо из «рыбьего зуба»

Холмогорская резьба по кости является одним из самых узнаваемых видов народного творчества Архангельского Севера

Коллекция GoArctic
2 января, 2024 | 17:04

Чудо из «рыбьего зуба»

Фрагмент иллюстрации из книги Н.Д. Буторина «Жизнь в любимом деле»


О волшебной холмогорской резьбе по кости мы впервые рассказывали 31 октября 2018 года.


Север часто ассоциируется с холодом, снегом и морозом. А можете ли вы представить, что «белые морозные узоры» не тают у огня, тёплые на ощупь и украшают ваш быт? Ответов на эту загадку может быть два: ажурная холмогорская резная кость и белоснежные вологодские кружева. Именно холмогорская резьба по кости является одним из самых узнаваемых видов народного творчества Архангельского Севера. Резные изделия из кости – это древнейший и наиболее распространенный в мире вид декоративно-прикладного искусства. Поскольку кость животных – это доступный материал как для народов-охотников, так и для народов, занимающихся разведением скота, предметы быта, орудия труда и украшения из этого материала изготавливали и в Африке, и на Востоке, и на Крайнем Севере. Художественная обработка кости промысловых и домашних животных в нашей стране получила особое распространение именно на севере. Исследователи выделяют три таких центра, имеющих свои уникальные особенности и традиции:

  1.  Холмогоры в Архангельской области – ажурная и рельефная резьба предметов быта и украшений;

  2.  Тобольск в Западной Сибири – миниатюрная скульптура из кости, изображающая людей и природу края;

  3.  Чукотка – скульптура животных и гравировка по кости на бытовые темы.

На Русском Севере кость резали от Архангельска до Сольвычегодска, но центром, несомненно, являлись Холмогоры и окрестности. Именно здесь во второй половине XVII века складываются традиции и технологии промысла. Это было связано с обилием пригодного материала, который поморы добывали в северных морях. Особенно ценился мастерами «рыбий зуб», так здесь называли моржовые клыки. Этот материал был дешевле привозной слоновой кости и более удобен для обработки.




Кроме «рыбьего зуба» северные косторезы любили работать с «голубой костью» – это бивни мамонта. Ископаемую кость находили на берегах морей и рек промысловики, выкапывали на пастбищах ненцы-оленеводы. Зубы кашалота также использовался холмогорскими мастерами.

В музейных экспозициях и на прилавках магазинов можно увидеть холмогорские изделия из «простой кости» (цевка). Северные косторезы за четырёхвековую историю промысла научились обрабатывать обычную кость домашних животных (чаще коровью) и рога лося так, что они выглядят не менее эффектно, чем морж, слон или мамонт.

Кость – непростой для художественной обработки материал. Чтобы работать с ней, надо быть очень внимательным и терпеливым. Н.Д. Буторин (1934 – 2013), знаменитый косторез, заслуженный художник России, писал, что кость как материал имеет жёсткие рамки: её не вытянешь, не разогнёшь, а сделанное уже невозможно исправить. Знание этого ещё больше удивляет, когда рассматриваешь костяные кружева и узоры северных мастеров.



Буторин Н.Д. Ваза «Баллада о Севере» и кубок «Лесные мотивы». Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба

Штанг А.Е. Настольное украшение «Северные мотивы». Моржовый клык. Ажурная, рельефная резьба. XX в.


Уникальность холмогорской резьбы по кости связана с тем, что несмотря на свою красоту, декоративность и изящество, большинство изделий, созданных косторезами, – это предметы, имеющие конкретное практическое применение. Народные умельцы создавали из кости ларцы, табакерки, гребни, шкатулки, настольные туалетные комоды, игольники, кубки, вазы и даже мебель. Северные мастера по художественной обработке кости могли выполнить всё - от женского гребня до иконы, от мундштука до портрета императора. 



Коробка для рукоделия. XVIII в. Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл


Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь». Архангельская губерния. 1760–1780-е гг.


Особым спросом костяные изделия пользовались в XVIII веке, они были широко распространены по всему Северу и дальше – по всей России. Русские цари почитали это старинное искусство. Пётр I не только покровительствовал холмогорским мастерам-резчикам, снабжал их образцами западного косторезного искусства, но и сам пробовал свои силы в этом ремесле. Изделия из кости пользовались большой популярностью у высшего дворянства. Ими украшались дома, их вручали важным особам в качестве памятных подарков и наград. В Оружейной палате в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге можно увидеть работы холмогорских косторезов, которыми пользовались русские правители. Известно, например, что Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Шахматы холмогорского резчика Осипа Дудина были приобретены для великого князя Павла Петровича.

