Сейчас в Архангельске

11:43 1 ˚С Погода
18+

Коренные народы Арктической зоны РФ в отечественной филателии - часть первая

Малочисленные этносы российского Севера на марках и конвертах

Филателия Коренные народы Севера
Аркадий Романов
12 августа, 2023 | 17:45

Коренные народы Арктической зоны РФ в отечественной филателии - часть первая
Фрагмент обелиска «Север» в Архангельске на почтовом конверте Минсвязи СССР 1983 года как символ коренных народов Арктики. Фото из архива автора


Филателистическое путешествие по Арктической зоне Российской Федерации, конечно, невозможно представить без рассказа о людях, живущих там испокон веков. Сегодня речь пойдет о коренных народах российского Севера, их быте, жилищах, занятиях, традициях, культуре, национальных видах спорта, которые отражены на почтовых марках, конвертах, карточках и открытках. Итак – в путь!


Люди Заполярья

На сегодняшний день есть доказательства, что Арктика была постоянно населена минимум с середины третьего тысячелетия до нашей эры – эти люди получили условное название «палеоэскимосы». Сейчас из двух с половиной миллионов человек 127 национальностей, проживающих в Арктической зоне РФ, 82 500 – представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Кстати, «коренные народы» – юридический термин. В соответствии с перечнем коренных малочисленных народов, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации, к ним относятся 45 этносов. 

По происхождению все коренные народы Севера принято делить на чукотско-камчатские (коряки, чукчи, ительмены), тунгусо-маньчжурские (эвенки или тунгусы, эвены), тюркские (долганы, якуты), уральские (вепсы, карелы, финны, саамы, угры, ханты, манси, пермяне, коми-зыряне, самодийцы, ненцы, энцы, нганасаны, селькупы, юкагиры) и ряд других. Конкретные ареалы их расселения также весьма разнообразны. Но уже сами названия регионов и районов часто говорят о том, где их проживает большинство.

У каждого коренного народа – свои язык, эпос, традиционные занятия, уникальный жизненный уклад и приёмы природопользования, унаследованные от предков и адаптированные к суровым условиям выживания. Правда, в современной российской Арктике только 18–25% ненцев, долганов, чукчей, энцев занимаются традиционными промыслами. 

Впервые на почтовой марке СССР представитель коренных народов Севера был запечатлен в далеком 1931 году. Мы даже не знаем, кто это – чукча, ненец, тунгус, коряк. Но с тех пор оленья упряжка с погонщиком прочно прописалась на почтовых артефактах и даже стала своеобразным клише, символом образа полярных жителей.


2.jpg

Почтовая марка СССР 1931 года из серии «Дирижаблестроение», изображающая представителей коренных народов Юга и Севера страны


3.jpg

Маркированный почтовый конверт Минсвязи СССР 1981 года с самым традиционным, символичным полярным сюжетом


С 1933 года до наших дней

Ровно 90 лет назад, в июле 1933 года, в нашей стране вышла большая серия из 21 почтовой марки, посвященная народам СССР. Авторами её стали художники Д. Голядкин, С. Новский, В. Завьялов, И. Дубасов. На четырех марках серии были изображены представители коренных народов Севера – тунгусы (потом переименованные в эвенков), ненцы, якуты и коряки. Причем, марки стали документальным свидетельством того времени: на них можно увидеть как традиционные жилища, одежду, занятия северян, так и приметы нового времени – советские флаги, газеты, здания, палатки, радиомачты. С тех пор тема северных народов прочно прописалась в отечественной филателии.



   4.jpg5.jpg

6.jpg7.jpg

Почтовые марки 1933 года из серии «Народы СССР», посвященные северным этносам


Где жили и живут?

Уже на этих первых марках можно увидеть наиболее распространенные жилища коренных, прежде всего – кочевых народов Арктики – чумы и яранги. Отличаются они друг от друга примерно так же, как горница от избы: яранга – это большое куполообразное сооружение на каркасе из жердей, покрытое выдубленными оленьими шкурами, а чум – конусообразное обособленное, однокомнатное помещение, отделанное с помощью тех же шкур. Чум – это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. Он более распространен у якутов и эвенков, а яранга – у чукчей и коряков.


8.jpg

Эвенкийская девочка на фоне чума на маркированном конверте Минсвязи СССР 1968 года


9.jpg

Чумы на маркированном конверте Почты России 1997 года, посвященном Г.А. Ушакову


10.jpg11.jpg

Марка Почты России 2004 года, посвященная Ненецкому автономному округу, на которой изображены ненецкие национальные куклы на фоне чума, и спецгашение


12.jpg

Марка Почты России 2005 года, посвященная Корякскому автономному округу (вошел в состав Камчатского края), на которой изображены коряки на фоне яранги


13.jpg

Марка Почты России 2005 года, посвященная уже не существующему Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу (вошел в состав Красноярского края), на которой изображен долган в национальном костюме на фоне стоянки оленеводов


А ближе к западу, начиная с поморов, классическим жилищем северян была почти русская изба. Такие строения в Заполярье сохранились до наших дней. И как ни парадоксально, филателистическое свидетельство той древней истории является самым свежим, крайним для нас. Полгода назад, 28 февраля 2023 года, в почтовое обращение вышла почтовая марка из серии «Современное искусство России», на которой помещена картина заслуженного художника РФ Николая Желтушко, изображающая поморскую деревню Кимжа Мезенского округа Архангельской области.  


