Петербургские ученые прошли путем «Двух капитанов»

О науке и культуре В мире животных
30 октября, 2021 | 09:15

Петербургские ученые прошли путем «Двух капитанов»
Фото: Николай Карачев / GeoPhoto

Сотрудники Арктического и Антарктического научно-исследовательского института два месяца провели в экспедиции по местам, описанным в книге «Два капитана» Вениамина Каверина. О результатах экспедиции исследователи рассказали телеканалу «Санкт-Петербург».

Последнюю экспедицию провели этим летом. На судне «Альтер Эго» команда прошла по легендарному маршруту, описанному в романе Каверина «Два капитана».

«Мы посетили то место, где нашли в 2010 году останки и артефакты партии из группы Альбанова. Наш долг – захоронить останки погибшего там человека. Мы произвели предварительное обследование этого места, чтобы тщательно подготовить это мероприятие, которое мы очень надеемся провести в ближайшем будущем», – рассказала научный руководитель проекта «Открытый океан», ведущий научный сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Мария Гаврило.

Ученые продолжили проводить исследования популяций чаек-моевок. Ранее на нескольких пернатых исследователи установили специальные датчики. По возвращении учёные обнаружили неожиданные результаты.

«Всегда считалось, что это Атлантический вид, что они зимуют в Атлантике. Мы выяснили, что птицы – из соседних гнезд. Одна летит зимовать в Атлантику, другая – через весь Северный Ледовитый океан летит в Тихий океан. Это дает нам понимание вообще экологии вида», – отметила Мария Гаврило.

Ученые также обнаружили сокращение популяции белых чаек. Только одна из посещенных колоний на земле Франца-Иосифа обладала высокой численностью птиц, три другие же оказались пустыми. В гнездах этого года нет ни птенцов, ни яиц. То есть чайки пытались загнездиться, не нашли еду, все бросили и улетели.

Кроме того, исследователи отметили высокую степень загрязненности Баренцева моря пластиком, что представляет серьезную опасность не только для человека, но и для птиц.

Результаты экспедиций передаются в профильные службы. Также ученые публикуют их в специализированных журналах. А пока исследователи начинают готовиться к следующим путешествиям. В очередную экспедицию по тем же маршрутам экипаж «Альтер Эго» отправится следующим летом. В планах ученых – продолжить изучать популяции птиц и вновь отправиться по следам двух капитанов.