Сейчас в Архангельске

00:39 2 ˚С Погода
18+

Нефть (из цикла «сокровища Арктики на экране»)

Как «чёрное золото» спасло сибирское село.

О науке и культуре Сибириада Андрей кончаловский
Валерий Кондаков
26 марта, 2023 | 16:19

Нефть (из цикла «сокровища Арктики на экране»)

Плакат фильма «Сибириада»


У Арктики много сокровищ, и одно из них – сибирская нефть. Это наше природное богатство. В 1974 году молодому, но уже известному (в том числе на Западе) режиссеру Андрею Михалкову-Кончаловскому председатель Госкино СССР Филипп Ермаш сделал «предложение, от которого нельзя отказаться»: поставить к очередному съезду КПСС киноэпопею о работе нефтяников. Вернее, за большие деньги нужно было снять «производственный фильм» о разведке нефтяного месторождения и добыче «черного золота», однако Кончаловский не был бы самим собой, если бы не превратил госзаказ в философскую (в духе русского космизма) «поэму в шести сказах».

Мини-сериал «Сибириада» (полная версия длится 261 минуту) повествует о жизни в сибирском селе Елань двух русских родов: Соломиных и Устюжаниных. Первые – крепкая семья (муж с женой, три сына, дочь Анастасия и много родственников), таких после 1917 года будут звать «кулаками», они и сами работают, и работников нанимают; вторые – семья слабая: отец Афанасий (Владимир Самойлов), да сын Николай (Михаил Бабуров).

Вернее, Устюжанины (предки, вероятно, происходили из Великого Устюга) жили раньше неплохо, но, когда померла мать Николая, Афанасием завладела великая идея: валить лес и строить дорогу «на Звезду», в направлении Чертовой гривы – места проклятого, ведь туда даже «ханты не ходят». Так отличный охотник стал лесорубом, а сын был вынужден воровать пельмени (и прочую снедь) у Соломиных.


2.jpg

Революционер-утопист Родион наставляет (подкидывает Устюжанину новую идею фикс) Николая. Кадр из фильма «Сибириада»


Вскоре в доме Устюжаниных появляется беглый каторжный Родион (Михаил Кононов), являющийся поклонником «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы. Этой утопической идеей революционер, которого вскоре арестовывают, успел заразить Николая Устюжанина.

Наступает 1917 год и Николай Устюжанин (Виталий Соломин) обещает «прижать к ногтю» всех Соломиных, отвергая любовь Анастасии. На что та заявляет ему, что «не по рылу каравай», и собирается замуж за своего дальнего родственника Филиппа Соломина (Игорь Охлулин). Одумавшись, Устюжанин пытается исправить ситуацию, но Соломины избивают его, кидают в лодку, которую пускают по течению, вслед за ней, ведомая любовью, уходит и Анастасия. Афанасий Устюжанин оканчивает жизненный путь, так и не завершив свою дорогу.


3.jpg

Анастасия Соломина и Николай Устюжанин. Кадр из фильма «Сибириада»


Наступают 30-е годы. Николай возвращается в Елань с сыном Алексеем, ведь он направлен советской властью, чтобы способствовать разведке предполагаемого нефтяного месторождения на Чертовой гриве, так как «вырвать богатства Сибири – наша цель и задача». Соломины не могут простить ему уход и смерть Анастасии, которую во время Гражданской войны «сожгли белоказаки».

Принудительно на завершение «афонькиной дороги» мобилизуются все деревенские мужики, а отказавшийся Спиридон Соломин (Сергей Шакуров) отправляется под конвоем в город. Еланские мужики боятся идти на Чертову гриву, и тогда Николай отправляется туда с сыном. В этом мистическом месте с ними происходят странные дела. По возвращению сбежавший от конвойных Спиридон убивает Николая, а Алексей возвращается в город.

В 40-е годы возмужавший Алексей Устюжанин (Евгений Леонов-Гладышев) снова возвращается в Елань, чтобы отомстить своему дяде, но тот уже отбывает срок. В деревне он знакомится с девушкой Таей Соломиной (Елена Коренева), и та, как водится в их роду, без памяти влюбляется в последнего Устюжанина. Однако начинается война, и Алексей уходит на фронт, где сибиряки (вместе с дальневосточниками) переламывают ход битвы за Москву. Вместе с Устюжаниным мобилизуют ослабленных и болезненных геологов с Чертовой гривы, которые с помощью английского бурового станка пытались, но не успели найти нефть.


4.jpg

Алексей Устюжанин и его кузина Таисия Соломина. Кадр из фильма «Сибириада»


В 60-е годы мужчина в полном расцвете сил, герой-фронтовик Алексей Устюжанин (Никита Михалков) во главе бригады бурильщиков с Каспия прибывает в Елань, чтобы завершить начатое дедом. Там он встречает своего дядю Спиридона, искупившего вину кровью службой в штрафбате, и кузину Таисию, которая по-прежнему его любит.

