Сейчас в Архангельске

09:31 2 ˚С Погода
18+

«Варяг»: визуализация нордического мировоззрения

Новый фильм Роберта Эггерса («Ведьма», «Маяк») «Northman» успешно смог показать не только средневековую северную материальную культуру, но и духовную – нордическое мировоззрение.

О науке и культуре
Валерий Кондаков
26 мая, 2022 | 09:27

«Варяг»: визуализация нордического мировоззрения
Постер к фильму «Северянин» («Варяг»).


Новый фильм Роберта Эггерса («Ведьма», «Маяк») «Northman» получил в российском прокате название «Варяг», что, конечно, неправильно1, однако название «Викинг» уже было занято картиной Андрея Кравчука. Впрочем, Норны распорядились иначе, и он на территории нашей страны в широкий прокат не вышел, поэтому для данной заметки его можно смело переименовать в «Северянина» (или «Норманна»).

«Северянин» начинается с призыва к Одину и краткого пересказа всего фильма. Нам показывают Северную Атлантику 895 года, когда «вороний король» Аурвандил (Итан Хоук) возвращается с богатой добычей к жене Гудрун (Николь Кидман), сыну Амлету2 (Оскар Новак) и свои подданным. Супруге он сообщает, что смертельно ранен и у него осталось два желания: чтобы трон достался сыну Амлету, а не брату Фьёлниру (Клас Банг), и чтобы он умер от меча с оружием в руках для гарантированного попадания в Вальхаллу.

Жена обещает второе, но не гарантирует первое (у нее свои виды на будущее). Аурвандил и Амлет отправляются проводить обряд инициации к жрецу Одина и, по совместительству, придворному шуту Хеймиру (Уиллем Дефо). Тот угощает отца и сына «Мёдом поэзии» (в российском переводе «mead of knowledge» («мёд знаний») превратился в «need of knowledge» («нужду в знаниях»))3, и Амлет узревает Древо Рода (всех своих предков по мужской линии), и дает клятву отомстить за смерть Аурвандила.

На выходе из святилища мальчик ловит ртом снежинку, а его отец – град стрел, после чего Фьёлнир отсекает ему голову (отправляя, таким образом, в Вальхаллу). За Амлетом начинается охота, но ему удается улизнуть.


156.jpg

Амлет как берсерк. «Где варяги, там напряги». Кадр из фильма «Северянин»


Через годы мы видим Амлета (Александр Скарсгард), который в составе отряда берсерков осуществляет набеги на славянские поселения в Гардариках (в российском переводе: земля на Руси). Там в разоренном святилище славянского бога (возможно, Святовита, которого символизировал реальный Збручский идол) Амлет встречает жрицу (Бьорк), которая напоминает ему о клятве и уточняет его предназначение.

Амлет претворяется славянином (остригает волосы и надевает расшитую рубаху) и проникает на рабовладельческий корабль, чтобы попасть в Исландию, где живет Фьёлнир с семьей. Как и предрекал Аурвандил, ношение ворованного кольца не сделало полукровку королем: Фьёлнир был изгнан из своих владений.


2645389.jpg

Славянская жрица (Бьорк). Раковины каури символизируют глаза: два выколотых и третий для «внутреннего зрения», которым она «видит» Амлета и его судьбу. Кадр из фильма «Северянин».


На судне Амлет знакомится с Ольгой (Аня Тейлор-Джой) «Березовой рощей» (так в нашем переводе, как будто она индианка). Вероятно, она представилась как Ольга из «Березовой рощи» (возможно, имеется в виду остров Березань (современная Николаевщина), где жили скандинавы и славяне и даже был найден рунический камень. Они заключают ситуативный союз против Фьёльнира и его людей.

В Исландии Амлет попадает в святилище, где местный жрец, используя голову бедного бедного Хеймира и шаманские практики, поведал ему о том, как заполучить для мести волшебный меч, который не знает пощады, но функционирует только ночью или у «ворот Хель». Наш герой совершает незаконное проникновение в курган Вендельского времени, где в схватке с драугом добывает меч-кладенец.


