Сейчас в Архангельске

19:12 1 ˚С Погода
18+

Териберский маяк: самый труднодоступный в Мурманской области

С севера и запада мыс вокруг маяка омывается Баренцевым морем, с юга − Териберским заливом, а с востока − водами губы Опасова

Транспорт и логистика Маяки Арктики
Мика Петров
6 августа, 2023 | 14:52

Териберский маяк: самый труднодоступный в Мурманской области
Вид на Териберский наволок. Фотографии Мики Петрова


Малый маячный огонь и туманная станция

Во второй половине XIX века на Мурманском побережье насчитывалось до 20 поселений. Наиболее крупными становищами в восточной части Кольского полуострова были Териберка и Гаврилова. В них в летнее время сосредоточивалось более половины судов, занимавшихся рыболовным промыслом на Мурмане. Для обеспечения навигационной безопасности плавания рейсовых пароходов, а также для развития круглогодичного судоходства между становищами в Дирекции маяков Белого моря был разработан проект светового маяка.

Териберский малый маячный огонь был установлен на первой прикрутости одноимённого гранитного наволока (большой тупой мыс, выступающий в море от материка) и открыл освещение в 1896 году.


02.jpg

Териберский малый маячный огонь (1896 г.)


С севера и запада мыс омывается Баренцевым морем, с юга − Териберским заливом, а с востока − водами губы Опасова.

Малый маячный огонь представлял собой жёлтую железную ажурную башню, увенчанную восьмигранным белым фонарём с красной крышей. На её куполе размещался дефлектор и румбоуказатель. В основании башни лежал каменный фундамент, на который опиралась пирамидальная решетчатая контрфорсная конструкция. В её центре находился столб из тавровых балок. Вокруг него была смонтирована винтовая лестница, ведущая к фонарному сооружению.

На маяке был установлен диоптрический светооптический аппарат системы Френеля 5 разряда. Огонь был белый постоянный, оптическая дальность составляла 10 миль. Высота огня над уровнем моря составляла 40 метров. Таким образом, фокальная плоскость находилась ниже полосы тумана, регулярно окутывающего прибрежные сопки.

Для подачи звуковых сигналов при уменьшении дальности видимости до 3 миль в 700 метрах от маяка была построена туманная станция. В одноэтажном жёлтом рубленом бревенчатом здании располагалась пневматическая сирена с керосиновым двигателем.

Жилой дом для персонала, обслуживающего маяк и сирену, находился на перешейке, соединяющем мыс с остальной частью Териберского полуострова.


003.JPG

Териберский залив в январе


«Промежуточные» маяки и новый капитальный

К 20-м годам ХХ века под действием стихийных сил природы башня маяка сильно проржавела и пришла в негодность.

В 1925 году маячный огонь был перенесён на площадку, выстроенную на здании туманной станции. Новое цилиндрическое фонарное сооружение было окрашено в серый цвет, а его крыша в зелёный. Маяк стал светить белым группопроблесковым с дальностью видимости 16 миль.

В годы Второй Мировой войны маяк действовал в манипуляторном режиме и включался по приказанию.

После войны характеристика огня сменилась на белый, красный, зелёный переменно-проблесковый, оптическая дальность возросла до 18 миль.

В 30 метрах к северу от маяка на 6 метровом столбе с четырьмя подпорами был установлен резервный огонь. Он включался в случае неисправности основного аппарата.


09.JPG

Старый навигационный знак


Также действовал радиомаяк с позывным опознавательным сигналом «TB (− −•••)» и дальностью действия 150 миль.

В 1963 году, после пожара, который уничтожил здание туманной станции и всё маячное имущество, единственным средством навигационного оборудования на Териберском мысу стал огонь-дублёр. Годом позже он был переосвещён, а для лучшей опознаваемости в светлое время суток − дооборудован белой деревянной меткой. Характеристика огня сменилась на зелёный длительно-проблесковый с оптической дальностью 17 миль.

В 1969 году Териберский маяк был перестроен, но в эксплуатацию введён лишь в 1973.

Новый капитальный маяк представляет собой жёлтое двухэтажное кирпичное здание, совмещённое с башней, на которой установлено красное фонарное сооружение.


06.jpg

Териберский маяк (70-е годы)


Оно было изготовлено Кронштадтским морским заводом по типовому проекту и имело диаметр 2,90 м. Цоколь изнутри был обшит досками. Остекление было двухъярусное высотой 1,60 м. В каждом ярусе было установлено по 12 прямоугольных выпуклых штормовых стёкол толщиной 10 мм. На квадратной верхней площадке, покрытой рифлёной листовой сталью, возвели ограждение высотой 1,05 м. Для предотвращения повреждений штормовых стёкол птицами фонарное сооружение было снабжено кронштейнами, на которые при необходимости крепилась капроновая сеть.

На маяке был установлен новейший светооптический аппарат ЭМВ-930.

Для получения цветовых характеристик огня его оптическая система оснащалась оправой со стеклянными светофильтрами.

ЭМВ-930 − электрический групповой проблесковый вращающийся аппарат. Оптическая система включает 4 дисковые линзы. Каждая из четырёх линз состоит из 5 диоптрических и 6 катодиоптрических кольцевых элементов, собранных в металлической оправе.


004.JPG

Вид на маяк со стороны моря


При вращении оптической системы вокруг постоянно работающего источника света создаются четыре расходящихся световых пучка, которые обеспечивают группопроблесковый характер маячного огня с двумя проблесками в группе.

Диаметр оптической системы 930 мм, фокусное расстояние 300 мм. Оптическая система вращается на шарикоподшипниках с помощью электромотора и червячного редуктора. Вес аппарата 750 кг, вес механизма вращения 300 кг.

На смену аппарату ЭМВ-930 пришёл 930М. Аппарат производился на Оптико-механическом заводе в городе Изюм Харьковской области Украинской ССР. В 2012 году завод был закрыт, несмотря на то, что находился в перечне предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности страны.


05.JPG

Килектор (вспомогательное судно для подводных грузовых работ)


Вместо утраченной пневматической сирены в 30 метрах от маяка было установлено электрическое устройство звуковой сигнализации − наутофон «Лиеж 300» (LIEG-300), произведённый шведской компанией AGA. Для размещения трёх излучателей направленного действия с отражателем была использована стальная решётчатая 4-гранная призматическая конструкция навигационного знака.

В маячно-техническом здании разместилась радиолокационная станция для составления и выдачи сведений о местоположении объектов в пространстве. Впоследствии территория маячного городка обросла многочисленными антеннами и радиомачтами.


10 (4).JPG

Морской обитатель


Современное состояние Териберского маяка

На перешейке между полуостровом и наволоком был построен двухэтажный жилой дом для работников маяка и военнослужащих радиороты, деревянная баня, дизельная электростанция, а также различные служебные здания. Все постройки были соединены между собой переходными деревянными трапами с перилами.

В небольшой бухте на западной стороне перешейка был установлен подъёмный кран. От него к маячному городку шёл узкоколейный рельсовый путь с вагонеткой для доставки грузов.

Была создана система трубопроводов для подачи дизельного топлива со стоящего на рейде танкера в стальные цистерны-накопители.


008.JPG

Неспокойные воды губы Опасова


Суровый климат и отсутствие систематического ремонта привели к разрушению (выветриванию) штукатурки и наружной части кирпичной кладки. В 2003 году строительным подрядчиком был произведён косметический ремонт фасадов, а если точнее, − консервация для предотвращения дальнейшего обветшания маяка. Стены здания и башни обшили жёлтым профилированным листом, а большую часть световых окон и один из дверных проёмов замуровали. Прежнее фонарное сооружение было демонтировано. Взамен него установили новое двенадцатигранное с широкими белыми оконными рамами.

Аналогичные работы также были проведены и на других маяках Заполярья, в частности: на Мишукове, Сеть-Наволоке, Чесменском, Городецком и Инецком.

Но Териберскому повезло куда меньше остальных: находясь в непосредственной близости от Северного Ледовитого океана, он регулярно подвергается губительному воздействию зимних штормов. И маяку вновь требуется обслуживание и восстановительные работы.


07.JPG

Высота огня от уровня моря 47 м


В 2021 году Териберский маяк был автоматизирован. На ограждении балкона были смонтированы модули солнечных панелей для питания светового оборудования. Аппарат ЭМВ-930 был отставлен от работы. В настоящее время, в качестве светового ориентира используется двухуровневое светодиодное устройство. Характеристика огня была сохранена: Красный и Зелёный переменный группопроблесковый с дальностью видимости до 18 миль.

Однако при использовании оптической системы между проблесками также наблюдался отражённый стёклами фонарного сооружения свет, что увеличивало период огня и значительно упрощало ориентирование в море.


***

Мика Петров, специально для GoArctic


На GoArctic есть свежий материал про маяки «В Мурманске покажут фотографии северных маяков».

далее в рубрике