К концу XIX века в аристократической среде мода на костяные изделия постепенно проходит, а для других слоёв населения большинство этих изделий были слишком дороги. Чтобы иметь доход, мастера были вынуждены отказаться от крупных, дорогих и сложных в исполнении уникальных предметов. Зато на поток было поставлено изготовление более дешёвых небольших бытовых предметов, которые могли себе позволить мелкие дворяне и чиновники, разночинцы. Сегодня, путешествуя по России, даже в небольших музеях и музеях-усадьбах, имеющих историко-бытовую экспозицию XIX века, можно увидеть мундштуки, ножи для бумаги, дамские веера, брошки, маленькие коробочки, табакерки, рукоятки к зонтам и тростям, созданные северными косторезами. Негативно на промысел повлияло и то, что к концу XIX века резко сократилась добыча моржа в северных морях. Власти не заботились о сохранении косторезных традиций. Всё это привело к тому, что художественная обработка кости на Архангельском Севере почти перестала существовать. Холмогорские крестьяне, заботясь о благополучии своих детей и понимая, что косторезное ремесло их не прокормит, отказывались обучать их резному делу.

О необходимости сохранения косторезного искусства в Холмогорах впервые заговорили ещё в конце XIX века. В 1885 году при Ломоносовском училище был открыт класс резьбы по кости. Но финансовые и организационные проблемы привели к тому, что в 1900 году класс был закрыт. За пятнадцать лет своего существования он не возродил косторезный промысел, но воспитал несколько талантливых резчиков.

С приходом советской власти интерес к народному творчеству усилился и даже получил государственную поддержку. В 1929 году в Ломоносове был организован Холмогорский учебный пункт художественной резьбы по кости, реорганизованный в 1930 году в профессионально-техническую школу имени М.В. Ломоносова. Интересно, что благодаря этой школе художественной обработке кости впервые стали обучать не только юношей, но и девушек. Программа обучения предусматривала как теоретические занятия (история скульптуры и лепки, композиция, технология обработки кости), так и практическое обучение технике резьбы. Окончившие курс могли продолжить работу в организованной в 1933 году Холмогорской косторезной артели. С конца 30-х годов XX века холмогорская резьба по кости становится визитной карточкой декоративно-прикладного искусства СССР. Работы мастеров Холмогорской фабрики художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова неоднократно побеждали на всероссийских и международных конкурсах, пополняли музейные коллекции. Испытав серьёзные трудности в 90-е годы, фабрика продолжает работать и сегодня. Мастерам удалось сохранить уникальные традиции народного промысла. Сегодня в Холмогорах создают массовые изделия на продажу (серьги, броши, бусы, подвески, сувениры) и уникальные выставочные тематические произведения декоративно-прикладного искусства.



Украшения холмогорских резчиков на прилавках магазинов Архангельска. Фото Загоскиной Е.Б.


Осипов Г.Ф. Коробочка-репка. 1995. Бивень мамонта. Ажурная резьба; Коробочка «Птица». 1995. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная, объёмная резьба; Туалетная коробочка «Птицы». 2001. Кость, моржовый клык. Ажурная резьба; Нож «Фантазия». 2003. Кость. Ажурная, рельефная резьба


В холмогорской резьбе по кости мастера используют разные техники: ажурную резьбу, рельефную резьбу, цветную гравировку и окраску пластин. Выбор техники зависит от вида, цвета, формы, размера кости, а также от сюжета, задуманного автором. В зависимости от формы и размера изделия кость может склеиваться, прикрепляться к деревянной основе клеем или маленькими гвоздиками. В своей работе мастера используют токарные станки и бормашины. Именно борами различных размеров и формы создаётся ажурный костяной орнамент. Например, в XVII – XVIII веках при создании ларца, настольного комода или шкатулки кость распиливали на тонкие пластины, окрашивали их в зелёный или коричневый цвет и наклеивали на деревянную основу. Нарядность ларцам и шкатулкам придавали ажурные и резные вставки, белая кость могла украшаться цветной гравировкой. Для особой декоративности мастера под белую ажурную резьбу подкладывали цветную фольгу, благодаря чему изделие получало более богатый и праздничный вид. К концу XVIII века перестают окрашивать кость и орнаменты становятся менее яркими, а в начале XX века цветность уходит вообще, перестают использовать фольгу. Мастера в одной работе могут удивительно гармонично сочетать разные техники обработки кости: ажурную резьбу, рельеф и цветную гравировку.



Бюро-секретер. XVIII в. Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл, ажурная резьба, цветная гравировка, окрас, оклейка, обивка



Северные резчики одинаково любили орнаменты и сюжетные композиции. Орнаменты помогают мастеру передать движение: порывы ветра, снежную бурю, морские волны, гнущиеся ветви деревьев. Рельефные изображения северных животных и птиц, портреты исторических лиц и святых вплетались в ажурный растительный узор. Дополняя сюжетные изображения, орнаменты создают настроение, помогают раскрыть смысл творческого замысла художника. Во второй половине XIX века популярными у холмогорских резчиков становятся сюжеты быта ненцев: чумы, оленьи упряжки, собаки, сцены охоты. В работах мастеров советского периода, помимо традиционных сюжетов, в окружении ажурного костяного кружева появились изображения символов новой жизни: трактора, самолёты, танки и поезда, московские высотки. Народные мастера во все времена в поиске сюжетов обращались к природе, истории, литературе и окружающей их реальности. Выбор сюжета мог зависеть от господствующего художественного стиля, практического назначения изделия и творческого воображения художника. Композиционно работы северорусских косторезов отличаются, по мнению Н.Д. Буторина, симметричностью, ритмичностью, ощущением движения, взаимодействием орнамента и сюжета.



Буторин Н.Д. Ваза «Океан». 1983. Бивень мамонта. Ажурная и рельефная резьба


В каждом веке косторезного искусства были свои выдающиеся мастера. Осип Христофорович Дудин (1714–1785), уроженец деревни Денисовка, был крупнейшим мастером XVIII века. Его изделиями пользовались члены императорской семьи. Резные кружки его работы с портретами русских князей и царей представлены в экспозициях Оружейной палаты и Эрмитажа. В творчестве О.Х. Дудина резьба по кости перестала быть просто ремеслом, а стала настоящим искусством.



Мастерская Дудина О.Х. Кубок с портретом императрицы Елизаветы, Санкт-Петербург, 1759–1760. Бивень мамонта. Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, великой княгини Марии Фёдоровны и императрицы Екатерины II, Санкт-Петербург, 1776. Бивень мамонта


Особую роль в культуре Русского Севера сыграла семья косторезов Шубных. Братья Шубные с детства занимались резьбой по кости, и если Яков остался на родине, то Федот, подобно своему знаменитому земляку, ушёл с рыбным обозом из Холмогор в Петербург. При содействии М.В. Ломоносов поступил в Императорскую Академию художеств. Закончив её, Федот Иванович Шубин (1740–1805) продолжил обучение в Италии и Франции. Он был избран почётным членом Болонской академии художеств. По возвращении на родину Федот Шубин приобрёл всероссийскую известность как выдающийся скульптор, создавший галерею портретов наиболее видных представителей дворянства и знаменитых людей своего времени: Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова, И. И. Шувалова.

Николай Степанович Верещагин (1770–1813) – знаменитый мастер-косторез, на творчество которого оказал влияние классицизм. Изделия Верещагина более торжественны и графичны, орнаменты более строгие. Н.С. Верещагин – один из первых, кто стал украшать свои произведения резной скульптурой, в том числе и миниатюрными копиями знаменитых памятников: Петра I работы Фальконе и М.В. Ломоносова работы Мартоса.



Мастерская Верещагина. Ваза «Времена года». 1790. Слоновая кость, дерево, шёлк


Известными мастерами XIX века были соломбальские резчики Доронины, семьи Бобрецовых и Лопаткиных из Холмогорского уезда. В советский период традиции холмогорской художественной резьбы по кости сохраняли В.П. Гурьев, Г.Е. Петровский, М.И. Перепелкин, В.Т. Узиков, М.Д. Раков, М.А. Христофоров, П.П. Черникович, А.Е. Штанг, А.В. Леонтьева, А.С. Гурьев, Н.Д. Буторин, Г.Ф. Осипов и многие другие.



Бобрецов М.Н. Икона «Распятие с предстоящими». Архангельская губерния. Вторая пол. XIX в. Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага, рельефная, ажурная резьба, гравировка


Лучшие образцы изделий из кости, выполненные холмогорскими мастерами начиная с 1960-х годов XX века, представлены в экспозиции ГМО «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске.

19 января 2018 года в селе Ломоносове в Холмогорском районе Архангельской области открылось новое здание художественного профессионального училища №27 имени Н.Д. Буторина, рассчитанное на 40 учащихся. Для демонстрации работ выпускников при училище создан музей. Открытие нового современного здания позволяет надеяться, что у старинного промысла художественной обработки кости есть будущее.

Виртуозное мастерство северных косторезов и сегодня не кажется устаревшим. Холмогорским мастерам удалось не только сохранить народные традиции, но и привнести в старинный промысел новые идеи и приёмы. Преемственность традиций, творческий подход и любовь к своему делу – залог дальнейшего развития этого красивого северного промысла.


***

Е.Ю. Колебакина, к.и.н., доцент кафедры культурологи и религиоведения ВШСГНиМК, САФУ им. М.В. Ломоносова, специально для GoArctic


Источники фото: Альбом «Северная резная кость», Холмогорская резьба по кости


Литература:

  1. Буторин Н.Д. Жизнь в любимом деле. – Архангельск, 2011.

  2. Быстрова Е. Холмогорская резьба по кости // Народное творчество. 2007. № 3. С. 60-65.

  3. Митлянская Т.Б. Холмогорская резная кость. – Архангельск, 1991.

  4. Рехачев М. Холмогорская резьба по кости. – Архангельск, 1949.

далее в рубрике