Сейчас в Архангельске

19:36 6 ˚С Погода
18+

Мех (из цикла «сокровища Арктики на экране»)

Фильм получился красочным, с обилием таежных сцен, поэтому с интересом смотрится и сегодня.

О науке и культуре
Валерий Кондаков
22 мая, 2023 | 20:44

Мех (из цикла «сокровища Арктики на экране»)
Плакат фильма «Случай в тайге»


У Арктики много сокровищ и одно из них – соболий мех. Именно соболь (и другие виды семейства куницеобразных) поманил землепроходцев в Сибирь. Соболем местные народы платили ясак сначала китайцам, потом монголам и наконец русским, а уж наши предки экспортировали его Европу. Когда почти бесконтрольный пушной промысел привел к истощению популяций соболя, ввели ограничения (первое еще в 1912 году) и стали уделять больше внимания звероводству. В 1953 году два молодых режиссера, два Юрия: Егоров и Победоносцев сняли фильм «Случай в тайге», посвященный промыслу сибирского соболя.

Кинокартина начинается с того, что из Москвы в сибирское промысловое хозяйство путь держит зоолог Андрей Сазонов (Борис Битюков). В начале он знакомится с девушкой, с которой, преодолевая шаткий мост и бурную сибирскую реку, да еще избегая встречи с медведицей, должен достичь охотхозяйства. Попутчица оказывается охотоведом Еленой Седых (Римма Шорохова). На пути они встречают охотников Никиту Степановича (Анатолий Кубацкий) и Федора Волкова (Александр Антонов), уличая последнего в браконьерстве.


2.jpg

Сазонов и Седых сплавляются по сибирской реке. Кадр из фильма «Случай в тайге»


По прибытию в хозяйство Седых и Сазонов вступают в конфликт с опытными охотниками из-за подхода к промыслу ондатры: зная, что будет паводок, старые звероловы предлагают пострелять мускусных крыс, так как большинство все равно погибнет, но молодые охотоведы строят защитные заграждения и плотики, спасая таким образом популяцию. Рассерженные присуждением штрафа за браконьерство охотники сначала покидают артель, но, видя победу науки над опытом, постепенно возвращаются.

В планах преобразования фауны страны Сазонов предлагает следующую схему поимки соболя для разведения и переселения: деревянные ловушки с приманкой ставятся, но не настораживаются, чтобы соболь заходил туда, питался и уходил, постепенно привыкая. «Ловушки становятся кормушками», а в нужный для зоолога момент дверца захлопывается, и животное поймано. Снаряжается экспедиция в Собольи гольцы, ведет ее Никита Степанович, для которого это любимое место промысла. Выясняется, что этот охотник еще и браконьер, так как хранит неучтенные шкурки у себя в сундуке. Он не хочет, чтобы охотовед и зоолог прибыли в Собольи гольцы, чтобы выловить «его зверя», и всячески путает путеводные метки.


3.jpg

Никита Степанович запутывает экспедицию. Кадр из фильма «Случай в тайге»


Несмотря на пакости Никиты Степановича, экспедиция обходит болото, прорубаясь к цели топором, добирается до заветного места, делает и размещает ящичные ловушки (дуплянки) с приманкой. Елена Седых влюбляется в зоолога, но не дает волю чувствам, так как понимает, что тот скоро уедет. И действительно, когда дело на научно-опорном пункте налаживается, Сазонов собирается возвращаться в Москву, оставляя указания: «соболя не бить, а только наблюдать». «Метод Сазонова» становится достаточно известным, про него пишут в газетах. Для перенимания опыта в хозяйство даже приезжает охотовед из Якутии Джагда Аныканова (Евгения Тэн).

Андрей Сазонов уже хочет покинуть промысловое хозяйство, но приходит телеграмма из Собольих гольцов, что соболь беспричинно мрёт, и зоолог вместе с якуткой-охотоведом и одумавшимся Федором Волковым вынужден вернуться на научно-опорный пункт. Тем временем там зреет бунт: охотник Долгушин собирается уволится и подбивает на это коллег, так как бить соболя нельзя, а в кормушках-ловушках он дохнет, и молодая Елена Седых не может понять причину.


4.jpg

Елена Седых и ее подруга Катя Волкова (Муза Крепкогорская) ищут причину гибели соболя. Кадр из фильма «Случай в тайге»


Возможно в артели завелся вредитель-отравитель, связанный с японской разведкой, которая препятствует развитию советского соболеводства? Время то было непростое: в 1955 году вышла лента о спецоперации КГБ в Якутии «Следы на снегу», в которой комитетчики противостоят шпионам, выкравшим карту полезных ископаемых. Так и здесь ожидаешь, что вредителем окажется скользкий Долгушин, который скрывает, что является выселенным в Сибирь раскулаченным, или меткий браконьер Никита Степанович, в прошлом служивший под знаменами Колчака, Семёнова или самого барона Унгерна фон Штернберга.

