Сейчас в Архангельске

12:09 1 ˚С Погода
18+

Фильмы «Снайпер Саха» и «Рядовой Чээрин»

Якутские снайперы на экране

Фильмы о войне
Валерий Кондаков
23 июля, 2023 | 16:15

Фильмы «Снайпер Саха» и «Рядовой Чээрин»
Фото: Якутский снайпер Егор. Кадр из фильма «Рядовой Чээрин».


Таёжная карма


Якутское кино давно играет важную роль в системе российского кинематографа. Обычно в Якутии снимают фильмы ужасов. К 65-летию победы в Великой Отечественной войне в Якутии сняли художественный фильм «Снайпер Саха» (2010) о героической службе сибирского стрелка на фронте.

Режиссером картины выступил Никита Аржаков, которому позднее доверят постановку добротного исторического боевика «Тыгын Даархан».

Начинается фильм с того, что старый якут Семен Ардахов (Спартак Федотов, известный ранее по работе в картине «Река» Алексея Балабанова со своим внуком пошел на охоту. С ребенком случился несчастный случай (или Дух тайги покарал его за святотатство): он получил травму головы, и дед просит Духа огня о помощи, вспоминая, что тоже забирал жизни, будучи на войне, но никогда не убивал детей.

Старый Семен Ардахов с раненым внуком. Кадр из фильма «Снайпер Саха».

Далее показывают военные действия, в которых молодой Семен (Джулустан Семенов, один из прообразов – Герой Советского Союза Федор Охлопков) сначала теряет брата Сергея, затем любимую – медсестру из Казахской ССР (после того, как она подарила свой оберег – иконку), но не озлобился, а остался человеком. В кульминации фильма, при снайперской дуэли раненый Аржаков, обмазавшись жиром и проплыв подо льдом несколько десятков метров, чтобы сменить стрелковую позицию, убивает-таки немецкого суперстрелка.

Уже в Берлине, когда Семен видит в оптическом прицеле юного члена фольксштурма Йоханна Райса, он не нажимает на спусковой крючок, потому что принципиально не убивает детей. Более того, он дарит немцу солдатскую флягу с водой.

Якутский снайпер в засаде. Кадр из фильма «Снайпер Саха».

Вот теперь старый Семен несет раненого внука и видит, что проезжает вездеход. Для привлечения внимания снайпер Аржаков стреляет и попадает в габаритный фонарь. Из вездехода выходит состарившийся Йоханн Райс, который забирает внука Семена и улетает на вертолете. Такова «таежная карма»: сохраняешь жизнь противнику, и позднее он спасет твоего близкого.

Также необходимо упомянуть сериал «Снайпер 2. Тунгус» (2012 год, режиссер Олег Фесенко), хотя он больше похож на «А зори здесь тихие…» чем на «снайперское кино». Тем не менее персонаж Михаил Кононов по прозвищу Тунгус (Толепберген Байсакалов, прообраз – хамниган Семен Номоконов) по-своему интересен. Он также верит в Духа тайги, совершает камлание над больной, курит трубку, редко, но метко говорит и стреляет.


«Большой мост» и партизаны без взрывчатки


Снайпер-тунгус в засаде. Кадр из сериала «Снайпер 2. Тунгус».

Уже к 75-летию победы в Великой Отечественной войне в Якутии снимали художественный фильм «Рядовой Чээрин», премьера которого состоялась в следующем году (2021). В основу сюжета была положена повесть Тимофея Сметанина «Егор Чээрин». Режиссером стал Дмитрий Кольцов, также исполнивший в картине роль лейтенанта Лободы.

Начинается фильм с демонстрации трясущихся пальцев снайпера Гурьянова (Александр Казанцев), не способного нажать на спусковой крючок. С противоположной стороны показывают матерого снайпера с простой фамилией Шульц (Юрий Гаретовский), который вместе с напарником убил всех опытных советских снайперов. Вскоре вместе с пополнением прибывает Егор Чээрин (Айтал Степанов), который ранее во время налета вражеской авиации «неприцельно выстрелил» и поразил летчика.

Якут-связист Николай. Кадр из фильма «Рядовой Чээрин».

На позиции Чээрин встречает своего земляка Николая Николаевича Николаева (Александр Алексеев) по прозвищу «три Николая», который служит радистом, и знакомится со своим напарником Гурьяновым. Выполняя боевую задачу по устранению немецкого корректировщика, Чээрин берет его в плен, а заодно убивает напарника Дирка Шульца.

