Сейчас в Архангельске

05:59 4 ˚С Погода
18+

В Музее изобразительных искусств Архангельска – дуэт выставок абстрактного и реалистичного искусства

Музей объявляет художественный вызов проектами «Синхронизация времени» и «Иван Котов»

О науке и культуре Искусство Музей Выставка Архангельск
Анна Щетинина
23 октября, 2023 | 16:15

В Музее изобразительных искусств Архангельска – дуэт выставок абстрактного и реалистичного искусства

Работа Марины Григорьевой с выставки «Синхронизация времени», Скриншот видеосюжета / pomorie.ru


В Архангельске после реконструкции открылся Музей изобразительных искусств. Как пишут сами музейщики, это место всегда было площадкой для экспериментов, объединявшей классическое и современное искусство. На открытии обновленного Музея – два диаметрально противоположных проекта.


«Синхронизация времени»

Персональную выставку архангельского художника, члена Союза художников России Марины Григорьевой «Синхронизация времени» рекомендуют воспринимать как единое целое, как одно высказывание, без мелочного разделения на отдельные произведения и жанры, – и это высказывание о нашем времени, об окружающей реальности, о возможности объединить в сознании происходящие процессы, как современные, так и исторические – через восприятие и культурное переосмысление отдельного человека.

Как поясняют организаторы, – каждое произведение Марины Григорьевой – это часть развивающегося сюжета, который дополняется следующей картиной.

«Само понятие «синхронизация времени» у каждого свое. У меня оно через пластику в работах, когда пытаешься выразить чувства, свою боль, ощущения тревоги, напряжение, – то есть все концентрируется на сегодняшнем моменте», – говорит автор.



Работа Марины Григорьевой с выставки «Синхронизация времени», Скриншот видеосюжета / pomorie.ru


В видеосюжете Марина Григорьева отмечала, что, по ее мнению, ходить сейчас на пленеры и писать, как обычно, пасторальные пейзажи – значит «оказываться вне времени».

«Синхронизация времени» – отзвук названия большого мультижанрового проекта прошлого года, в котором Марина Григорьева выступила не только как художник, но и как сценограф, и как актриса.

И все же в широко употребляемом словосочетании пролеживается некоторая тавтология: в самом понятии «синхронизация», имеющем древнегреческие корни, уже заложено слово «время» (σύν, σύγ – «вместе» + χρόνος – «время»), – это процесс приведения к одному значению одного или нескольких объектов, параметры которых менялись от исходного. Это меняет идею.



Работа Марины Григорьевой с выставки «Синхронизация времени», Скриншот видеосюжета / pomorie.ru


Иван Котов (1923–1989)

«Синхронизация времени» происходит с сегодняшнего дня, а «Иван Котов» – выставка к 100-летию со дня рождения «Левитана Севера» – откроется 28 октября.

«Левитаном Севера» назвал Ивана Котова великий мастер беломорского пейзажа Степан Писахов, увидев работу художника «Встреча белых ночей».



«Встреча белых ночей». arhmuseum.ru


По словам искусствоведов музея, имя Ивана Семеновича Котова, патриота Севера, занимает особое место в истории и культуре Архангельского края. Художник известен своими мастерскими пейзажами, отличающимися звучностью колорита, свободной манерой письма. В экспозиции выставки создан особый раздел, представляющий метафизический «котовский» пейзаж.

«Я счастлив», – говорил Иван Котов, – «что после окончания училища Министерство просвещения направило меня на Север, на преподавательскую работу в Каргопольское педагогическое училище. Здесь я и понял, что без Севера мне уже не жить. Я заболел им неизлечимо и навсегда».

Центральное место на выставке займет монументальное полотно «Праздник песни», которое стало особой вехой и настоящим испытанием для художника. Впервые на выставке представлены эскизы к этой работе.



«Праздник песни». arhmuseum.ru


Свое место в экспозиции отведено этюдам художника. По внутренней цельности, по тому, как полно в них отражено состояние данного момента в природе, этюды Котова можно считать завершенными художественными произведениями.

Экспозицию дополнит инсталляция «Изба». Посмотрев в ее «окна», можно увидеть деревенские мотивы, которые вдохновляли и восхищали Ивана Котова.

Выставочный проект объединил четыре музея Архангельской области: основу экспозиции составили живописные этюды и картины из коллекции Музейного объединения, дополненные работами из фондов Каргопольского музея, Архангельского краеведческого музея, Музея-заповедника «Малые Корелы», а также Архангельской региональной организации «Союз художников России».



Этюд «В освобожденный Ленинград». arhmuseum.ru

 

далее в рубрике