Сейчас в Мурманске

17:15 -2 ˚С Погода
18+

«Когда уходят киты» и «Белый шаман»

Чукотское мифотворческое кино режиссера Ниточкина

О науке и культуре Кино об Арктике Чукотка
Валерий Кондаков
24 сентября, 2023 | 17:51

«Когда уходят киты» и «Белый шаман»

Плакат фильма «Белый шаман»


Режиссер Анатолий Ниточкин (1932 – 2001 гг.) снял дюжину фильмов, чуть меньше половины из них посвящены жизни в Арктике. Рассмотрим прекрасную музыкальную мелодраму «Когда уходят киты» и трехсерийный исторический фильм «Белый шаман», снятые им один за другим в начале 80-х годов ХХ века.


Юрий Рытхэу и Эдуард Артемьев по-чукотски

Телевизионная мелодрама «Когда уходят киты», снятая на чукотском языке по сценарию советского писателя чукотского происхождения Юрия Рытхэу (1930 – 2008 гг.) с музыкальным сопровождением, написанным Эдуардом Артемьевым (1937 – 2022 гг.), является отличным примером мифотворческого позднесоветского кино.

В фильме показаны «доисторические времена», когда девушка по имени Нау (Светлана Хилтухина) влюбляется в кита, а тот превращается в человека по имени Рэу (В. Пыа) и остается с ней зимовать. От этой пары в меховых «купальных костюмах» произошли прибрежные охотники на морского зверя.



Нау и Рэу. Кадр из фильма «Когда уходят киты»


Рэу, выполнив отцовский долг, вновь превратился в кита и вернулся в море. Прошло много лет, люди забыли о Рэу и уже не верят, что старая Нау (Гульжан Аспетова) родила их предков. Прибрежные жители все еще проводят обряды, как завещал Рэу, но стремятся убивать больше зверей, не потому что так нужно для жизни, а чтобы прославиться.

Охотник по имени Ветлы (харизматичный Болот Бейшеналиев) после того как братья-киты спасли его от утопления (когда моржи перевернули лодки), решает плыть на поиски теплой земли. Охотники уходят на лодках в дальний поход на запад.

Проходит время, и два брата охотятся на морского зверя. Причем один из них по имени Армоль (Касым Жакибаев) мучает животное, а другой – по имени Гилгил (Александр Коршунов) мешает ему. Добрый брат женат на прекрасной Тинтин (все та же Светлана Хилтухина), в которую влюблен Армоль.



Гилгил и Тинтин. Кадр из фильма «Когда уходят киты»


Ведомый злыми помыслами Армоль, подстрекаемый Ветлы, не спасает Гилгила, когда его уносит льдина, потому что жена брата, по обычаю, должна достаться ему. Для подтверждения своего геройского статуса, а по мнению Нау – для того, чтобы окончательно погрязнуть в грехах, Армоль должен убить кита. Ему удается сделать это… Но утром, вернувшись к побережью, вместо туши кита он видит Нау, которую забирает море.

Ветлы и Армоль радуются: раз родоначальницы Нау нет, то можно установить свои законы и жить «по силе, а не по правде». Начинается камнепад, в котором гибнут братоубийцы и отступники от чукотской традиции.

Однако остались верные закону предков Тинтин и ее муж, чудом спасенный Гилгил. Они зачнут новый род, но киты, тем не менее, во избежание повторения охоты на них, уходят. Когда-нибудь они вернутся к человеку с верой в любовь, но это будет уже совсем другая легенда.



Уходят киты. Кадр из фильма «Когда уходят киты»


Шаманы и становление советской власти на Чукотке

Вслед за этой прекрасной музыкальной чукотской кинолентой, Анатолий Ниточкин снял по роману Николая Шундика остросюжетный исторический фильм о становлении советской власти на Чукотке – «Белый шаман».

