Сейчас в Мурманске

14:29 18 ˚С Погода
6+

«Посол Советского Союза»: правильная дипломатия в Скандинавии во время войны

О Науке и культуре
Валерий Кондаков
2 Апреля, 2022, 06:26

«Посол Советского Союза»: правильная дипломатия в Скандинавии во время войны
Афиша к фильму «Посол Советского Союза».


В последний день первого месяца весны исполнилось 150 лет с момента рождения первой женщины-министра в истории – А.М. Коллонтай. В годы Великой Отечественной войны она была послом в Швеции, и не только не допустила втягивания этой страны в войну, но и способствовала выходу из войны Финляндии. Этой деятельности Коллонтай посвящен художественный фильм «Посол Советского Союза» (1969 год, режиссер Георгий Натансон), который актуален и сегодня.

Александра Михайловна Домонтович родилась в аристократической семье русского генерала. Она получила прекрасное домашнее образование, владела несколькими языками (включая понадобившиеся ей позже шведский и финский). В возрасте 21 года Александра вопреки воле родителей вышла замуж за небогатого офицера Владимира Коллонтая и через пять лет оставила мужа и сына, чтобы участвовать в революционном движении.

После событий 1905 года Александра Коллонтай эмигрировала и продолжила революционную деятельность с феминистским уклоном в европейских странах. После начала Первой мировой войны она осудила «империалистический характер войны» и примкнула к большевикам. В 1915 году за свою революционную деятельность Коллонтай была выдворена из Швеции и поселилась в Дании.



А.М. Коллонтай. Источник: Wikimedia Commons


После октябрьских событий 1917 года Коллонтай получила пост народного комиссара общественного призрения (социального обеспечения) в первом составе Совета народных комиссаров. Однако позднее Александра Михайловна выступила против Брестского мира и вышла из состава правительства. В годы Гражданской войны Коллонтай возглавляла наркомат агитации и пропаганды Крымской советской республики и политотдел Крымской армии.

Во время знаменитой «дискуссии о профсоюзах» 1921 года Коллонтай поддержала позицию А.Г. Шляпникова, что резко ухудшило ее отношения с Лениным. После идеологического поражения Александра Коллонтай была отправлена на дипломатическую службу в Норвегию, а затем в Мексику.

С 1930-го по 1945 год Александра Михайловна Коллонтай была посланником, а затем и послом в Швеции, где она достаточно успешно противостояла попыткам распространения влияния нацистской Германии в Скандинавии. В это время у немолодой уже женщины случился инсульт (1942 год), затем левосторонний паралич (1943 год) и второй инсульт (1945 год). В марте 1945 года Коллонтай была отозвана в Москву, где умерла 9 марта 1952 года.

Александра Коллонтай прожила насыщенную и противоречивую жизнь: будучи дворянкой, она «изменила собственному классу» и стала революционеркой; будучи убежденной пацифисткой, она желала поражения своей Родине во время Первой мировой войны, но отдала все силы, чтобы СССР победил во Второй мировой войне. Парадоксальным образом пацифизм и феминизм Коллонтай, не востребованные в Советском союзе после 20-х годов, способствовали успехам советской дипломатической деятельности в Скандинавии.



А.М. Коллонтай. 1946 год. Источник: Wikimedia Commons


Образы Коллонтай неоднократно появлялись в фильмах историко-революционного жанра; еще бы, женщина-революционер, дочь генерала, соратница (до поры до времени) самого В.И. Ленина. В этих кинокартинах, в основном, показывается революционная или личная жизнь Коллонтай, а ее дипломатическая деятельность почти не затрагивается. Исключение составляет фильм «Посол Советского Союза», вышедший в постоттепельное время, но несущий черты предыдущей эпохи.

Картина начинается с хроникальных кадров 30-х годов: факельного шествия, сжигания книг и пожара в Рейхстаге. После выхода «Обыкновенного фашизма» (1965 год, режиссер Михаил Ромм) использование немецкой хроники для демонстрации событий тех лет стало общим местом. «Огненные кадры» и демонстрация высадки десанта сменяются показом фонтанов и каруселей Стокгольма (используются кадры 60-х годов, что заметно для профессионалов). Кипучая жизнь в Германии противопоставляется тихой и размеренной скандинавской действительности.


12.png

Елена (Александра) и король говорят о вышивании. Кадр из фильма «Посол Советского Союза».


В советском посольстве в неназванной стране (хотя понятно, что это Швеция: показан флаг, король-теннисист и пр.) сидят и слушают сводку с фронта. В это время в окно, разбивая стекло, влетает камень с угрозами в адрес посла. Ситуация в Скандинавии в начале 40-х годов схожа с обстановкой конца 60-х, когда весь «цивилизованный мир» осуждал ввод войск Варшавского договора в Чехословакию.

Тем не менее, посол Елена Николаевна Кольцова (Юлия Борисова) едет на автомобиле с флагом СССР для получения ноты шведского правительства о советской бомбардировке прибрежного Брунхольма. В качестве доказательства прилагают осколок бомбы, на котором нет клейма. Понимая, что это может быть использовано в качестве casus belli, Кольцова едет в поселок, где задает озлобленным рыбакам (убежденным, что их бомбят советские самолеты) резонный вопрос: «Зачем русским бомбить вас, если так нужны бомбы на фронте?».

Рыбаки задумываются, и один из них по прозвищу папаша Гунар привозит Кольцовой осколок бомбы с «обратным адресом» (немецким клеймом). Такой аргумент нечем бить, и шведы, несмотря на немецкое давление, остаются нейтральными.


345.jpg

Вручение верительных грамот. Кадр из фильма «Посол Советского Союза».


Параллельно вспоминается инцидент, когда Кольцова пыталась вручить верительные грамоты шведскому монарху (блистательный Анатолий Кторов), но это было сделать не так просто. Дело в том, что король выдворил в 1915 году будущего дипломата из страны за революционную деятельность. Тем не менее, в фильме Кольцова, играя на рыцарстве монарха, упоминая о его увлечении вышиванием, налаживает контакт. Русский посол, понимая разность государственных идеологий, предлагает королю сосредоточиться на торговых контактах.

В фильме интересно показано общение шведского короля, напоминающего персонажа произведений Андерсена, и сильной, но обаятельной женщины, похожей на шведскую королеву Кристину. Елена Николаевна показана умной (о ней говорят, что у «этой дамы острый мужской ум») и при этом очень женственной и элегантной. Вспомнить хотя бы сцену с примеркой «кошачьего меха» (впрочем, Кольцова утверждает, что это «чистопородный русский заяц»), который выдается за львиный: «выдать кошку за льва – прием дипломатии со времен Ришелье». На королевском балу мех посла приглянулся графине Рунге, которая убеждает своего брата – финансиста Юлиуса Хельмера (прототип – предприниматель Валленберг) торговать с Россией, чтобы у нее были такие же меха. Русский мех как русский газ – не только важный предмет экспорта, но и аргумент в дипломатических переговорах.


466.jpg

На балу. Кадр из фильма «Посол Советского Союза».


Там же, на балу, Кольцова дает быструю пресс-конференцию, отвечая на словесные выпады скандинавских журналистов: обвиняет социал-демократа в том, что он «изменяет собственному классу», и называет феминистский журнал юмористическим за то, что он пишет о национализации женщин в СССР (измененная идея Коллонтай 20-х годов). К тому же госпожа посол ведет переговоры с Хельмером, убеждая его торговать с Советским союзом, чтобы в условиях кризиса «замедлить развал капитализма», предрекаемый Лениным. Бывшая революционерка Кольцова забывает о марксизме и экспорте революции, если это необходимо ее стране, и говорит о том, что действительно важно всем – о международной торговле.

Интересен момент, когда графиня Рунге приносит гуманитарный груз для ленинградцев в советское посольство и намекает на то, что ее брат беспокоится о своих предприятиях, которые вот-вот будут разбомблены советскими самолетами. На это Кольцова просит передать ему привет, а когда они встречаются в следующий раз, прямо призывает Хельмера способствовать переговорам с премьер-министром «соседней страны» (намек на Финляндию), и тогда его предприятия не пострадают.

При посредничестве бизнесмена госпожа посол проводит переговоры с премьер-министром «соседней страны» возле водопада, предварительно уйдя от погони нацистов, и «выводит из войны 35 дивизий». При этом Кольцова получает известие о гибели сына на фронте, что очень сильно ранит ее. В данном эпизоде указывается скорее на инсульт посла, ведь реальный сын Коллонтай служил дипломатом и не воевал.

Принося мир в «соседнюю страну», Кольцова напоминает, что это государство получило свободу из «рук Ленина» и СССР это очень ценит. Далее следует сцена с концертом, на котором исполняется 7-я «Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича. По мнению участников, это был абсолютный триумф русского искусства. Завершается фильм показом Парада Победы (24 июня 1945 года), где присутствуют хроникальные Сталин и Жуков, а также добавленная туда с помощью монтажа советский посол Кольцова, которая «счастлива, что дожила до этого дня».



Фото со съемок фильма «Посол Советского Союза». Источник: Мосфильм


Я далек от оценки профессиональной деятельности Александры Коллонтай, ее эволюции от антигосударственной революционерки до патриотки своего Отечества, в конце концов, она единственная из первого революционного правительства пережила 1937 год, да и переговоры по выходу Финляндии из войны положили начало добрососедским отношениям двух стран.

Что касается кинообраза Коллонтай – Елены Николаевны Кольцовой, то, на мой взгляд, в нем хорошо сочетается реальность (элементы биографии, исполнение «Симфонии № 7» как инструмент «мягкой силы», переговоры через представителей финансовой элиты) и вымысел (молодость и женственность посла как элемент дипломатии: использование символизма «рыцарь – дама» в общении с королем).



Афиша к фильму «Посол Советского Союза» (для западного проката).


«Посол Советского Союза» – фильм, который был нужен в конце 60-х (один из лидеров проката, картину посмотрели 38,9 млн зрителей), когда после «пражских событий» страна подверглась осуждению. Тогда важно было не только напоминать о военной победе, но и показать, как дипломат должен приближать конец войны: способствовать сохранению нейтралитета, грамотно проводя переговоры не только с министрами, но и с финансистами.

Поэтому необходимо снимать качественные фильмы не только и не столько о военных победах, но и об успехах российской дипломатии: несомненных в прошлом и возможных в настоящем.

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic


далее в рубрике