Сейчас в Архангельске

07:08 ˚С
18+

Надо ли изобретать новые ледоколы?

Версия и возможное будущее.

Транспорт и логистика
Игорь Кузнецов
3 февраля, 2023 | 16:26

Надо ли изобретать новые ледоколы?
«ПОМОР-ВОИР». Фото: Корабел.ру


Проект – результат длительной коллективной морской дискуссии

Сегодня проводку судов по Северному морскому пути вполне успешно в круглогодичном режиме осуществляют современные мощные ледоколы, строятся новые. Однако научно-изобретательская мысль никогда не стоит на месте: думается, немало есть энтузиастов-изобретателей, разрабатывающих, на их взгляд, более технологичные варианты судов, необходимых в сложных условиях навигации на СМП.

Одним из таких подвижников является Юрий Чашков, в прошлом – капитан дальнего плавания, а ныне – советник Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ЦС ВОИР) по водному транспорту, предлагающий свой проект инновационного ледокола «ПОМОР-ВОИР». Название проект получил в честь первопроходцев Севера – поморов и молодых изобретателей нынешней России (они-то, по идее, и должны воплотить проект в жизнь).

Жизнь самого Юрия Чашкова с 1965 по 2000 годы была связана с Дальним Востоком и Арктикой. В интервью Петру Щеголихину на сайте korabel.ru он рассказывает о том, как родилась идея ледокола: «Капитаном ледокола можно стать, только работая на ледоколе, поэтому это особая каста моряков, а капитанов атомных ледоколов даже меньше чем космонавтов. Я продолжил работать помощником капитана на транспортных судах пароходства и в ледовых плаваниях мог видеть проблему ледопроходимости с практической стороны. Когда судно идет в канале за ледоколом, из-под винтов которого выскакивают огромные льдины, то удары по корпусу чреваты последствиями, а увеличение дистанции приводит к остановке судна из-за собравшимися перед его носом льдинами. На разных судах во время северных завозов мы обсуждали эти проблемы, листали книги судовой техбиблиотеки. Проект ледокола «ПОМОР-ВОИР» – результат длительной коллективной морской дискуссии ещё в прошлом веке». Соавтором проекта стал сын Юрия Чашкова Роман, также работавший на многих типах судов (к слову, «на двоих» у них 26 патентов РФ).


scale_1200.jpg

Юрий Чашков. Фото: Корабел.ру


Чем «ПОМОР-ВОИР» отличается от «классических» ледоколов?

Чем «ПОМОР-ВОИР» принципиально отличается от уже строящихся атомоходов, лучше всего объясняет сам изобретатель в уже процитированном выше интервью: «Принципиальное отличие проекта в ступенчатых обводах, разрушающих сплошной ледовый покров не изгибом округлыми носовыми обводами, а сдвигом фрагментов льда вдоль кристаллов. Лед является анизотропным веществом. Исследования специалистов ААНИИ показали, что прочность льда на СДВИГ вдоль кристаллов в несколько раз меньше, чем при изгибе или сжатии. Разрушение льда сдвигом успешно реализовано на некоторых ледоколах иностранных проектов (три из которых работают в России), но прямоугольная форма носовой части корпуса ухудшала маневренность, а обломки попадали под дно, всплывая в проложенном канале».

Юрий Чашков акцентирует внимание на трёх особенностях ледокола «ПОМОР-ВОИР»:

  1. Носовые ступени сдвигают поочередно края ледового покрова шириной 3–4 м вдоль магистральной трещины, образуя небольшие фрагменты по сравнению с обломками около 10 м от округлых (ложкообразных) обводов современных моделей.

  2. Фрагменты льда свободно проходят по наклонным частям ступеней ниже подводной поверхности покрова и потоком воды раздвигаются в стороны, где всплывают и прилипают снизу покрова, поэтому канал остается свободен от обломков льдин длительное время.

  3. За счет носового расположения надстройки и машинного отделения центр тяжести находится впереди, это позволяет меньшим весом корпуса продавливать ледовый покров и, значит, можно уменьшить общий вес ледокола и мощность энергетической установки до 40%, снизить общую стоимость строительства, расход топлива и загрязнение хрупкой экосистемы Арктики.

Насколько можно понять из «технологических» пояснений, речь идёт о том, что в отличие от «классических» ледоколов «ПОМОР-ВОИР» не только с большей эффективностью и меньшими затратами взламывает лёд, но и образует после себя свободный от плавающих обломков льда канал, по которому довольно продолжительное время могут самостоятельно ходить транспортные суда «не сжигая дополнительное топливо на преодоление забитого льдинами канала», что и показали испытания модели в ледовых условиях.

При этом предполагается, что проектов ледоколов может быть несколько – для разных ледовых ситуаций и с различным практическим функционалом:

  • Мелкосидящий речной ледокол с осадкой 2,5 м и ледопроходимостью 1м.

  • Ледокол для устьев рек и арктического шельфа с осадкой 5 м мощностью 8 МВт с ледопроходимостью 2 м для однолетнего неподвижного припайного льда, в котором будут прокладываться широкие 25–30 м каналы, свободные от плавающих обломков.

  • Ледокол для круглогодичной навигации через дрейфующие многолетние льды Арктики мощностью около 25-30 МВт и ледопроходимостью до 3,5 м.

  • Ледокол для спасательных операций, способный за 5–7 суток прибыть в удаленные районы Арктики, с мощностью энергетической установки 30 МВт, повышенной прочностью «узкого тяжелого» корпуса для скорости 15–18 узлов во льдах до 2 м и возможностью прохода через 4-метровые льды и торосы.


Никитин Ярослав_jnk9090514.jpg

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


Будущее ледокола «ПОМОР-ВОИР»

О том, насколько детально проработан проект и какие препятствия он встречает при своем практическом воплощении, подробно можно узнать в том же интервью на сайте korabel.ru.

Тем не менее, определенные «подвижки» по его реализации уже есть.

В Детском технопарке «Кванториум» петербургской гимназии 642 «Земля и Вселенная» запускается новый образовательный курс «МАРИНЕТ.Арктика».

Основной акцент программы дополнительного образования сделан на инновационном судостроении. Ученики гимназии будут проектировать собственную модель ледокола, разрабатывать 3D-модель, создавать выставочный образец.

О знаковом инновационном судостроительном проекте – «Атомном ледокольном полупогружном катамаране» – на презентации программы гимназистам рассказали доктор технических наук Сергей Цветков и советник Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов по водному транспорту Юрий Чашков. А член Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, заместитель руководителя Центра арктических исследований РАНХиГС Сергей Кренц рассказал о своем опыте участия в технологических проектах, связанных с ледокольным судостроением.

Таким образом, будущее ледокола «ПОМОР-ВОИР» отчасти оказалось в руках креативной молодёжи, что вселяет надежду.


***

Игорь Кузнецов, специально для GoArctic

далее в рубрике