3654.jpg

«Славяне» Амлет и Ольга бредут к своей судьбе. Кадр из фильма «Северянин».


Постепенно Амлет с помощью меча, которого назвали Драугом («Нежить», в нашем переводе «Бессмертный», надеюсь, с намеком на Кощея), и ольгиного («тролльского») ведьмовства изводит дружинников Фьёльнира. Параллельно он играет в жесткую средневековую командную игру – кнаттлейкр, в ходе которой спасает своего единоутробного брата Гуннара. За это ему дозволяется сойтись с Ольгой, что и происходит во время языческого праздника плодородия, показанного с явной отсылкой к соответствующей сцене из «Андрея Рублева» Андрея Тарковского.


4765.jpg

Простая русская девушка (ведьма) Ольга. Такое описание пушкинской Ольги встречается во второй главе «Евгения Онегина»: «...Глаза, как небо, голубые. Улыбка, локоны льняные. Движенья, голос, легкий стан. Всё в Ольге...». Кадр из фильма «Северянин».


Драматизм ленты достигает своего пика в сцене общения с матерью, в ходе которой Амлет понимает, что все не так, как он себе представлял, и что каждая женщина – немного ведьма. Он убивает своего кузена Торира, вырывает его сердце и отправляется в изгнание, но любовь к Ольге вынуждает его вернуться и сдаться.

Фьёльнир пытает Амлета, но тот взывает к Одину, и вещие птицы последнего клювами разрывают путы, а Ольга в образе Валькирии уносит его… нет, не в Вальхаллу, куда все в фильме постоянно стремятся, как будто там «мёдом намазано» (хотя там действительно предлагают особые медовые напитки), а на горячие гейзерные источники, залечить раны. Амлет понимает, что любовь победила в нем жажду мести, он готов «зарыть топор войны»,(то есть «меч мести») и отправиться с Ольгой к родне на Оркнейские острова.


56987.jpg

Отказавшиеся от мести просветленные Ольга и Амлет, сын Аурвандила (похожий на Арагорна, сына Араторна). Кадр из фильма «Северянин».


Вскоре к берегу прибывает славянское судно, ведомое Владимиром, которое забирает Амлета и Ольгу. Однако Амлет, прикоснувшись к крови любимой, «видит» Древо Рода и двух своих детей (принца и принцессу-воительницу), понимая, что Ольга беременна. Амлет осознает, что Фьёльнир будет мстить их детям и возвращается, чтобы завершить начатое. Разгневанная Ольга по-славянски велит славянским викингам везти ее на родину в Березовую рощу (вероятно, на Березань).

Амлет убивает мать, брата Гуннара и вступает в схватку с Фьёльниром возле вулкана, прозванного «Врата Хель» (у нас просто, по-христиански, «Врата ада»). Эта дуэль (хольмганг), похожая на схватку в конце «Мести ситхов», заканчивается положительно для всех: оба бойца попадают в Вальхаллу (правда, хотел ли туда Фьёльнир – поклонник Фрейра, история умалчивает), а детям Амлета и Ольги предстоит править. Так показана счастливая жизнь викинга: рождение, гибель отца, набеги, зачатие потомка, месть за отца, смерть, попадание в Вальхаллу.


6987.jpg

Валькирия. Кадр из фильма «Северянин».


После фолк-хоррора «Ведьма» и лавкрафтианского «Маяка» поклонники ждали от Эггерса чего-то соответствующего и, судя по рейтингам, остались довольны. При этом, к той нуарной напряженной атмосфере, которую умеет создавать Эггерс, добавилась скрупулёзная историческая точность в деталях.

По этому показателю «Северянин» может поспорить с картиной «На камнях растут деревья», а с точки зрения масштабности (понятно, что бюджеты двух картин несопоставимы) даже превзойти советско-норвежскую ленту.


78765.jpg

Амлет с родителями. Кадр из фильма «Северянин».