Кинокартина начинается с того, что два чукчи в 80-е годы вспоминают, как полвека назад к ним пришла советская власть. Тогда молодой чукча – главный герой по имени Пойгин (в переводе – Копье, Джамбул Худайбергенов), называющий себя Белым шаманом и считающий, что нужно камлать только Солнцу, Полярной звезде и Матери-моржихе, влюбился в юную чукотскую девушку Кайти (в переводе – Маленькое солнышко, Светлана Хилтухина).



Черный (Вапыскат) и Белый (Пойгин) шаманы. Кадр из фильма «Белый шаман»


Кроме Пойгина на сердце Кайти (вернее на то, чтобы она работала по хозяйству и рожала детей) претендуют богатый чукча Ятчоль (в переводе – Лиса, Есболган Жайсанбаев) и Черный шаман по имени Вапыскат (в переводе – Болячка, играющий главных арктических злодеев советского кино Болот Бейшеналиев).

Причем если Пойгин, Кайти, Ятчоль, его первая жена Мэмэль (в переводе – Нерпа, Меруерт Утекешева) – чукчи, промышляющие прибрежной охотой, то Вапыскат, его сообщники Рырка (в переводе – Морж, Нурмухан Жантурин) и Эттыкай (Байтен Омаров), и даже раб-трансвестит Гатле (в переводе – Птица, А. Рахимов) – чукчи «оленные», занимающиеся разведением скота.



Пойгин. Кадр из фильма «Белый шаман»


Вот оленные чукчи прикочевали на побережье, и Черный шаман затребовал себе Кайти в жены, но Белый шаман вступился за любимую и победил оппонента в «дуэли на арканах». Оленеводы откочевали в глубь полуострова.

Наступает 1935 год, и к чукчам приходит советская власть в виде торгующего человека и бывшего чоновца Степана Чугунова (Николай Олялин), начальника культбазы Артема Медведева по прозвищу Огнебородый (Владимир Седов) и его жены Светланы (Надежда Тормахова).

Много непонимания было между Пойгиным и Чугуновым, который поначалу доверился антирелигиозной пропаганде, а также корыстолюбивому Ятчолю. Под лозунгом «Наш карабин лучше американского винчестера» Степан начал проводить советизацию чукчей. Сначала в поселок подальше от побережья перебрался кулак Ятчоль с женой, которая хотела соблазнить старого чоновца, а затем и шаман Пойгин с Кайти.



Чугунов и Ятчоль. Кадр из фильма «Белый шаман»


Антисоветские чукчи-оленеводы подстрекают Пойгина убить Огнебородого, воспользовавшись тем, что в поселке умирает болевшая девочка-чукча, которой после смерти для выяснения причины проводят вскрытие. Чукчи пускают слух, что большевики хотят всех детей зарезать и приходят забрать их из школы-интерната. Детей возвращают родителям, и тут выясняется, что те совсем другие: курить табак не хотят, пахнут (из-за мыла) по-другому.

Пойгин, Кайти и Гатле (которого все считают женщиной, потому что он рано остался сиротой, и богатый чукча назвал его женщиной и взял в качестве рабыни в свою ярангу) уходят от скотоводов к прибрежным охотникам. Пойгин проводит обряд пострижения волос и сжигания женской одежды, и Гатле теперь считается мужчиной.

Однако пособник Вапыската Рырка стреляет из винтовки, убивает Гатле и ранит Кайти. Русские врачи спасают Кайти, и Пойгин начинает верить «шаманам в белых халатах».



Кайти. Кадр из фильма «Белый шаман»


К прибрежным чукчам приезжает главный советский «пушник района» Величко и проводит коллективизацию. Он хочет поставить Ятчоля во главе промысловой артели, но Чугунов, Седов, а главное – голосующие чукчи выбирают Пойгина.

Новый председатель прогревает свой бубен и проводит обряд, потому что «черный шаман – одно, белый – другое». Постепенно вслед за чукчами-охотниками всё больше скотоводов хотят в артель к Белому шаману.

Артель начинает процветать, Чугунов даже создает из чукчей оркестр и дирижирует им. Однако приходит беда – начинается Великая Отечественная война. Медведевы и Чугунов уходят на фронт, туда же стремится Пойгин, но «чукчей решено на фронт не брать, мало вас, пушнина нужна, мягкое золото».



