Сейчас в Мурманске

10:59 1 ˚С Погода
18+

В небе над Арктикой

Советские полярные летчики-герои и беспосадочные трансполярные перелеты.

Герои Арктики Филателия
Аркадий Романов
21 мая, 2023 | 17:42

В небе над Арктикой
Почтовый конверт с оригинальной маркой Минсвязи СССР и спецгашением 1984 года, посвященный 80-летию со дня рождения Героя Советского Союза, летчика В.П.Чкалова. Фото из архива автора


21 мая в России, начиная с 2013 года, официально отмечается День полярника, установленный Указом Президента РФ № 502 от 21 мая 2013 года.

Именно в этот день, 21 мая 1937 года, советский летчик Михаил Васильевич Водопьянов на самолёте АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) во время первой высокоширотной экспедиции «Север» впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). 

В честь Дня полярника мы публикуем статью о полярных лётчиках и поздравляем всех причастных с праздником!

Редакция GoArctic


Продолжая арктическую тему в филателии, поговорим сегодня об авиаторах.  Ведь именно наши полярные летчики внесли неоценимый вклад в изучение и освоение крайнего Севера. Многих из них отметило почтовое ведомство. Расскажу о наиболее заметных фигурах этой героической и драматической истории.

…Считается, что полёты в Арктике начались в 1914 году, когда авиатор Иван Иосифович Нагурский совершил пять разведывательных полётов в поисках пропавших российских экспедиций Г.Я. Седова, Г.Л. Брусилова и В.А. Русанова. Через десять лет в арктическом небе над Новой Землей вновь появился самолет, который пилотировал один из первых советских полярных летчиков Борис Григорьевич Чухновский (1898–1975), позднее, в 1928 году, участвовавший в экспедиции по спасению экипажа потерпевшего катастрофу в Арктике дирижабля «Италия» Умберто Нобиле, в ледовой разведке Северного морского пути и Третьей экспедиции особого назначения.

2.jpg

В 1997 году Почта России выпустила маркированный конверт с портретом Б.Г. Чухновского, посвященный 100-летию со дня его рождения


И уже в 1924 году, несмотря на разруху в стране после гражданской войны, в Арктике начались регулярные полеты. В малочисленный отряд первых советских полярных летчиков входили Михаил Сергеевич Бабушкин (1893–1938), А.И. Томашевский, Б.Г. Чухновский, позже к ним присоединились И.И. Черевичный, В.И. Аккуратов, И.П. Мазурук. К сожалению, не все они попали на почтовые марки и конверты.


3.jpg

В 2013 году портрет Героя Советского Союза М.С. Бабушкина (звание он получил в 1937 году за высадку на льдину вместе с М.В. Водопьяновым экипажа дрейфующей станции «Северный полюс – 1») появился на конверте, выпущенном к 120-летию со дня его рождения и 75-летию трагической гибели летчика в авиакатастрофе в 1938 году


В январе 1931 года было организовано Управление воздушных линий Северного края. Полярными летчиками Б.Г. Чухновским, М.С. Бабушкиным, Ф. Б. Фарихом, М. В. Водопьяновым начали осуществляться регулярные полеты в отдаленные пункты европейского Заполярья. Уже в 1933 году были созданы первые в мире авиабазы для обеспечения регулярных арктических полетов на Чукотском полуострове, на мысе Северном острова Шмидта, на мысе Челюскина и на Земле Франца-Иосифа. Авиаторы перешли к систематической разведке и проводке судов во льдах.

Полярные летчики приобрели богатейший опыт весной 1934 года во время спасательной операции экспедиции парохода «Челюскин». Благодаря их героическим усилиям люди были спасены, и 20 апреля 1934 года в стране появились первые Герои Советского Союза: пилоты Анатолий Васильевич Ляпидевский (1908–1983), Сигизмунд Александрович Леваневский (1902–1937), Василий Сергеевич Молоков (1895–1982), Николай Петрович Каманин (1908–1982), Маврикий Трофимович Слепнев (1896–1965), Михаил Васильевич Водопьянов (1899–1980), Иван Васильевич Доронин (1903–1951).


4.jpg

Почтовые марки СССР из знаменитой «челюскинской» серии 1935 года, посвященные семи летчикам – первым Героям Советского Союза. И самый первый из них – А.В. Ляпидевский


Их дальнейшие судьбы сложатся по-разному, большинство продолжит освоение Арктики, четверо станут генералами, на кого-то почта ещё не раз обратит свое внимание, но в истории все они навсегда останутся первыми Героями Советского Союза.


5.jpg

Маркированный конверт Почты России 2007 года с портретом самого первого Героя Советского Союза А.В. Ляпидевского и специальным гашением в честь 100-летия со дня его рождения 


6.jpg

Маркированный конверт Почты России 2020 года с портретом Героя Советского Союза В.С. Молокова. 12 февраля 2020 года в Красноярске было проведено спецгашение в его честь 


7.jpg

3 августа 1935 года самолёт АНТ-25 с экипажем в составе С.А. Леваневского  (командир), Г.Ф. Байдукова (второй пилот) и В.И. Левченко (штурман) предпринял попытку совершить беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Франциско, о чём было торжественно объявлено заранее (успели даже сделать надпечатку на «челюскинской» марке с портретом Леваневского), однако после 2 000 км потекло масло и полет пришлось прервать. Но марка попала к коллекционерам и стала одной из самых дорогих в истории

8.jpg

Маркированный конверт Почты России 2002 года с портретом Героя Советского Союза С.А. Леваневского, приуроченный к 100-летию со дня рождения летчика 


Вслед за авиаторами, спасшими челюскинцев, звание Героя Советского Союза было присвоено М.М. Громову, В.П. Чкалову, Г.Ф. Байдукову, А.В. Белякову, А.Б. Юмашеву, С.А. Данилину, В.К. Коккинаки, осуществившим невиданные прежде по дальности и сложности беспосадочные перелеты по неизведанным маршрутам Крайнего Севера и Дальнего Востока.

…С середины 30-х годов страна жила авиарекордами. 18 июня 1937 года в 4 часа 05 минут Валерий Павлович Чкалов (1904–1938) поднял свой самолет «АНТ-25» из Москвы в первый в истории трансарктический авиационный полёт по маршруту через Северный полюс в США. Опытный в длительных полетах экипаж (все трое еще в 1936 году были удостоены звания Героя Советского Союза) в составе пилотов Чкалова и Георгия Филипповича Байдукова (1907–1994), штурмана-радиста Александра Васильевича Белякова (1897–1982) через 28 часов провел самолёт над Северным полюсом. Затем пересекли американский сектор Арктики, крайние западные острова Канадского Арктического архипелага, Северо-Западную Канаду и Британскую Колумбию и, следуя вдоль тихоокеанского побережья материка на юг, 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени совершили благополучную посадку на военном аэродроме Баракс, в пригороде Портленда – в американском городе Ванкувер. Об этом событии почта не забывала ни в эпоху СССР, ни в новой России.


9.jpg

Серия почтовых марок СССР 1937 года, посвященная первому в истории трансарктическому авиационному перелету из Москвы через Северный полюс в США с портретами героев


10.jpg

Конверт Минсвязи СССР 1977 года с оригинальной маркой и спецгашением, посвященными 40-летию первого в истории трансарктического перелета из Москвы через Северный полюс в США с портретами героев


11.jpg

Конверт Почты России 2007 года с оригинальной маркой, посвященный 70-летию первого в истории трансарктического перелета из Москвы через Северный полюс в США и 100-летию со дня рождения Г.Ф. Байдукова с портретами героев


12.jpg

Марочный лист Почты России 2012 года, посвященный 75-летию первого в истории трансарктического авиаперелета из Москвы через Северный полюс в США с портретами героев


13.jpg

Конверт Почты России 2012 года с маркой и гашением «Первого дня», посвященными 75-летию первого трансполярного беспосадочного перелета из Москвы через Северный полюс в США 


Ну и, конечно, на протяжении десятилетий кумиром всей страны был летчик-испытатель Валерий Чкалов. Вот лишь несколько почтовых артефактов, посвященных легенде.


14.jpg

Почтовая марка СССР 1954 года, посвященная 50-летию со дня рождения Героя Советского Союза, летчика В.П.Чкалова. Вместо даты смерти указана юбилейная дата


15.jpg

Маркированный конверт Минсвязи СССР 1974 года с портретом Героя Советского Союза В.П. Чкалова к его 70-летию


16.jpg

Марка Почты России 2004 года, посвященная 100-летию со дня рождения летчика В.П. Чкалова


Меньше чем через месяц после полета экипажа Чкалова, 12–14 июля 1937 года, советским лётчикам Михаилу Михайловичу Громову (1899–1985), Андрею Борисовичу Юмашеву (1902–1988), Сергею Алексеевичу Данилину (1901–1978) на таком же АНТ-25 удалось превзойти достижение своих предшественников и поставить абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полёта из СССР в США через Северный полюс по прямой (10148 км) и ломаной (11500 км) линиям (в том числе 5500 км над океанами), совершенного за 62 часа 17 минут. Советских пилотов после приземления принимал сам президент США Франклин Рузвельт. Затем все трое дослужились до генеральских чинов.


17.jpg

Серия почтовых марок СССР 1938 года, посвященная рекордному трансполярному перелету Ант-25  с экипажем в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева, С.А. Данилина по маршруту: Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США) 


18.jpg

В 1987 году Минсвязи СССР выпустило почтовый конверт с оригинальной маркой, посвященный 50-летию рекордного трансполярного перелета Ант-25 с экипажем в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева, С.А. Данилина по маршруту: Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США), и провело спецгашения в нескольких городах


19.jpg

Марка Почты России 2012 года, посвященная 75-летию рекордного трансполярного перелета экипажа в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева, С.А. Данилина


А через два месяца по этому маршруту полетел Сигизмунд Леваневский, да так и сгинул в белом безмолвии... 

12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из шести человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбанкс, штат Аляска, США. Самолёт был одной из первых машин этого проекта, фактически экспериментальный. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа после пролёта над Северным полюсом. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях. Больше о судьбе самолёта и экипажа достоверно ничего не известно. После пропажи самолёта были организованы поиски, как в СССР, так и в США, но результатов они не дали. Больше подобных попыток никто не предпринимал. 


20.jpg

Конверт 2007 года, посвященный 70-летию исчезновения в Арктике самолета Сигизмунда Леваневского


Лишь спустя два года, 28–29 апреля 1939 года, на самолёте ЦКБ-30 «Москва» советский экипаж в составе командира, летчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки (1904–1985) и штурмана Михала Харитоновича Гордиенко (1903–1972) совершил беспосадочный перелёт из Москвы в Северную Америку по маршруту: Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – Исландия – мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) – остров Мискоу (Канада) протяжённостью почти 8000 километров (6516 километров по прямой), который продолжался 22 часа 56 минут. Позднее и летчик, и штурман стали генералами авиации. Через два десятилетия после легендарного перелета по маршруту, впервые в мире проложенному советскими летчиками, стали летать пассажирские самолеты.


21.jpg

В 1989 году был выпущен почтовый конверт СССР с оригинальной маркой, посвященный 50-летию перелёта В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко из Москвы в Канаду


В апреле – мае 1941 года военный летчик Иван Иванович Черевичный (1909–1971) возглавил воздушную экспедицию, которая на самолёте «СССР Н-169» совершила несколько посадок на лед в районе Арктического бассейна и впервые достигла «Полюса недоступности» – неизведанной человеком территории в центре Арктики площадью около трех миллионов квадратных километров, в полутора тысячах километрах к северо-востоку от острова Врангеля. За 144 летных часа самолет, ведомый И.И. Черевичным, покрыл расстояние в 26 000 км. По оценкам известных полярных исследователей, таких как О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин, – это была победа, соизмеримая с покорением Северного полюса. 

И.И. Черевичный был участником Великой Отечественной войны, затем продолжил летную работу в Арктике и Антарктике, участвовал в нескольких высокоширотных воздушных экспедициях, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.


22.jpg

Конверт 2009 года, посвященный 100-летию со дня рождения летчика И.И. Черевичного


Заметный след в истории полярной авиации  оставил советский военный лётчик, генерал-майор Максим Николаевич Чибисов (1906–1989). Он начал летать в 1931 году, служил на Дальнем Востоке, в годы Великой Отечественной войны защищал в небе Ленинград, был командиром авиационной группы специального назначения по перегонке гидросамолетов «Каталина» из США в СССР (1944–45 годы), а после войны стал начальником Управления полярной авиации СССР. На этом посту он сделал немало для освоения Арктики.


23.jpg

Маркированный конверт Почты России 2016 года, посвященный М.Н. Чибисову, со спецгашением в честь 110-летия со дня рождения летчика


Уже с конца 50-х годов прошлого века полеты в Арктику стали почти обыденным делом, и полярные летчики ушли из поля зрения почтового ведомства. Тогда всё больше внимания к себе стала приковывать Антарктика.


***

Аркадий Романов, специально для GoArctic

далее в рубрике