Сейчас в Архангельске

15:24 4 ˚С Погода
18+

Кунсткамера представила многонародную Россию

Одной из главных задач проекта является «провоцирование интереса».

О науке и культуре Коренные народы Севера Кмнс Кунсткамера
Валентин Юшкевич
12 ноября, 2022 | 13:08

Кунсткамера представила многонародную Россию
Фото: Анна Горенкина


В петербургской Кунсткамере открылась постоянная экспозиция «Имперский зал: Многонародная Россия». И если раньше это был преимущественно музей народов мира, то теперь здесь достойно представлены и многочисленные этносы нашей страны, включая коренные народы Севера.

Над созданием новой постоянной экспозиции «Имперский зал: Многонародная Россия» научный и творческий коллектив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН работал около двух лет. По словам член-корреспондента РАН, директора Кунсткамеры Андрея Головнева название максимально точно определяет всю концепцию проекта. Ведь мы изначально формировались, как страна народов.

«С нашей точки зрения слово многонародность удобнее, чем многонациональность. Хотя бы потому, что под нацией часто подразумевают политическое объединение. А народы – это то, что связано с культурой, с самосознанием, – отметил Андрей Головнев на открытии экспозиции и акцентировал внимание на одной отличительной особенности. – У нас никогда не было фронтира, как в Северной или Южной Америке. Когда с одной стороны все относящиеся к коренному населению, а с другой стороны – пришельцы-белые. У нас монголы, татары, славяне, викинги, Кавказ, коренные народы Севера, Поволжья, Сибири и так далее – они в вечном взаимодействии друг с другом».


imgonline-com-ua-Compressed-sKSBYJfWEa0sgZm.jpg

А. Головнев. Фото: Анна Горенкина


Формирование подобного «плавильного котла» шло естественным путем, а своеобразная мода на народы возникла, когда Россия стала империей. Поэтому при создании проекта за точку отсчета взяли февраль 1740 года, когда императрица Анна Иоановна повелела организовать в Петербурге нашумевшую Ледяную свадьбу, сопровождавшуюся карнавалом (или парадом народов). Тогда в нем было представлено 150 этносов, а подготовкой празднества занимались, помимо императорского двора, Академия наук и, конечно, Кунсткамера. Сейчас при формировании экспозиции остановились на 23 народах. 

«Конечно, мы отбирали по сохранности костюма, по его уникальности, по его традиционности и времени исполнения. Кроме того, для нас было важно подобрать пару, потому что на Ледяную свадьбу народы приглашались парой. И вот, например, с ненцами (или самоедами, как их называли в прошлом) возникла сложность. У нас есть прекрасный женский костюм середины XIX века, но красивого мужского костюма не было. Поэтому я специально ездила в экспедицию, и в Тазовской тундре мы нашли максимально традиционный ненецкий костюм, который сегодня можно увидеть здесь», – рассказала GoArctic старший научный сотрудник Центра арктических исследований Кунсткамеры Татьяна Киссер.


старший научный сотрудник Кунсткамеры Татьяна Киссер фото Илья Кувалдин.png

Старший научный сотрудник Кунсткамеры Татьяна Киссер. Фото: Илья Кувалдин


Сам приобретенный костюм имеет еще и важное мемориальное значение, поскольку его обладателем является один из лидеров ненецкого народа Сергей Харючи, долгое время возглавлявший Ассоциацию КМНСС и ДВ РФ.

Для полного укомплектования саамской пары тоже потребовалась экспедиция. В этом случае на Кольский полуостров, в село Ловозеро. 

«Мастера на фотографии видели, какие у нас костюмы, и советовали, что нужно еще добавить. Таким образом, специально для нашей экспозиции были привезены женская сумочка, мужская курительная трубка и пояс. Причем все они сделаны с использованием традиционных технологий и из традиционных материалов», – поясняет старший научный сотрудник Центра арктических исследований Кунсткамеры Вероника Беляева-Сачук. 

Но, пожалуй, наиболее эффектная фигура всей экспозиции – эвенкийский шаман.


эвенкийский шаман фото Илья Кувалдин.png

Эвенкийский шаман. Фото: Илья Кувалдин


«Тунгусы или эвенки, которые всегда славились сильным шаманством, здесь представлены самым центральным образом – камлающий шаман. Поэтому я доволен, что помимо алеутов и эскимосов, которые есть в американских залах, мы, наконец, получили возможность показать свою российскую Арктику», – говорит Андрей Головнев.

Чукотку в витрине представляет сидящая женщина с грудным ребенком. Ее оголенное плечо – лишний повод экскурсоводам рассказать, что в натопленной яранге жарко, даже когда за ее пологом стоит сорокаградусный мороз. 


чукотская жещина фото Илья Кувалдин.png

Чукотская женщина. Фото: Илья Кувалдин


И еще одна деталь, характеризующая скрупулезность проделанной работы. Прототипами образов большинства фигур выступали реальные люди, и лишь в отдельных случаях лица манекенов моделировались по фотографиям, хранящимся в архивах Кунсткамеры. 


саамская пара фото Илья Кувалдин.png

Саамская пара. Фото: Илья Кувалдин


Общая тема зала композиционно поддерживается скульптурной фарфоровой серией «Народности России», выполненной в технике бисквита. Ее заказал Николай II к 300-летию дома Романовых, и в ней также нашлось достойное место коренным народам Севера. Обращают на себя внимание и выставленные дары российским самодержцам, которые в разное время прибыли из Албании, Болгарии, Бухары, Индии, Японии, Таиланда. Кроме того, благодаря современным технологиям посетителям предлагается виртуально примерить на себя костюмы участников Ледяной свадьбы. 


фарфоровая серия Народности России фото Илья Кувалдин.png

Фарфоровая серия «Народности России». Фото: Илья Кувалдин


На состоявшейся презентации Андрей Головнев, поблагодарив за поддержку ПАО «Газпром», отметил, что одной из главных задач проекта является «провоцирование интереса». Судя по первым отзывам посетителей, авторский коллектив эту задачу выполнил. 


***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике