Сейчас в Мурманске

03:04 0 ˚С Погода
18+

«Идти задом наперед к будущему» – формула нового искусства

Должны ли коренные народы всегда резать по кости и шить из кожи, и так до скончания веков?

Коренные народы Севера О науке и культуре Инуиты Современное искусство
Анна Щетинина
25 октября, 2022 | 17:04

«Идти задом наперед к будущему» – формула нового искусства
Кеноюак Ашевак, литография «Зачарованная сова», 1960, 61х62,9 см; изображена на канадской марке и на банкноте. Была продана на аукционе за $205 250 CDN. Источник: heffel.com


«Я рисую уже давно, рисую только то, что думаю, но иногда мне кажется, что у карандаша тоже есть мозг», – говорил один из пионеров «нового искусства» инуитов из Канады Пудло Пудлат (Pudlo Pudlat, 1916–1992). Мастер оставил после себя 4500 рисунков в любимой карандашной технике, – то есть знал, о чем говорит.

Художники всегда искали и ищут новые формы отображения окружающей их меняющейся жизни.

И это происходит и будет происходить, несмотря на то, что работы художников коренных народов во всех странах часто рассматривались прежде всего как антропологические или этнографические артефакты, а не как произведения искусства. И несмотря на то, что до сих пор критикуются отступление от традиций и «выход из рамок» – когда художники-аборигены пытаются поддерживать мировые художественные тенденции, а не только свою национальную идентичность.



I_01.jpeg

Пудло Пудлат, литография «A good catch», 1980, 56х78 см. Источник: dorsetfinearts.com


Путь спиной вперед

Чтобы знать, куда вы идете,

вы должны сначала узнать, откуда пришли.

Инуитская пословица


«Идти задом наперед к будущему» – поговорка другого коренного народа, маори; ее использовали художники-инуиты на обсуждении, посвященном перспективам и направлениям местного искусства. Идти задом наперед к будущему – это значит двигаться вперед, вместе с неумолимым временем, но – держа в фокусе то, откуда вышел.

А «истоки» инуитов на данный момент – это и самобытная народная культура, и борьба за место под солнцем, и трагический опыт колонизаторской политики.

Инуиты, наверное, один из самых известных в мире народов Арктики, потому что это – эскимосы, канадские эскимосы. Именование сменилось к 1970-м, когда слово «эскимос», используемое европейцами с конца 16 века, стало устойчиво ассоции­роваться с неравенством.

Кстати о неравенстве – в Канаде 30 сентября отмечается Национальный день правды и примирения, который посвящен солидарности с теми, кто пережил систему школ-интернатов, и памяти тех, кто ее не пережил.

Оказывается, школы-интернаты для детей аборигенных народов – индейцев и инуитов, и для метисов – отпрысков белых европейцев-колонистов и индейских женщин, работали в Канаде с 1867 по 1996 год. По примерным подсчетам, 150 000 детей, которых насильно отбирали у родителей и помещали в интернаты с целью ассимиляции, «воспитания в духе европейских христианских ценностей», запрещая им говорить на родном языке и поддерживать свою культуру, – на самом деле прошли более жестокую школу: многие ученики подвергались издевательствам и насилию – эмоциональному, физическому, сексуальному; около 6000 – умерли во время обучения, и до сих пор на территориях школ находят многочисленные безымянные могилы.

А 30 сентября было выбрано потому, что обычно именно в этот день происходил сбор в интернаты.

Кроме того, с 1960-х до 1980-х годов действовала «программа усыновления», когда канадские социальные работники насильно забирали детей коренных народов, отдавая некоренным семьям в Канаде и других странах.

Идти задом наперед в будущее с таким бэкграундом – довольно сложная позиция...


I_02.jpeg

Кеноюак Ашевак, литография «Six part harmony», 62x99,5 см. Источник: dorsetfinearts.com


Бабушка, дедушка и enfante terrible инуитского искусства

Если вы и не ведущая ездовая собака, выглядите почти так же.

Инуитская пословица


Маятник государственной политики в 1950-х годах зацепил и вытащил на свет талантливых аборигенов: Канадская гильдия ремесленников в стремлении освоить рынок инуитских мастеров призывала одаренных инуитов заниматься искусством ради заработка, и «зажгла» несколько звезд, которые до сих пор популярны и неплохо продаются.

Кеноюак Ашевак (Kenojuak Ashevak, 1927-2013) стала, пожалуй, самым известным инуитским художником в мире. Все началось тогда, в 50-х. Первая же ее гравюра «Кролик, поедающий водоросли» попала на дебютную выставку инуитской графики, работа «Зачарованная сова», созданная в 1960 году, была выбрана для печати почтовой марки и прочно вошла в канадскую культуру, в 1963 о ней сняли кино, а в 1967-м наградили Орденом Канады. Художница ездила по миру с выставками, удостоена почетных университетских степеней, включена в Аллею славы Канады, и ее работы сейчас оцениваются от 2 000 до 200 000 канадских долларов.