Например, внешний вид и убранство (резьба, гобелены) домов, украшения (гривны, фибулы), оружие, одежда и прочее вполне соответствуют историческим реалиям того времени, известным по письменным источникам и археологическим данным. Воссоздаются целые образы (например, «капитан славянских средневековых пиратов» Владимир похож на русского князя Святослава Игоревича, как его описывал Лев Диакон) и даже процессы (например, в сцене погребения Торира воспроизводится обряд (не полностью) захоронения знатного руса, описанный Ибн Фадланом).


82345.jpg

Исландский жрец Одина с головой коллеги, с помощью которой видит судьбу, женскими фибулами на груди и вегвизиром на лбу, чтобы не заплутать в путешествии по другим мирам. Кадр из фильма «Северянин».


Однако главное достоинство фильма, на мой взгляд, в попытке показать не только средневековую северную материальную культуру, но и духовную – нордическое мировоззрение. Сделать это было очень непросто, тем не менее, Роберту Эггерсу это удалось (настолько, насколько это вообще возможно). И в этом, в первую очередь, заслуга археолога Нила Прайса и фольклориста Терри Ганнелла (оба профессоры), которые его консультировали. Поэтому сцена инициации Амлета (уподобление «двуногим волкам», употребление веществ, меняющих сознание, проползание под низким сводом святилища как имитация акта рождения и т.д.) выглядит аутентичной. То же касается сцены ритуального танца берсерков, изображения которого встречаются на бронзовой пластинке из Эланда. Интересны даже странные, на первый взгляд, детали: у исландского жреца Одина на теле явно женские («черепаховидные») фибулы, что, однако, подчеркивает двойственность этого божества (и, соответственно, его жречества), известную нам из «Перебанки Локи» («Старшая Эдда»), где Всеотец называется «мужем женовидным».


9234567.jpg

Одиническая мистерия оборотничества берсерков. Кадр из фильма «Северянин».


Примечательно, что Эггерс уходит от классического для фильмов про викингов противостояния язычества и христианства (вспомнить хотя бы «воронью трилогию» Храбна Гюднлёйгссона. Здесь режиссер пытается противопоставить жестокого воинственного Одина и «доброго» миролюбивого Фрейра, конечно, данное противоборство странно в реалиях нордического мировоззрения, но как кинематографический прием вполне допустимо. Вообще, показ Фрейра и его последователей радует, а то, судя по фильмам, у скандинавов кругом Один да Тор. Кстати, последнего в фильме нет, вероятно, его во «Мстители» призвали.

Забавно, что, когда Амлет убивает дружинников Фьёльнира и делает из их тел Слейпнира, во всем пытаются обвинить двух христиан («так как их бог распят на дереве»), а не одинистов. Тут, вероятно, не обошлось без коварства Локи.

В заключение хочется похвалить фильм за прекрасную аутентичную музыку, отличный показ сцен природы (пусть ирландской, а не исландской и русской) и историческую (даже, археологическую) достоверность в деталях (но не в событиях, разумеется). В этом кинокартина отличается в лучшую сторону от подавляющего числа современных «исторических» фильмов и сериалов, вспомнить хотя бы свежий продукт «Викинги: Вальхалла».


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic


Примечания

1 Во-первых, варяг – это северянин (часто скандинав), который давал клятву служить правителям Византии или других стран, а этого в фильме нет. Во-вторых, в России слово «Варяг» ассоциируется, в первую очередь, с героическим крейсером.

2 Интересно, что история Амлета уже была экранизирована ранее.

3 Вообще, следует отметить, что перевод местами попросту безобразен. К сожалению, отсутствие полноценного проката ударило по качеству перевода. Например, викинги бросаются в атаку с кличем «За Вальхаллу», как будто против Фолькванга или Хельхейма. Конечно же, они стремились в Вальхаллу, а не за нее. Фильм просто необходимо смотреть в оригинале, ибо английский язык там простой, а кеннингов, цитат из исторических источников и прочих прелестей хватает.

далее в рубрике