Однако на Чертовой гриве им бурить не дают, так как «в Москве поставили точку недалеко от деревенского кладбища». Выясняется, что в столице не верят в еланскую нефть, а хотят построить ГЭС и устроить там самое большое рукотворное море. Эту идею поначалу отстаивал Первый секретарь обкома Филипп Соломин (возможный прототип – Е.К. Лигачев), но, послушав бурившего в Елани геолога-изыскателя Гурьева (Константин Григорьев) и осознав свою любовь к малой родине, сам стал с этой идеей бороться. Филипп приезжает в Елань, знакомится с Устюжаниным и его начальником Тофиком Рустамовым (Руслан Микаберидзе). Он объясняет, что единственная причина, по которой могут сохранить деревню и окрестную тайгу, заключается в подтверждении наличия там нефти.


5.png

Алексей Устюжанин и его кузина Таисия Соломина. Кадр из фильма «Сибириада»


Ранее Алексей навещает Таисию, с которой у него был момент интимной близости в лесу, но встречает там своего азербайджанского начальника. Раздосадованный бурильщик шестого разряда совершает брак на производстве, после чего его на месяц переводят в разнорабочие. Отбыв наказание, Устюжанин увольняется и приходит к Тае с долгожданным предложением руки и сердца. Однако Соломина отказала ему, потому что гордая была.

В завершении фильма бурильщики добиваются своего: нефть бьет фонтаном, а в столицу летит телеграмма. Елань будет жить. Однако возгорание нефти приводит к пожару на вышке, и не успевший уехать Алексей погибает, спасая товарища. Более того, огонь уничтожает кладбище, одновременно «воскрешая души» похороненных там еланцев: и Соломиных, и Устюжаниных. Довольный Спиридон говорит своей племяннице о пресечении враждебного рода, но Тая сообщает ему, что «последний из Устюжаниных» находится в ее животе.


6.jpg

Таисия Соломина и цыган Митя поют романсы. Кадр из фильма «Сибириада». Позднее цыган (Дмитрий Бузылёв) перекочуют вместе с Михалковым в фильм «Жестокий романс», а Гурченко снова ненадолго станет возлюбленной Никиты Сергеевича в «Вокзале на двоих»


Киноэпопея получилась очень зрелищной и при этом достаточно философской. Она заслуженно получила гран-при Каннского кинофестиваля, уступив лишь «Апокалипсису сегодня» Копполы и «Жестяному барабану» Шлёндорфа. Это удалось сделать благодаря актерским работам Михалкова и Гурченко, Соломина и Андрейченко; «космической музыке» Эдуарда Артемьева, работе режиссера хроники Артавазда Пелешяна и, конечно, режиссуре Андрея Кончаловского.

Зрителям надолго запомнились как ведомые идеей «непутевые» Устюжанины, которые осваивали Сибирь, так и степенные Соломины, которые ее освоили и укоренились. Значим для понимания режиссерского замысла образ Вечного Деда (Павел Кадочников), который спасает, лечит и направляет сельчан, подобно русскому Духу-хранителю Сибири. В этом он противоположен Агасферу, вынужденному вечно скитаться, Вечный Дед, схожий с богом Велесом, наоборот, навсегда привязан к Елани и окрестностям.


7.png

Вечный Дед и его владения. Кадр из фильма «Сибириада»


Кончаловский во время работы над «Сибириадой» увлекался произведениями Александра Чижевского. Именно из идей русского космизма в фильме появились цикличность, связь с Солнцем, восставшие души покойников сгоревшего кладбища, «космическая музыка» Артемьева, образ Вечного Деда, общение Афанасия с деревьями и многое другое. Особенно интересны хтонические, снятые в стиле магического реализма кадры Чертовой гривы, напоминающие сцены из фильмов Тарковского – соавтора и друга молодости Кончаловского.

Также стоит заметить, что приемы создателя дистанционного монтажа Пелешяна были применены не только в режиссуре хроники, но и в самой художественной части фильма. Например, можно вспомнить опорные (для дистанционного монтажа) кадры горящей вышки, которые нам демонстрируют в начале и в конце фильма, как бы расклеивая повествование, воздействую таким образом на эмоции.


8.png

Фонтан нефти и еланское кладбище. Кадр из фильма «Сибириада»


Интересно, как Кончаловский показал противостояние между коммунистами-утопистами из Центра, которые хотят то «Город Солнца» строить, то самое большое рукотворное море создать, затопив все вокруг, и местными жителями, которые просто хотят, чтобы их малая родина продолжала жить. В «Сибириаде» на помощь местным жителям приходит земляк, дослужившийся до высокой должности, и нефтяники, нашедшие «черное золото», не позволяющее затопить Елань и окрестности.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic

далее в рубрике