Если Кеноюак Ашевак действительно называли «бабушкой инуитского искусства», то Пудло Пудлат – один из «дедушек-первопроходцев», вдохновленных той же, спонсируемой государством художественной программой конца 1950-х, создающей рынок мастеров-аборигенов. До 40 лет Пудлат был обычным охотником и рыбаком, потом занялся резьбой, после – графикой, чем и стал знаменит. Графика Пудло Пудлата тоже продается, хоть и не так дорого, как у двух других классиков из этой статьи – от 500 до 2000 канадских долларов.


I_03.jpeg

Кеноюак Ашевак, «Hare spirit», 1980, 48,2x60,9 см. Источник: dorsetfinearts.com


Еnfante terrible инуитского арта – человек с заразительной улыбкой и горячим темпераментом, Кару Ашевак (Karoo Ashevak, 1940-1974), которого называли самым новаторским и важным скульптором своего поколения. Как и предыдущие авторы, он начал заниматься резьбой по той же госпрограмме. Темперамент Кару Ашевака проявлялся как в том, что он, когда был охотником, мог управлять своим снегоходом, сидя задом наперед или вверх ногами, так и в том, что примерно в период между 1968 годом и смертью от пожара в 1974-м, будучи уже мастером-резчиком, – успел выработать свой стиль, выиграть в художественном конкурсе, провести персональную выставку в Нью-Йорке и создать около 250 скульптур. Именно авторское видение Ашевака, особая пластика его работ и потусторонние образы, одновременно традиционные и новаторские, забавные и пугающие – завораживают. Его скульптуры находятся в коллекциях многих галерей и музеев мира, а одна из них не так давно продалась на аукционе за 132 000 долларов.


I_04.jpeg

Пудло Пудлат, Front of the Innuit Gallery show card, 1978. Источник: expandinginuit.com


Осинки и апельсинки

Любовь приходит после брака.

Инуитская пословица


«Нет ни одного инуитского слова для обозначения искусства», – признается героиня Кеноюак Ашевак в посвященном ей фильме. «Мы (инуиты) говорим, что это перевод чего-то из реального в нереальное».

Довольно романтично, конечно, представлять искусство как нечто, метаморфизирующее из реального в нереальное. Но и произведения искусства могут оставаться «в нереальности», «несуществующими» – если их никто не видит и не покупает. Без выставок, кураторства, развития, рынка, без воспитания вкуса, без места в культуре общества, без международного взаимовлияния – искусство остается просто словом, необязательным словом.

Центр «современного искусства» инуитов, классиками которого стали герои статьи, – небольшой поселок канадской Арктики Кейп-Дорсет с населением около 1400 человек. В 1959 году поддержанные госпрограммой художники организовали там кооператив (Кеноюак Ашевак была первой женщиной-художником и одним из сооснователей). Местные мастера и сейчас создают работы, которые покупаются «в южной Канаде»: ими украшают штаб-квартиры корпораций и дома состоятельных людей, изображают на канадских марках и банкнотах, выставляют за рубежом; а скульптуры резчиков-инуитов – это стандартный подарок канадских дипломатов.


I_05.jpeg

Кару Ашевак, «Spirit faces», 35.6 x 48.3 x 15.2 см. Продана на аукционе за 132 000 долларов. Источник: waddingtons.ca


Художники-инуиты съезжаются в Кейп-Дорсет, рисуют и сами печатают гравюры с рисунков, а кооператив выплачивает им компенсацию – независимо от того, может работа продаться или нет.

Как писала The New York Times, большинство художников кооператива зарабатывают около 2000 долларов в год (при том, что один огурец в этом удаленном и иногда недоступном месте стоит около 5 долларов). Более успешные могут получать 20 000, а «звезды» – до 75 000 долларов в год, но это единицы.

У инуитского карандаша, о котором говорил Пудло Пудлат, есть не только мозг, но и кошелек!

Потомки тех арт-пионеров – нынешние, уже не «современные», а актуальные художники, работающие с медиа, с цифрой, с ИИ, с новыми формами, технологиями и смыслами – карандашами не пользуются, но у всех инуитов, кроме того, что умеют задом наперед к будущему, есть общий для всех секрет – они шаманят! Ну и немножечко шьют.


I_06.jpeg

Кару Ашевак, Без названия (голова), кость кита, рог карибу, 17х19х8 см. Источник: expandinginuit.com


I_07.jpeg

Кару Ашевак, «Mother and Child with Pulled Tooth», 1972. ago.ca


Использованные ресурсы:

nunatsiaq.com, dorsetfinearts.com, theglobeandmail.com, thecanadianencyclopedia.ca


***

Анна Щетинина, специально для GoArctic

далее в рубрике