Кайти приносит жертву. Кадр из фильма «Белый шаман»


Пойгин становится одержим выполнением плана по добыче шкур. Кайти, не выдержав нагрузки, умирает и он хоронит ее по-чукотски, на вершине горы. Черный шаман сходит с ума и тонет в море.

Далее показаны 1980-е годы: старые соперники Пойгин и Ятчоль ведут философские беседы о шаманизме, о верности старым обычаям и о преимуществах советской власти. Пойгин как Герой Социалистического труда периодически летает по маршруту Анадырь-Певек-Норильск-Москва, где в МГУ рассказывает про Мать-моржиху и прочие чукотские особенности. Ятчоль скучает по нему на Чукотке.

Однажды, вернувшись из Москвы, бывший председатель артели Пойгин врывается в школьный класс, кричит на преподавателя: «Не для того чукчу сделали учителем, чтобы он забыл, чем живет чукча» и забирает своего внука. Они уезжают на собаках в тундру читать следы зверей и расставлять капканы. В последних кадрах внук бежит рядом с упряжкой и слушает наставления деда.



Пойгин с внуком. Кадр из фильма «Белый шаман»


Чукотские мифы настоящие и «художественные»

Москвич Анатолий Ниточкин успешно экранизировал произведения чукчи Рытхэу и учительствовавшего семь лет на Чукотке Шундика, создав настоящее чукотское мифотворческое кино. Хотя при всей красоте мифологических образов мало что из показанного имеет отношение к чукотской мифологии.

В фильме «Когда уходят киты» используются некоторые элементы чукотской мифологии, вернее, представления ученых о них. Так, в картине обыгрывается чукотская (вообще, палеоазиатская) легенда о женщине, живущей на берегу моря, которая является создательницей людей, оленьих стад и морских животных. Также известна легенда о браке кита и девушки (правда она рожает только китят, которые образуют «китовый народ»).



Ятчоль договаривается с первой женой Мэмэль о том, что хочет взять Кайти второй женой. Кадр из фильма «Белый шаман»


Убийство кита и исчезновение его тела (и прародительницы) в море напоминает идею исследователя чукчей Владимира Богораза (Тана) об «умирающем и воскресающем звере», когда охота рассматривается как приход промыслового зверя «в гости», а убийство считается его временной смертью, за которой следует его возвращение в море и последующее воскресение.

Есть в чукотской мифологии (по данным В. Г. Богораза) и чудовища реккен, которые живут в полуземлянках и охотятся на людей, однако в фильме в такие волосатые чудовища превращаются люди, уплывшие на льдине.

В «Белом шамане» также встречаются элементы чукотской мифологии: например, дух-охранитель яранги и семьи «оккамак» (или «откамак») в виде антропоморфного существа из дерева. При этом вводятся новые элементы для неомифологии чукчей: Мать-моржиха, вероятно, восходит к Седне – богине-хозяйке морских животных, известной, главным образом, у эскимосов, но встречающейся и у чукчей.



«Мягкий мужчина» Гатле. Кадр из фильма «Белый шаман»


Перипетии борьбы между двумя братьями за Тинтин (в «Когда уходят киты»), или между Белым и Черным шаманами за Кайти (в «Белом шамане») могут быть объяснены обычаями чукчей: жена после смерти одного брата доставалась другому (левират), жен воровали друг у друга, практиковалось двоеженство (Ятчоль хотел взять Кайти второй женой). Да и «переход мужчины в женское состояние», когда он становится «мягким мужчиной», как это было с Гатле, зафиксирован у чукчей, но это касалось исключительно шаманов, как особых людей, которым духи (келет) велят делать так.

Безусловно, оба фильма насыщены чрезмерной патетикой и псевдофольклорными составляющими, но так хотели показать мировоззрение чукчей писатели-сценаристы и режиссер Ниточкин, и теперь зрители видят чукчей их глазами.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic

далее в рубрике