Сейчас в Архангельске

09:42 ˚С
6+

Золото (из цикла «сокровища Арктики на экране»)

О науке и культуре
Валерий Кондаков
1 января, 2023, 12:15

Золото (из цикла «сокровища Арктики на экране»)
Плакаты фильма «Территория» (1978 год)


У Арктики много сокровищ и одно из них – золото. Писатель и геолог Олег Куваев (1934 – 1975 гг.) однажды задумал написать трилогию, посвященную трём сокровищам Арктики: золоту, пушнине и нефти, но смог осуществить только треть – написать роман «Территория». Книге о поиске золота на Чукотке очень повезло: она была дважды с успехом экранизирована в 1978 и 2014 годах.

После окончания геофизического факультета МГРИ в 1958 году Олега Куваева распределили на Чукотку, где он работал начальником партии Чаунского геологического управления в посёлке Певек. Одновременно он писал заметки в местную газету «Полярная звезда». В конце 60-х годов ХХ века Куваев разочаровывается в геологии, так как в ней оставалось все меньше места для романтики, для дальних одиночных переходов, словом, для героизма.


2222.jpg

Олег Куваев


Он поселился в Подмосковье и посвятил остаток жизни написанию произведений, прославляющих дух и образ жизни геологоразведчиков Арктики конца 40-х – начала 60-х годов. Куваев был жутко требователен к себе: роман «Территория» он переписывал много раз (существует восемь вариантов произведения, самый известный – 1975 г. (посмертный)), пытаясь показать и, таким образом, передать героизм северян. Фактически он создал героическое произведение о сверхлюдях под обложкой производственного романа.

Незадолго до смерти киностудия «Мосфильм» заказала Куваеву киноадаптацию «Территории». Одноименный фильм (режиссер, Александр Сурин) вышел лишь через три года после смерти сценариста. Действие происходит во второй половине 50-х годов ХХ века. По сюжету фильма (как и книги), главный инженер, «хозяин Территории» по прозвищу Будда Илья Николаевич Чинков (Донатас Банионис, один из основных прототипов – Н.И. Чемоданов) убежден что на Территории (крайний Северо-Восток СССР), где ведется поиск олова, есть золото. С этим мнением не согласны чиновник Северстроя (прообраз – «Дальстрой») Робыкин (один из прототипов – И.Е. Драбкин), который хочет сократить работу на Территории, и даже собственный подчиненный – Владимир Михайлович Монголов (Юрий Шерстнев, один из прототипов – В.А. Китаев).


333.jpg

Чинков собирается плеснуть коньяка в жестяную кружку Монголова, обсуждая золотоносность Территории. Кадр из фильма «Территория» (1978 год)


Тем не менее непоколебимый Чинков находит себе союзника – молодого геолога Сергея Баклакова (Владимир Летенков, один из прототипов – В.Ф. Белый; также в образе присутствуют автобиографические черты самого Куваева), который в одиночку отправляется в дальнюю разведку «на гранитные массивы». При форсировании большой реки Ватаб, Баклаков простужается и практически умирает, но его спасает местный оленевод Кьяе (Александр Тавакай).

Работники Монголова Малыш (из корысти) и Салахов (из ненависти к золоту) признаются начальнику, что утаивали от него факты нахождения золотых самородков. К тому же Чинков отправляет на дальнюю реку своего главного специалиста по россыпному золоту по фамилии Куценко, и это тоже приносит результат.


4444.jpg

Монголов, Кефир и Салахов. Кадр из фильма «Территория» (1978 год)


Чинков встречается с начальником геологической партии, потомственным геологом Георгием Апрятиным (Евгений Герасимов) и инженером, «единичным философом» Андреем Гуриным по кличке Доктор (Виктор Адеев, прототип – А.С. Гулин). Он убеждает их продолжать работы по поиску олова, но при этом еще и исследовать участок на предмет золотоносности. Гурин шутит, что раз они в одной партии (имея ввиду, конечно, геологическую), то из классовой солидарности он берет на себя все работы по продолжению поиска олова, оставляя Апрятину поиск золота.

Чинков летит в Москву к своему другу министру геологии СССР Сидорчуку (Михаил Глузский, один из прототипов – И.И. Малышев), показывает намытые пробы золота, и тот выделяет деньги для поиска золотоносной жилы.