Однако всё оказывается проще. Возвращается главный герой и отчаявшаяся возлюбленная бросается ему на грудь. Зоолог предполагает, что соболь в ловушке просто замерзает и проведенный «следственный эксперимент» подтверждает его правоту. Параллельно Федор Волков застает напевающего «Коробейников» Никиту Степановича возле тайника с собольими шкурками и намеревается сдать его руководству.


5.jpg

Встреча у тайника с собольими шкурками. Кадр из фильма «Случай в тайге»


Однако старый браконьер встает на лыжи и дает ходу. Начинается погоня, но Федор быстро прекращает преследование. Более того, на пути к артельному дому в него попадает пуля из ловушки-самострела Никиты Степановича. Тот в свою очередь благополучно добирается до избы, где звероловы распевают вариацию песни «По диким степям Забайкалья». Отчаявшийся браконьер сообщает охотникам, что знает причину внезапных собольих смертей: «мышиная чума пришла… уходить надо, чума и к человеку прилипчива». Однако «эко-хоррор паника» пресекается входящим раненым Федором, демонстрирующим ружье Никиты.

Сазонов как старший определяет, что «дело серьезное, отправить надо». Место отправления при этом не уточняется, но этого и не требуется. Раненого Федора увозят в охотхозяйство и лечат. Весной он «благословляет» Джагду на восстановление популяции соболя путем его интродукции на территории Якутии, а Елену и Андрея на экспедицию в Горелые сопки для ловли пушного зверя. Охотник и зоолог пожимают руки, и речной катер уносит ученых на новое место.


6.png

Сазонов и Седых в засаде. Кадр из фильма «Случай в тайге»


Фильм получился красочным (вероятно, из-за того, что был снят на трофейную плёнку), с обилием таежных сцен, поэтому с интересом смотрится и сегодня. Стоит отметить режиссерскую работу Юрия Егорова, для которого фильм стал дебютным, хоть и совместным. К моменту выхода картины на экран Егоров уже будет самостоятельно работать над арктическим фильмом-эпосом «Море студеное» о поморах, выживающих на необитаемом острове. Заметно, что двум Юриям помогал их учитель, художественный руководитель кинокартины, опытный Сергей Герасимов. Некоторые актеры «Случая в тайге», да и сам Егоров, снимались в популярнейшем фильме мэтра «Молодая гвардия» (1948 год).

«Случай в тайге» снят в год смерти Сталина, в конце «эпохи малокартинья», которое известно, в основном, фильмами историко-биографического жанра и экранизациями классики. Работа Егорова и Победоносцева формально относится к производственным фильмам, воспевающим труд звероловов и звероводов, однако в ней есть элементы «сталинского кинофэнтези» («Садко», «Сампо»).


7.jpg

Первая встреча с хитрым браконьером. Кадр из фильма «Случай в тайге»


Фактически Андрей Сазонов уподобляется сказочному герою, действующему по «схеме Проппа»: он странствует до промыслового хозяйства, преодолевая трудности, с помощью встреченных людей, затем решает проблему (налаживает ловлю соболя), возвращается к любимой, выручая ее из беды, и с помощью союзников одолевает антагониста.

Правда здесь соперник – просто старый браконьер (интересно, что исполнивший эту роль Анатолий Кубацкий часто играл отрицательных персонажей в картинах Александра Роу), но он стоит на пути плана преобразования фауны страны. Никита Степанович символизирует отжившее прошлое: в его доме есть иконы, он ворует сахар и крестит живот, угрожает отрубить своему псу конечности и третирует жену. Напротив, Федор Волков – образ положительно прошлого, который сначала противостоит новому, но видя, что наука сильнее опыта, примиряется с ним, чему способствует дочь Катя – подруга Елены Седых.


8.jpg

Соревнование в стрельбе по летящим бутылкам и шапкам («испытание героя»). Кадр из фильма «Случай в тайге»


Также можно отметить разбросанные по всему фильму бинарные оппозиции: «своим» символам (портрет Сталина, песня про бродягу-каторжника) противостоят «чужие» (икона, песня про коробейников).

Интересно, что неважно, в какое время идет действие в фильме. Пару раз (в частности об операции «Багратион») упоминается, что недавно была война, но о ней вспоминает приезжий Сазонов, а не сибиряки. Не видно ветеранов (не показаны медали и военная форма), нет органов правопорядка и руководящей роли партии, вообще не упоминаются события 1917 года и Гражданской войны, как будто этого всего не было. Победа в Великой Отечественной войне затмила революционные события, и теперь нет нужды сообщать о классовой борьбе и тому подобном, а, наоборот, можно «жить как раньше», но с передовыми научными достижениями.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике