В Научном центре изучения Арктики открыли летний полевой сезон

В этом году ямальские археологи планируют продолжить начатые в прошлом году комплексные исследования на памятнике «Йоркутинская стоянка», отправиться в разведочную экспедицию по Приуральскому и Шурышкарскому районам и исследовать Коми-деревню в Лабытнанги.

О науке и культуре
15 июня, 2021 | 08:59

В Научном центре изучения Арктики открыли летний полевой сезон
Фото: пресс-служба Правительства ЯНАО

14 июня первая в этом году экспедиция отправилась из Научного центра изучения Арктики на памятник «Нюрымпосллор 2» в Приуральском районе, сообщается в пресс-службе Правительства ЯНАО. В июле продолжатся начатые в прошлом году комплексные исследования на памятнике «Йоркутинская стоянка» в южной части полуострова Ямал. Ещё одна группа исследователей отправится в разведочную экспедицию по Приуральскому и Шурышкарскому районам. В августе ямальские археологи будут работать на памятнике «Лабытнанги 1», больше известном как Коми-деревня в Лабытнанги.

«Йоркутинская стоянка» – самый древний из известных памятников на южном Ямале. Датируется приблизительно 4 тысячелетием до нашей эры. Исследования на нём ведутся под руководством старшего научного сотрудника сектора истории и археологии, кандидата исторических наук Ольги Тупахиной. В прошлом году в раскопе площадью 266 квадратных метров учёные вскрыли остатки двух жилищ, принадлежавших древним охотникам, собрали большое количество артефактов.

В этом году Ольга Тупахина планирует завершить ранее начатые исследования. Вместе с археологами на памятнике будут работать геоботаник и почвовед, которые отберут образцы почв для проведения анализов. Результаты исследований помогут установить точную датировку памятника, реконструировать климат и условия окружающей среды в древности.

Старший научный сотрудник Андрей Гусев и его коллега научный сотрудник сектора археологии и этнографии Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского Никита Перцев отправятся на поиски Обских городков 16-19 века, некогда расположенных в Нижнем Приобье.

«Часть из городков уже фигурируют в виде археологических памятников. Это Войкарский городок, Пельвожский, Питлярский. Но ещё порядка десяти населённых пунктов никак археологически не подтверждены. Если удастся найти хотя бы небольшую часть из них, для нас это будет большой удачей и новой страницей в синтезе вещественных источников, с которыми работаем мы – археологи, и письменных данных, с которыми работают историки», – прокомментировал Андрей Гусев.

Находки археологов Научного центра изучения Арктики ежегодно пополняют фонды МВК имени И.С. Шемановского. Благодаря открытию новых памятников растет количество поставленных на государственный учёт объектов культурного наследия.