Сейчас в Мурманске

19:39 ˚С
6+

Музейно-выставочный комплекс ЯНАО – организация культуры нового типа

О науке и культуре
27 сентября, 2022, 13:22

Музейно-выставочный комплекс ЯНАО – организация культуры нового типа
Здание МВК


В 2002 году в Салехарде было создано Государственное учреждение «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского» (МВК), которое стало организацией культуры нового типа. МВК занимается хранением, изучением и возрождением традиционной культуры народов Севера. На сегодняшний день в фондах музея порядка 250 000 предметов. Научная библиотека насчитывает более 3 000 книг. 


Миссионер

В 1904 году настоятель Обдорской православной миссии игумен Иринарх, в миру – Иван Семенович Шемановский, основал братство во имя Святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца. 

При библиотеке братства, которая спустя несколько лет трудами игумена насчитывала уже пять тысяч томов, в 1906 году Иринарх открыл «Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера». В основу коллекции легли экспонаты, собранные отцом Иринархом во время путешествий к самоедам и остякам – прежние названия народов ненцев и хантов, – а также полученные в дар во время его миссионерства. Именно «Хранилище…» положило начало Музейно-выставочному комплексу наших дней. 

Иван Шемановский родился 28 января (10 февраля) 1873 года в Беле, Соколовского уезда, Седлецкой губернии Царства Польского и Российской империи. Потомственный дворянин, рано оставшийся сиротой, Шемановский получил образование в Императорском Гатчинском Николаевском сиротском институте, который окончил в 1892 году. 


Отец Иринарх (Шемановский И. С.).jpg

Отец Иринарх (Шемановский И. С.)


Затем поступил в Новгородскую духовную семинарию и окончил её в 1897 году, в том же году был пострижен в монахи, рукоположен в иеромонахи и наречен Иринархом. 

В 1898 году молодой священнослужитель приехал в Обдорск (так назывался Салехард до 1933 года) как православный миссионер, став настоятелем Обдорской православной миссии. За годы жизни и служения в Обдорске отец Иринарх опубликовал более пятидесяти статей в журнале «Православный благовестник», повествующих о жизни Обдорской миссии и об инородцах Тобольского Севера, также открыл в Обдорске инородческий пансион и миссионерскую школу и оставался во главе миссии до 1910 года.  


Шемановский,_И_С_История_Обдорской_духовной_миссии_1854_1904_гг_.jpg

Шемановский И. С. История Обдорской духовной миссии 1854-1904 гг.


Как собирались экспонаты

Коллекция Шемановского пополнялась за счет пожертвований миссионеров и жителей региона, которые помогали деньгами и дарили экспонаты. Среди первых жертвователей были купец П.Ф. Тележкин, становой пристав Л.Н. Ямзин, монахиня Пелагея, учитель Г.М. Дмитриев-Садовников, исследователь Ямала Б.М. Житков и многие другие. 

К сожалению, из-за пожара 1908 года и перипетий становления советской власти в 1920-х гг. большинство первых экспонатов не дошло до наших дней. Однако с начала 1950-х годов музей стал стремительно развиваться. Началось активное комплектование фондов, – роль музея в жизни города, а затем и округа, всё более возрастала. В этот период приведена в порядок библиотека, начался учет музейных фондов.  В 1950-е годы в работе музея принимали участие краеведы М.К. Барышников, В.П. Прибыльский, Д.М. Чубынин, имена которых навсегда остались в музейной истории. 


Одно_из_первых_зданий_Обдорского_музея.jpg

Одно из первых зданий Обдорского музея


В 1969-1975 годах были собраны сотни документов и фотографий, а также личных вещей людей, в разное время живших в городе и округе, и внесших значимый вклад в развитие региона.

В 1980-1990-е годы Краеведческий музей стал одним из центров культурной жизни Салехарда. Это было время различных экспедиций, благодаря которым фонды увеличивались на несколько тысяч экспонатов в год. Среди приобретений того периода можно отметить череп овцебыка, переданный С.М. Успенским, археологическую коллекцию Б.И. Василенко, состоящую из серебряных и бронзовых предметов, вошедших в «Особую кладовую» музея. Жемчужиной коллекции считается хантыйское платье из крапивного полотна, украшенное нарядной вышивкой.  


Мамонтенок Люба – окно в ледниковый период

Детеныш мамонта был найден в 2007 году на полуострове Ямал совершенно случайно. На сохранившегося в вечной мерзлоте мамонтенка, на берегу реки Юрибей, наткнулся оленевод Юрий Худи, стойбище которого находилось неподалеку. 

Юрию пришлось проехать на мотонартах более 145 км, чтобы сообщить о находке, и уже через несколько дней мамонтенок был доставлен в Салехард. По традиции таким «артефактам» дают имена, которые выбирает их открыватель. Этот экземпляр получил имя жены оленевода – Любы. Несмотря на солидный возраст в 42 тыс. лет, тело мамонтенка почти полностью сохранилось. Многие палеонтологи считают, что мамонтенок – это своеобразное «окно» в Ледниковый период. 