555.jpg

Салахов. Вот откуда Антон Лапенко черпал свои образы для проекта «Внутри Лапенко». Кадр из фильма «Территория» (1978 год)


Монголов, который не верит в промышленные запасы золота Территории, хочет уехать в отпуск, но остается под напором Чинкова. Баклаков пишет отчет о разведке, где высказывает догадку, что золото нужно искать ниже по течению реки, при необычайно глубокой шурфовке.

Эта гипотеза, поддержанная Чинковым, находит свое подтверждение при работе: на одиннадцатиметровой глубине рабочий по кличке Кефир обнаруживает крупный самородок. Монголов признает свою неправоту, а в Поселок (прообраз – Певек) прибывает комиссия, для отчета которой вместе с пятью килограммами проб золота Чинков отправляет Баклакова со словами: «Берите золотишко и идите, я верю в вас». В завершении фильма показана могила тракториста дяди Кости.


66.jpg

Инфернальный Чинков порой похож на полковника Курца из «Апокалипсиса сегодня» Копполы. Кадр из фильма «Территория» (1978 год)


В первой экранизации «Территории» прекрасно показан Чинков как человек, даже сверхчеловек, который не боится никого и ничего, который ради достижения цели не жалеет ни себя, ни других. Чинков, несмотря на прозвище Будда, признается, что нет таких заповедей, которые бы он не нарушил. Территория в фильме визуально похожа на планету Солярис из одноименного фильма Андрея Тарковского, а игра актера Баниониса и волшебная музыка Эдуарда Артемьева только добавляют сходства.

Особое место в картине занимает показ работы и быта геологов: шурфовка, отбор проб, промывка золотосодержащего песка, мытье в полевой бане, употребление алкогольных напитков и написание отчетов. Куваеву удалось показать геологов-романтиков, таких как Чинков, Баклаков, Гурин, которые «связаны золотом намертво», как члены братства – клятвой. Хотя золото не их, а государственное, им импонирует сама романтичность поиска. У них есть свой кодекс, они, по словам Чинкова, «меняют жизнь целых стран».


77.jpg

Плакат фильма «Территория» (2014 год)


Вторая экранизация «Территории» 2014 года режиссера Антона Мельника вышла несколько другой, более длительной, визуально более яркой: финансовые средства позволили сделать много кадров с летательных аппаратов (один вид на плато Путорана чего стоит). Музыкальное сопровождение тоже представляется интересным: в фильме много бардовских песен, в том числе на стихи самого Куваева. Время действия – 1960 год, заканчивается картина известием о полете Гагарина.


88.png

Монголов (Егор Бероев) и Чинков. Кадр из фильма «Территория» (2014 год)

В кинокартине появились персонажи, описанные в книге, но которых не было в первой экранизации. Например, ленинградская журналистка Сергушова (Ксения Кутепова) привнесла в картину любовную линию, которая напрочь отсутствовала в фильме 1978 года. Чинков в исполнении Константина Лавроненко стал более человечным (Банионис в сером френче напоминал Сталина), передав часть своего «ницшеанства» золотоискателю-бессребренику («нет обилия вещей и сберкнижки») Андрею Гурину, роль которого сыграл Евгений Цыганов. Цыганов лучше раскрыл образ, чем Адеев: он показал настоящего романтика «оттепельных времен». Интереснее и полнее поданы образы чукчей: старика Кьяе (Герасим Васильев) и его дочери Тамары (Тамара Обутова), хотя такие «этнографические» сцены как закалывание оленя и сбор его крови в этой версии фильма отсутствуют. Хорошо сыграл дядю Костю Петр Федоров, хотя он и выглядел значительно моложе своего предшественника. Интересно, что в фильме «А зори здесь тихие…» молодой Федоров больше соответствовал возрасту старшины Васкова, чем его предшественник в версии 1972 года.


99.jpg

Чукотская девушка Тамара везет Баклакова. Кадр из фильма «Территория» (2014 год)


В фильме 2014 года, к сожалению, меньше времени уделяется показу простых старателей, таких как Малыш, Кефир; Салахова вовсе нет. При этом появился ряд дополнительных сцен: езда Баклакова на оленьей упряжке, катание на лыжах с переломом ног Гурина, гибель дяди Кости и многих других. Очень много демонстрации прекрасной арктической природы. Правда из-за специфического монтажа картина стала казаться более фрагментарной, по сравнению с первой экранизацией. Для тех, кто читал книгу, или видел фильм 1978 года все более-менее понятно. Кроме одного: почему Седой стрелял в Баклакова, когда узнал, что тот открыл тайну золота Территории? Или в него вселился дух ненавидевшего золото Салахова из первой экранизации?


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic

далее в рубрике