14.jpg

Именно в таких поселениях, как Кимжа, жили северяне


Как и во что одеваются?

Одежда коренных народов Севера уже была продемонстрирована на предыдущих почтовых марках. Главное её предназначение – сохранять тепло. Но не только! Если приглядеться повнимательнее, национальные узоры расскажут целую историю.

Коренные жители северной тайги и тундры – оленеводы и морские охотники – веками используют для изготовления верхней одежды шкуры и мех. Ведь большую часть времени в Арктике холодно, поэтому костюм должен хорошо сохранять тепло, быть функциональным, удобным и не стеснять движений. Дополнительная функция – защита: прочный материал убережет от ссадин и ран. Одна из главных примет традиционной одежды народов Севера – многослойность. Чем больше слоев одежды, тем больше между ними «прослоек» воздуха, благодаря которым и сохраняется тепло

Чаще всего жители Арктики из шкур морских млекопитающих делают штаны и обувь, из оленьих – верхнюю одежду и утепляют ее лисьим, беличьим, песцовым мехом. Морские охотники шьют дождевики (камлейки) из кишок моржа и нерпы. У чукчей и некоторых других народов широко распространена ровдуга – замша из лосиных или оленьих шкур. Помимо функциональности в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Еще одна функция декора – ритуальная. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.

Малица, кухлянка, унты, пимы, торбаса – думаю, эти названия знакомы многим.

А традиционный головной убор коренных народов Севера – капорообразная меховая шапка. 

Наиболее характерным филателистическим примером одежды северян является советская почтовая марка 1961 года, вышедшая в серии «Костюмы народов СССР». Серия содержит 16 марок, соответствующих 15 советским социалистическим республикам и (внимание!!!) почему-то одному Корякскому автономному округу. Облачение его жителей волею судеб и стало растиражированным образцом одежды, олицетворяющим самые разные народы крайнего Севера.


15.jpg

Марка Почты СССР 1961 года


16.jpg

Типичный головной убор ненцев на маркированном конверте Минсвязи СССР 1969 года


Различные части и детали одежды арктических жителей не раз появлялись на филателистических артефактах. А в 2011 году вышла специальная серия почтовых марок России, посвященная головным уборам народов Севера.

Головной убор являлся обязательным элементом мужского костюма, свидетельствовавшим о состоятельности его владельца. Каждый взрослый мужчина старался справить себе добротную шапку. Наиболее ценными считались шапки с обшитым мехом широким околышем и верхним покрытием из бархата, плиса или других дорогостоящих материалов.

Девичий головной убор изготовлялся по принципу венка: когда его надевали, то макушка и коса девушки оставались открытыми. Очелье девичьей повязки обычно украшалось богатой тканью (шелком, полупарчой, парчой), позументом, разноцветной фольгой, а также вышивкой рубленым перламутром. Нередко к очелью крепилась поднизь из жемчуга или перламутра; повязку дополняли лопасть или ленты, спускающиеся по спине.

Наколка - женский головной убор в виде твёрдой овальной шапочки, обшитой тёмным шёлком. Носили наколку пожилые женщины, обязательно повязывая сверху платком. В цветовой гамме головных уборов и платков женщин пожилого возраста преобладали тёмные тона, декор был минимален.


17.jpg

18.jpg

Серия Почты России «Головные уборы Русского Севера» 2011 года


Оленеводство, охота, рыболовство и сбор дикоросов – основные занятия и промыслы северян

Для человека, впервые попавшего в тундру, это дикий, неприветливый край – тысячи километров бескрайних просторов, однообразных ландшафтов, холода и пронизывающего ветра. Но для кочевых оленеводов Севера – саамов, ненцев, энцев, нганасанов, долганов, северных хантов, селькупов, эвенов и эвенков, тундровых чукчей, коряков – это родной дом, в котором они ориентируются не хуже, чем горожанин в собственной квартире. Кочуют оленеводы круглый год, снимаясь с места каждые два-три дня или раз в несколько недель – зависит от сезона и от того, насколько быстро у оленей закончится пища: ягель, грибы, ягоды, кустарники. Вообще оленеводство считается одной из древнейших отраслей животноводства. И даже в современном мире оно остается основным занятием коренных северных народов России. Они продолжают кочевать по тундре со своими стадами, как будто на дворе не XXI век, а прошлое тысячелетие.

Как я уже отмечал, оленья упряжка и оленевод-погонщик уже давно стали филателистическими символами Арктики. Если собрать все почтовые артефакты, посвященные этой теме, то их наберется уже не одна сотня, а, может, и тысяча. Они присутствуют практически на каждой марке, посвященной существующим и уже подзабытым регионам российской Арктики.