Мамонтенок Люба.jpg

Мамонтенок Люба


Редкие книги

Коллекция редкой и старопечатной книги насчитывает свыше 4360 единиц хранения. Самые ранние издания в коллекции – «Евангелие напрестольное. Житие Иисуса Христа», напечатанное в московской типографии Синода в 1784 году, а также труд академика Герарда Фридерика Миллера «Описание Сибирского царства и всех произошедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его Российской державой по сии времена», выпущенный Санкт-Петербургской типографией Академии наук в 1787 году. Также значимыми для исследователей края остаются и труды самого И.С. Шемановского – «История Обдорской духовной миссии. 1854-1904гг.» и серия очерков и заметок «В дебрях крайнего северо-запада Сибири».


Книга_Евангелие_напрестольное_Житие_Иисуса_Христа_Москва,_1784_.JpG

Книга «Евангелие напрестольное. Житие Иисуса Христа», Москва, 1784 г.


О работе Музейно-выставочного комплекса рассказывает Ольга Соболева, главный хранитель музея.

Какие произошли изменения со дня основания музея? Остается ли ваш музей краеведческим?

– Действительно, музею было присуще исключительно краеведческое направление. Основу экспозиции составляли этнографические коллекции народов, проживающих в окрестностях г. Салехарда, образцы живой и не живой природы, фотографии, нумизматика. Однако постепенно Музей приобрел комплексный профиль, соединяющий черты естественно-научного, этнографического, исторического, художественного и технического музеев. Теперь МВК выступает не только хранителем наследия Северной (Ямальской) цивилизации, её ценностных оснований, но и залогом её сохранения и развития в будущем.

– Чем было вызвано создание музейного комплекса? Способствует ли это объединение развитию музея?

– В 2002 году краеведческий музей переехал в новое здание, где часть помещений занимал Выставочный центр. В том же году было принято решение о слиянии данных структур. Объединенный музейно-выставочный комплекс получил возможность организовывать крупномасштабные выставочные проекты и мероприятия различного уровня, в том числе общероссийского и международного.


Блюдо_с_изображением_двух_львов_Серебро_Волжская_Булгария_XI_в_.jpg

Блюдо с изображением двух львов, серебро, Волжская Булгария, XI в.


– Имеются ли в музее какие-то уникальные экспонаты?

– Кроме мамонтенка Любы в палеонтологической коллекции представлен скелет Монгоченского мамонта – взрослый мамонт 35-40 лет. Геологический возраст около 17 000 лет. Скелет был найден в бассейне реки Монгочеяха Гыданского полуострова.

Мумия мужчины воина – обнаружена в ходе археологических раскопок средневекового могильника Зелёный Яр. Мумия принадлежит мужчине зрелого возраста, примерно 50-60 лет. Останки сохранились благодаря вечной мерзлоте, которая способствовала естественной мумификации. Кроме этого, роль консерванта сыграли медные пластины, использовавшиеся в погребальном обряде того времени.

Уникальной является археологическая коллекция, включающая в себя большое количество предметов из органических материалов (дерево, кости, меха, кожи, ткани), которые сохраняются в недрах территории также благодаря многолетней мерзлоте. Например, коллекция орнаментированных берестяных изделий представлена емкостями для хранения продуктов, берестяными ножнами с изображением сцен, участниками которых являются птицы и звери, детскими колыбелями и другими предметами обихода. 


Орнаментированная_коробка,_Усть_Полуй,_Ранний_железный_век.jpg

Орнаментированная коробка, Усть-Полуй, Ранний железный век


Большой интерес представляет коллекция изделий из серебра и бронзы эпохи Средневековья – произведения мастеров Византии, Ирана, Сирии, Западной Европы, Волжской Болгарии, а также литейщиков Западной Сибири.

Следует отметить и коллекцию предметов «501-й стройки» – строившейся в середине ХХ века трансполярной железнодорожной магистрали, которая должна была пройти от побережья Баренцева моря до Охотского моря и Чукотки.

М_Тимиргазеев_Легенда_о_Золотой_бабе_1.jpg

М. Тимиргазеев, «Легенда о Золотой бабе»


Миллер,_Г_Ф_Описание_Сибирского_Царства_Санкт_Петербург,_1787_.JPG

Миллер Г. Ф., «Описание Сибирского царства», Санкт-Петербург, 1787 г.


Ножны_Дерево_Городище_Ярте_VI_XI_XII_вв_.JPG

Ножны, дерево, Городище Ярте, VI-XI-XII вв.

Отчет_Обдорского_Миссионерского_Братства_Тобольск,_1910_.JpG

Отчет Обдорского Миссионерского Братства, Тобольск, 1910 г.

Платье_из_крапивного_полотна_Ханты_XIX_век.jpg

Платье из крапивного полотна, ханты, XIX в.


Туфля_детская_Кожа_Городище_Мангазея_XVII_в_.jpg

Туфля детская, кожа, Городище Мангазея, XVII в.

Фрагмент_керамического_сосуда_Глина_Поселение_Горный_Самотнел_1.jpg

Фрагмент керамического сосуда, глина, поселение Горный Самотнел-1


При подготовке статьи использованы информационные материалы сайта музея. Фотографии предоставлены музеем.


***

Фаина Османова, специально для GoArctic


Государственное автономное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского».

629008, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, ул. Чубынина, д. 38. 

Тел.: (34922) 3-05-19, 4-79-95

E-mail: mvk@dk.yanao.ru


Информация для посетителей:

Режим работы музея:

вт-пт: 10:00 – 19:30 

сб-вс: 11:00 – 18:00 

пн: выходной 

Режим работы кассы:

вт-пт: 10:00 – 19:00 

сб-вс: 11:00 – 17:30 

пн: выходной

Сайт музея

далее в рубрике