Мамонты вымерли из-за патологии?

О науке и культуре
Михаил Пустовой
5 марта, 2022 | 09:33

Мамонты вымерли из-за патологии?
Фото: пресс-служба ТГУ

Международный коллектив учёных выдвинул новую версию исчезновения шерстистых мамонтов в Северной Евразии. Гигантские слоны страдали от редкой патологии позвонков. Болезнь спровоцировала неблагоприятная геохимическая среда и изменения климата. Исследования об этом – «Holes in the spinous processes of woolly mammoth vertebrae: spatial and temporal distribution, and the causes of pathology formation», вышло в англоязычном журнале Journal of Quaternary Science.

Авторы труда – палеонтолог геолого-географического факультета Томского госуниверситета Сергей Лещинский, ведущий научный сотрудник Института геологии и минералогии СО РАН (Новосибирск) Ярослав Кузьмин, сотрудник бельгийского Королевского института культурного наследия Матье Буден и старший научный сотрудник Института геологии Таллиннского технического университета Лили Амон.

Учёные обнаружили необычные патологии – отверстия в остистых отростках позвонков сразу в 19 локациях Северной Евразии. Находки костей зверей датируются  концом ледникового периода – 35-10 тысяч лет назад. Данные исследователей заставляют предположить, что патологии появлялись у шерстистых мамонтов ещё до рождения – в состоянии эмбрионов. Проблему усугубляла бедная минеральная диета из-за окисления геохимических ландшафтов, инфекции и травмы.

«Этиология этого заболевания обычно связана с недостатком или избытком в геохимических ландшафтах макро- и микроэлементов, что через корм и воду ведет к тяжелому нарушению обмена веществ»,считает заведующий лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ ТГУ, палеонтолог Сергей Лещинский.

Мамонты в конце эпохи плейстоцена стали страдать от геохимического стресса и глобальных условий климатических изменений среды обитания на территории Северной Евразии, считают палеонтологи. В итоге всё это спровоцировало вымирание шерстистых мамонтов, делают вывод авторы исследования.