19.jpg

Марка Почты России 1999 года, посвященная уже не существующему Эвенкийскому автономному округу (с 2007 года вошел в состав Красноярского края), на которой изображен оленевод


20.jpg

Марка Почты России 2010 года, посвященная Ханты- Мансийскому автономному округу – Югра, на которой также изображен оленевод


Народы Севера имели тысячелетний опыт добычи диких зверей и птиц, прекрасно знали биологию животных и особенности территории, на которой промышляли. Охота считается мужским занятием, однако у селькупов, эвенков, хантов и некоторых других народов в ней также участвовали женщины и дети. На представленной ранее марке 1933 года коряк изображен именно в процессе охоты. А вот еще один конверт, опосредованно относящийся к охоте северян. 


21.jpg

Конверт Минсвязи СССР 1961 года, посвященный северной охоте


Почти у всех северных народов в традиционных хозяйственных промыслах почётное место занимает рыбная ловля. Это занятие известно людям многие тысячи лет, и по сей день является важной частью культуры и быта аборигенов Севера. Причём, ловля производится не только на удочку, невод или сети, но и с помощью многих старинных приспособлений.


22.jpg

Марка Почты России 1999 года, посвященная зимней рыбалке


Еще одним распространенным занятием у коренных народов Арктики был сбор и заготовка дикоросов – грибов, ягод, полезных лекарственных растений.

Зачастую всё представление о северных ягодах у многих ограничиваются знаниями о бруснике, чернике, клюкве и морошке. Но местные жители собирают также можжевеловые ягоды, водянику, княжевику, толокнянку, костянику, голубику и т.д. Почти все эти дары природы Заполярья не раз были представлены на почтовых марках. Но подробнее об этом – в следующий раз. А пока лишь несколько характерных примеров.


23.jpg
Почтовые марки СССР из серии «Флора. Ягоды» 1982 года


24.jpg25.jpg
26.jpg
Почтовые марки из серии «Флора России. Ягоды» 2022 года


Культура коренных народов Севера

Филателистический рассказ о культуре северян начну с «Калевалы» – известного карело-финского поэтического эпоса, состоящего из 50 рун. Он был создан финским языковедом и врачом Элиасом Лённротом (1802–1884) на основе собранных им фольклорных текстов. Первый вариант был опубликован им в 1835 году, окончательный – в 1849. В основу «Калевалы» легли руны – народные эпические песни, большая часть которых была записана в Карелии. 


27.jpg

Маркированный конверт Минсвязи СССР 1969 года с изображением памятника певцу рун «Калевалы» в карельской Сортавале


Лённнорт сюжетно связал отдельные руны, произвёл определённый отбор их вариантов, сгладил некоторые неровности. При этом набольшее влияние на собирателя «Калевалы» и окончательный текст эпоса оказали руны карельского рунопевца Архипа Ивановича Перттунена (1769–1841).


28.jpg

Конверт Почты России 1994 года, посвященный Архипу Перттунену


Песни Перттунена считаются лучшими в карельской эпической традиции по композиции и художественным достоинствам. Он стал наследником устной рунопевческой традиции своей семьи, научившись исполнять тысячи различных рун. В 1834 году его посетил Элиас Лённрот, который два с лишним дня записывал песни, исполняемые Перттуненом под сопровождение кантеле – струнного щипкового музыкального инструмента. 


29.jpg

Конверт Почты России 2020 года, посвященный «Калевале» и игре на кантеле


Исполнительское мастерство карельского крестьянина поразило Лённрота, и впоследствии, работая над эпосом «Калевала», он использовал не только записанные руны, но и поэтическую манеру, приёмы и логику изложения Архипа Перттунена. Лённрот смог записать далеко не все руны, известные сказителю. Всего от него было записано более 6000 стихов (стихотворных строк) – больше, чем от какого-либо другого рунопевца.

Эпосу «Калевала» в разные годы было посвящено несколько филателистических артефактов. 


31.jpg

30.jpg

32.jpg

Марка Почты СССР и конверты Минсвязи 1985 года, посвященные 150-летию первого издания «Калевалы»


Уже в советское время традиции предков фактически продолжил один из организаторов литературного движения в Карелии, поэт Ялмари Эрикович Виртанен (1889–1939). Свыше 10 лет он возглавлял Карельскую писательскую организацию, был редактором первого литературно-художественного журнала на финском языке «Красное кантеле», делегатом первого Всесоюзного съезда писателей в 1934 году. Однако его ждала трагическая судьба. 14 февраля 1938 года он был арестован по ложному обвинению и осужден по пресловутой 58-й статье на 10 лет лагерей. А уже через год – 2 апреля 1939-го умер в Севжелдорлаге Коми АССР. В 1955 году Верховный суд СССР полностью реабилитировал карельского поэта.


33.jpg

34.jpg

Марка Почты СССР и конверт Минсвязи 1989 года, посвященные карельскому советскому поэту Я.Э. Виртанену


Продолжение следует.


***

Аркадий Романов, специально для GoArctic

далее в рубрике