Сейчас в Мурманске

20:09 -11 ˚С Погода
18+

Север – больше, чем природа

В новом научном сборнике исследуются темы, связанные с развитием инфраструктуры и поселений в Арктике.

Северные города Инфраструктура в арктике
Мария Кутузова
29 сентября, 2022 | 14:32

Север – больше, чем природа
Фото: Афанасий Маковнев / GeopPhoto


Вышел новый научный сборник «Больше, чем природа. Исследование инфраструктуры и поселений на Севере» (More than ‘Nature’ – Research on Infrastructure and Settlements in the North), в котором представлены темы, связанные с развитием инфраструктуры и поселений в Арктике, рассматривается связь этих вопросов с климатическими изменениями. 

Крайний Север часто изображается как первозданная дикая местность, лишенная следов обитания человека. Однако для людей, живущих в Арктике, инфраструктура и развитие населенных пунктов играют решающую роль в повседневной жизни. Северянам приходится справляться со специфическими для региона вызовами, такими как суровый климат, вечная мерзлота, а также с другими проблемами, связанными с удаленностью от крупнейших центров с развитыми благами цивилизации. 

Одна из основных тем сборника затрагивает изменения в восприятии природы региона, перехода от потребительского отношения к арктическим ресурсам к оценке воздействия на природу человека. Авторы анализируют тенденции развития добывающих отраслей, а также арктического туризма. Планирование хозяйственного освоения региона предполагает проработку широкого круга тем: создания устойчивой системы энергоснабжения, спутникового мониторинга, реагирования на чрезвычайные ситуации в арктических акваториях.


g91218-364sS6a2flMFxK_600x600.jpg

Обложка сборника «Больше, чем природа. Исследование инфраструктуры и поселений на Севере»


Авторы подчеркивают необходимость при любом планировании учета культурной самобытности и процветания коренных народов. Решение всех этих проблем зависит и от создания соответствующей инфраструктуры в Арктике. Так, например, на страницах сборника обсуждаются непростые вопросы демографического развития и будущего туризма на территории северной Швеции. В то время, как отсутствие развитой инфраструктуры на территории Гренландии ограничило потенциал разработки богатых природных ресурсов, что, в свою очередь, препятствовало экономическому развитию жителей этого арктического региона.  

На страницах сборника нашли место экскурсы в историю угольной промышленности на Шпицбергене, развития нефтегазовой промышленности на Севере Западной Сибири, добычи редкоземельных металлов на Крайнем Севере во времена Советского Союза. В исследовании анализируются острые современные проблемы Арктики: потребности в обеспечении готовности к морским чрезвычайным ситуациям в арктической части Аляски; роль электромагнитных помех во время арктических штормов и как новые технологии могут помочь при решении проблем связи в таких условиях; а также урегулирование вопросов социальной напряженности в арктических регионах. Одной из исследуемых тем, например, стало развитие культурных и социальных связей в конкретном районе Крайнего Севера. Ученые оценили вклад создания «дома культуры» в арктическом регионе и как это поспособствовало культурной жизни и примирению местных жителей на территории Юкона в Канаде. 


Историческое путешествие  

Первая глава исследования представляет собой экскурс в историю арктической инфраструктуры. У составителей сборника особый интерес вызвали темы, связанные с развитием российской Арктики. Исторический анализ инфраструктуры и поселений на Севере включает исследование финской историографии девятнадцатого века на тему арктических поселений в Российской империи. Еще одна статья сборника посвящена сравнительному исследованию развития российских и североамериканских железных дорог на Крайнем Севере. В работе предпринята попытка найти ответ на вопрос: с какими вызовами столкнулись строители транспортной инфраструктуры в северных регионах на разных континентах? Масштабные инфраструктурные проекты привели к серьезным социальным и культурным изменениям для местного населения, как в России, так и в Соединенных Штатах.  

Пристальному изучению промышленного развития Севера Сибири в Советском Союзе посвящено еще одно исследование в рамках сборника. В центре него оказались сразу несколько проблем. Как девиз «покорения природы» был реализован на практике? Как сталинская индустриализация меняла северные территории в социальном плане, к каким последствиям привела для экологии региона?  

Последняя часть исторической главы сборника включила социальное исследование трех городов в Мурманской области: Кировска, Апатитов и Ковдора. Разработка природных ресурсов региона в разные исторические периоды была связана не только с советской идеологией, но и с глубоким осознанием новыми жителями региона особой атмосферы Севера.        


Кольский п-ов_НИКЕЛЬ_MG_0043.jpg

Фото: Вадим Кантор


Устойчивость и экология в Арктике  

Во второй главе авторы сборника попытались оценить жизнеспособность арктических регионов в Норвегии. Швеции, России и Дании с точки зрения экологии. Какое влияние хозяйственное освоение Шпицбергена, Ямала и Гренландии оказало на окружающую среду этих северных территорий? Как эти изменения повлияли на их социальное развитие?   

Очередной срез жизни арктических социумов – исследование конфликтов на Крайнем Севере. Одна из статей сборника посвящена столкновению разных групп населения в северных районах Норвегии по проблеме роста численности волков. Через отношение к хищникам и природе показан конфликт между городским и сельским населением скандинавского королевства. 

Еще одна область, исследуемая авторами сборника, – непростые взаимоотношения на Севере Швеции между локальным сообществом, мигрантами и организаторами туристических потоков в регион. В статье раскрываются проблемы социальной динамики и стремления закрытого арктического сообщества сохранить уникальность развития региона.

Маленькое поселение Токма в Восточной Сибири оказалось в центре исследования влияния строительства дорожной инфраструктуры на региональное развитие. Авторы статьи изучили разные виды инфраструктурных проектов в этом регионе. В частности, в ней исследуется понятие «зимних дорог», а также инфраструктура, создаваемая для реализации нефтегазовых проектов и в рамках лесной индустрии.          


Доля Сергей sdol010001.jpg

Фото: Сергей Доля / GeoPhoto


Арктические сценарии будущего

Третья глава представляет попытку прогноза – как будет развиваться ситуация в Арктике в ракурсах: демографических изменений, энергетики, необходимости создания инфраструктуры реагирования на чрезвычайные ситуации. Климатические изменения, электромагнитные бури в регионе создают серьезные угрозы для устойчивого существования индустриализованных сообществ Арктики. Стратегическое планирование в регионе, по мнению авторов, должно сопровождаться научным подходом и развитием современных систем наблюдения над регионом, прежде всего, с помощью космических спутников. 

Еще одна область прогнозирования – арктическая энергетика. Какими должными быть устойчивые энергетические системы на Крайнем Севере? Авторы сборника исследуют в этой связи энергетику Аляски, северных регионов Канады и Швеции. В различных странах прослеживаются те же самые вызовы для энергетической безопасности арктических районов: климатические изменения, развитие современной инфраструктуры, а также необходимость реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов. 

Резкой критике авторов сборника подвергся неподготовленный рост морских перевозок у побережья Аляски (США). Отсутствие надежной инфраструктуры для развития арктических транспортных систем, по мнению исследователей, привело к значительному росту чрезвычайных ситуаций и даже катастроф в этом регионе. 

Один из главных выводов, который можно сделать из масштабного исследования инфраструктуры Заполярья: к Арктике нужно подходить с уважением. При стратегическом планировании будущей деятельности на Крайнем Севере необходимо со всей серьезностью отнестись ко всем вызовам, с которыми сталкиваются северные сообщества сегодня.      


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике