Сейчас в Архангельске

16:35 2 ˚С Погода
18+

Три культурных проекта Архангельской области получили гранты программы «Музей без границ»

Конкурс «Индустриальный эксперимент» Фонда Потанина поддерживает сохранение и музеефикацию индустриальных объектов

История Арктические музеи Поморье
Анна Щетинина
19 марта, 2024 | 19:50

Три культурных проекта Архангельской области получили гранты программы «Музей без границ»

Локомобиль – английская паровая машина 19 века с развалин Унского лесозавода. Фото: Илья Бармин / kenozero.ru



Архангельская область стала лидером по количеству проектов-победителей в грантовом конкурсе Фонда Потанина «Индустриальный эксперимент». Фонд последовательно занимается поддержкой музейных специалистов и музеев с 2003 года, программа «Музей без границ» появилась в 2017 году на основе предыдущего опыта, и за 7 лет поддержку по этой программе получили более 130 проектов на сумму свыше 350 млн рублей.

В нынешнем конкурсе на грантовую поддержку одобрено 11 проектов (из 69), представляющих 8 регионов России, в том числе – три проекта из 4 поданных от Архангельской области заявок. Грантовый фонд всех поддержанных проектов составил 53 540 838 рублей.

Северодвинск: «Путь соли»

Самую большую сумму – 5 021 982 рублей – получил Северодвинский городской краеведческий музей на реализацию в своем филиале в Нёноксе проекта «Путь соли», связанного с изучением и популяризацией истории солеварения.

Главный объект проекта – памятник индустриальной архитектуры 18 века:  соляной амбар на берегу озера Нижнее. В 2016 году после реставрации в сохранившейся части амбара открыли музей соли. Теперь объекту предстоит обновление, ведь номинация грантового конкурса называлась «Индустриальный апгрейд».



Соляной амбар. Музей соли. Источник: администрация Северодвинска / vk.com/severodvinsk_adm


На средства гранта за два года проведут реставрацию аварийной части амбара. Будет восстановлена технологическая площадка у заднего фасада здания. Вновь откроется путь к озеру, чтобы туристы смогли увидеть, как вывозили соль из амбара. Деревянные мостки со всех сторон здания станут новой площадкой для проведения концертов и местом отдыха.

Вдоль озера Нижнее будут установлены деревянные скульптуры – результат конкурса творческих работ, который тоже запланирован проектом. Кульминацией станет проведение в Нёноксе научно-практической конференции для представителей Ассоциации соляных городов России.



Музей соли. Источник: администрация Северодвинска / vk.com/severodvinsk_adm


В 2024 году сотрудники Северодвинского музея привлекли дополнительно более 8 миллионов рублей грантовой поддержки. Всего, с 2013 года музей десять раз становился победителем конкурсов благотворительного фонда Потанина: были поддержаны пять заявок на индивидуальные стажировки и пять больших проектов.


Архангельск: музей на пароходе-теплоходе «Коммунар»

Грантом в 5 миллионов рублей поддержан проект Северного морского музея по созданию в Архангельске первого в истории музея реки Северная Двина на борту бывшего парохода, впоследствии – теплохода «Коммунар»: Музей реки «Северная Двина – река памяти».



«Коммунар» сейчас на своем причале. Источник: Северный морской музей / vk.com/arhsevmormuseum


В мае 2021 года Морская коллегия при Правительстве РФ предложила разработать правовой статус так называемого типа «музейного судна» для сохранения исторических судов и кораблей. Такие корабли очень популярны во всем мире. Широко известны примеры судов-музеев «Фрам» в Осло или «Васа» в Стокгольме, первого в мире атомного ледокола «Ленин», ледокола «Красин» в Санкт-Петербурге.

А еще в ноябре 2020 года в импровизированный музейный флот Северного морского музея вошел пароход-теплоход «Коммунар», переданный музею Архангельским речным пароходством после почти 80 лет навигации. Этот речной труженик занял свое место у 108-го музейного причала Красной пристани. К нему водят экскурсии, там проводят презентации и лекции.



«Макарка „Коммунар“». Источник: openarh.ru


Но на самом деле, как разузнали музейщики, свою историю пароход-теплоход не с 1940-го, а с 1896 года. Такой тип пассажирских судов, представителем которого является , был достаточно распространен в окрестностях Архангельска с начала XIX века и носил имя знаменитого купца Якова Макарова, чье наследие до сих пор является важной частью городского ландшафта: в просторечии судно называли «макаркой». Любопытно, что на одной из фотографий, имеющихся в фондах Северного морского музея, «Коммунар» так и подписан — «макарка „Коммунар“». И на данный момент  «Коммунар» – единственный сохранившийся экземпляр традиционного именно для дельты Двины и архангельских окрестностей типа речного судна. 

Поэтому он станет музеем.


Кенозерье: «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья»

В число победителей в номинации «Индустриальный старт» вошел и проект Ассоциации «Клуб друзей Кенозерского национального парка» под названием «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья». Его поддержат грантом в 2 320 408 рублей.

Цель проекта – рассказ о сложном периоде индустриализации и репрессий через создание индустриально-мемориального комплекса на мысе Заяцком Белого моря (национальный парк «Онежское Поморье»).

Мыс Заяцкий – одно из немногих мест, где можно увидеть материальные свидетельства времен индустриализации и ГУЛАГа в регионе, а именно – остатки Унского лесозавода. По предварительной версии, это предприятие, входившее в структуру ГУЛАГа, было открыто в 1931 году, когда советская власть начала отправлять на северные земли раскулаченных крестьян из южных регионов страны. Но при изучении документов из фонда лесозавода исследователи обратили внимание на фразу, что «в прошлом, 1930 году, удалось восстановить бывший лесозавод». 



Локомобиль. Фото предоставлено пресс-службой нацпарка «Кенозерский» / pravdasevera.ru


К сожалению, никаких документов, связанных со строительством и работой лесозавода в более ранний период, найти не удалось. Но в руинах разрушенных цехов до сих пор находятся локомобили – паровые энергоустановки английской фирмы, именуемой с 1862 года как MARSHALL SONS & Co GAINSBOROUGH. До 1914 года эта фирма занимала около 30% Российского рынка локомобилей. «Вероятно, прибывшая в Архангельск накануне Первой мировой войны партия локомобилей не успела отправиться в центральные губернии и “застряла” в порту. В условиях военного времени энергоустановки были реализованы на месте и стали частью нового лесозавода. Кирпичная кладка стен предприятия также указывает на то, что оно начало работу во времена Первой мировой войны. В ГУЛАГе, скорей всего, постройка была бы деревянной», – делился рассуждениями Андрей Ружников, руководитель экспедиции РГО, прошедшей в Кенозерье в 2022 году.

Проект «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья» и предусматривает с помощью гранта провести подготовительные работы по созданию на месте бывшего Унского лесозавода в национальном парке «Онежское Поморье» индустриального мемориала, который будет рассказывать гостям заповедной территории о том, через какие перипетии пришлось пройти жителям этих мест в непростые годы первой половины XX века,



Локомобиль. Фото предоставлено пресс-службой нацпарка «Кенозерский» / pravdasevera.ru


Научные экспедиции по местности помогли оценить состояние остатков Унского лесозавода, разработать меры по его сохранению, продумать, как с помощью информационных стендов и арт-объектов рассказать об истории лесозавода и судьбах его работников. Александра Яковлева, руководитель национального парка «Кенозерский», рассказала: «Этот проект – попытка деликатно рассмотреть Унский лесозавод с разных сторон: как памятник эпохи индустриализации Севера, как сосредоточение личных историй очень разных людей – коренных поморов и спецпереселенцев-южан. Ценность проекта "Люди и локомобили" в тактичном осмыслении и представлении индустриальной истории, и сохранении памяти о людях, чьими руками она писалась».

 

далее в рубрике