Поступает оперативная информация, что немцы стягивают к данному участку фронта технику и готовятся к наступлению. Это должна проверить разведгруппа, которой придан якутский снайпер. Во время вылазки все разведчики погибают, а Егор попадает в плен. Во время допроса Чээрина просят, чтобы он сообщил по громкой связи, что «германский плен – лучший плен в мире», а от себя Егор обещает добавить по-якутски, чтобы якуты за русских не воевали.

Егор вещает по радио. Кадр из фильма «Рядовой Чээрин».

Он иносказательно дает понять, что в плену все вовсе не хорошо, а на якутском (для Николаева) передает сообщение о том, что «на реке большой мост, я остался один». Командование понимает, что операция провалена, но раз мост большой, то сможет выдержать крупную технику.

Чээрин, воспользовавшись традиционной «киношной глупостью» немцев, сбегает и попадает к непонятно откуда взявшимся партизанам, у которых есть рация, но нет взрывчатки. Егор связывается со своими и получает приказ взорвать мост. Он привязывает под мостом снаряд, чтобы позднее поразить взрыватель, который должен сдетонировать. Но не все так просто, начинается атака немецкой пехоты, а Дирк Шульц стреляет и попадает в Чээрина. Однако притворившийся мертвым якут убивает немца, из его винтовки попадает во взрыватель, взрывая мост, и возвращается к своим, которые в результате контратаки завладели немецкими траншеями.

Егор и партизаны. Кадр из фильма «Рядовой Чээрин».


Якутская специфика фильмов


Если фильм «Снайпер Саха» продолжает традицию советских фильмов о войне (с хорошими боевыми сценами, небольшой любовной линией, меланхоличным саундтреком), то «Рядовой Чээрин» уже полноценный продукт российского кинематографа с соответствующими огрехами. Роднит якутское и другое российское кино показ немецких снайперов двух типов: аристократ-охотник, охотящийся на людей, как на зверей, после чашки кофе и прослушивания классической музыки (как в «Снайпере Саха», да и в «Снайпер 2. Тунгус»), либо звероподобный мясник, получающий удовольствие от убийства (как Дирк Шульц из «Рядового Чээрина»). А вот образ особиста в якутской кино отличается от российского: он ставит тяжелую, но выполнимую задачу (как в «Снайпере Саха») или даже помогает снайперам и присоединяется к обороняющимся (как в «Рядовом Чээрине»), а вовсе не вредит красноармейцам, не прелюбодействует и не стремится всех расстрелять.

Контратака советских бойцов. Кадр из фильма «Рядовой Чээрин».

Также следует отметить показ символов принадлежности к якутскому этносу: в «Снайпере Саха» продемонстрировали и специфический якутский нож (одна сторона которого выпуклая и заточена «в линзу», а вторая – вогнутая с долом), и национальный музыкальный инструмент хомус, и традиционную хлебную лепешку.

Особая роль в фильме отведена якутскому языку, который сближает Семена и русскую медсестру, знающую казахский язык. В «Рядовом Чээрине» специфических якутских предметов нет, однако язык не просто играет важную роль в общении с земляком, но и используется при передаче секретной информации.

Еще эти фильмы объединяет то, что они снимались в Якутии (частично в районе села Кильдямцы), и то, что они крайне малобюджетны (17 и 5,5 млн рублей соответственно). Именно небольшими затратами можно объяснить невысокий уровень актерской игры (в «Рядовом Чээрине» вообще был задействован только один профессиональны актер – Дмитрий Трофимов, а остальные участники были любителями), наличие несоответствующего времени реквизита (показана радиостанция Р-105, поступившая на вооружение лишь в 1960-е годы, котелки в обоих фильмах выглядят современными и новыми).

Немецкая пехотная атака без поддержки танков. Кадр из фильма «Рядовой Чээрин».

Однако не все ошибки можно объяснить крошечным бюджетом: например, военная форма на актерах чистая, несмотря на злоключения героев, немцы настолько глупы, что долго ждут танки, а потом идут в атаку без них (разве что не строем, как «интеллигенция» в «Чапаеве»).

В целом, обе киноработы можно похвалить: бюджеты были небольшими, но фильмы получились добротными (видно, на что были потрачены деньги). «Снайпер Саха» и «Рядовой Чээрин» исполнили свою «главную роль» – рассказали о подвигах якутских снайперов на войне подросткам и молодежи Якутии.

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic



далее в рубрике