Сейчас в Мурманске

15:06 6 ˚С Погода
18+

«Директор Арктики» Рудольф Лазаревич Самойлович в отечественной филателии – часть вторая

100 лет назад легендарный полярник и учёный-практик возглавил совершенно новую для того времени научно-исследовательскую структуру - Институт по изучению Севера

Герои Арктики Филателия Полярники
Аркадий Романов
21 июня, 2025, 10:04
«Директор Арктики» Рудольф Лазаревич Самойлович в отечественной филателии – часть вторая

Конверт 2010 года, посвящённый 90-летию Арктического и Антарктического научно-исследовательского института и его первому руководителю Р.Л. Самойловичу. Фото из архива автора


Имя известного полярника, геолога, профессора ЛГУ, доктора географических наук Рудольфа Лазаревича Самойловича (1881-1939) сто лет назад не сходило с первых полос газет. Он был не менее популярен, чем Отто Шмидт, Иван Папанин или Валерий Чкалов. Он – один из инициаторов создания и первый руководитель Северной научно-промысловой экспедиции (1920-1925), впоследствии – директор Института по изучению Севера (1925-1930), после его реорганизации – заместитель директора, а в 1932-1938 годах – директор Всесоюзного арктического института.  На счету Рудольфа Лазаревича – 21 арктическая экспедиция, он – автор 82 научных трудов. Но его жизнь несправедливо оборвалась в 57 лет, а имя легенды и его заслуги были забыты на два десятилетия.

Сегодня мы продолжим начатый здесь рассказ о «филателистической» биографии Р.Л. Самойловича, проследим, как отражена личность и судьба «Директора Арктики» на почтовых марках, конвертах, карточках...

 

Изучение архипелага Новая Земля

С 1921-го по 1927 годы Рудольф Лазаревич организовал и возглавил пять экспедиций на Новую Землю. Участники этих экспедиций во главе с Самойловичем собрали бесценный научный материал, к которому и сегодня обращаются исследователи Севера.

 

Конверт Почты России 1996 года, посвящённый архипелагу Новая Земля, открытому в 1832 году полярным исследователем П.К. Пахтосовым

 

Вот, например, как Самойлович описывал задачи экспедиция 1924 года на судне «Грумант»:

«Вследствие совершенной неизученности южного берега, а в особенности восточного побережья Новой Земли, имелось в виду произвести геологические исследования этих районов, попутно ведя морскую опись берегов с определением астрономических пунктов в тех местах, где это по обстоятельствам окажется возможным. Кроме того, в задачи экспедиции входило также ведение общегеографических и, по возможности, промысловых исследований и метеорологических наблюдений...».

 

Почтовая карточка (без даты, примерно 1917 г.)  с изображением полярной станции «Маточкин Шар», открытой на Северном острове Новой Земли

 

Именно в 1924 году на Новой Земле с Р.Л. Самойловичем познакомился будущий легендарный полярник Эрнст Теодорович Кренкель, впервые зимовавший тогда на станции «Маточкин Шар». Вот как он описывал эту встречу позже:

«Однажды к нашей полярной станции в Маточкином Шаре пришлепал (другого слова, пожалуй, я не подберешь) мотобот. Крохотное суденышко имело такое маленькое помещение, что слово ῝каюта῝ звучит по отношению к нему как-то неуместно. Даже стоять во весь рост помещение мотобота не позволяло. Более или менее приличный двигатель, никакой радиосвязи. Но, тем не менее, утлое суденышко обошло такой суровый остров, как Новая Земля. Экипаж его состоял всего лишь из трех или четырех человек. Начальником экспедиции был Самойлович. Рудольф Лазаревич произвел на меня сильное впечатление. Высокого роста. Фигура борца. Огромная физическая сила. Большие круглые очки с очень сильными стеклами. Умница необычайный, с великолепным, мягким характером. Самойлович - зачинатель многих полярных дел. Поход на мотоботе к Новой Земле не был для него чем-то из ряда вон выходящим...».

 

Марка Почты СССР 1973 года, посвящённая легендарному полярнику Э.Т. Кренкелю

 

Рудольфа Лазаревича Самойловича, равно как Отто Юльевича Шмидта и Владимира Юльевича Визе Кренкель всегда считал своими крестными отцами, своими главными наставниками в арктических делах. «Этот великолепный триумвират», – говорил он о них.

 

Помимо описанных тогда на Новой Земле состоялась еще одна важная для Самойловича встреча, имевшая продолжение в будущем.

«Я лежал в палатке, в своем спальном мешке, - вспоминал позднее Рудольф Лазаревич, - когда раскрылся вход в нее и просунулась чья-то голова. Это был лётчик Б.Г. Чухновский, который тогда находился в составе экспедиции и совершал разведочные полеты на гидросамолете... Совсем еще молодой, небольшого роста, худощавый, он мне показался совсем мальчиком. Но когда я с ним разговорился, для меня стало ясно, что этот человек, несмотря на свою молодость, обладает и достаточными знаниями, и твердостью духа, для того чтобы стать полярным лётчиком...».

Спустя всего четыре года Рудольф Лазаревич получил возможность убедиться в правильности своего первого впечатления. При спасении экипажа потерпевшего в Арктике аварию дирижабля «Италия», совершавшего полёт к Северному полюсу под командованием Умберто Нобиле, Борис Григорьевич Чухновский отлично проявил себя.

 

Конверт Почты России 1997 года, посвящённый полярному летчику Б.Г. Чухновскому

 

А тогда, в августе 1924 года, на самолёте, доставленном пароходом к станции «Маточкин Шар», лётчик Борис Чухновский на глазах Рудольфа Самойловича совершил первый в мире полет по разведке льдов с целью проводки судов в Полярном бассейне. Этим полетом было положено начало регулярной работе полярной авиации в Арктике. Тогда же Чухновский совершил перелёты через моря вокруг островов Новой Земли. Именно этому научному достижению посвящена марка номиналом в 80 коп. в серии воздушной почты 1934 года «10 лет гражданской авиации». На рисунке - двухмоторный самолет над арктическими льдами, через которые пробивается ледокольный пароход.

 

Та самая марка Почты СССР 1934 года из серии «10 лет гражданской авиации»

 

СНПЭ – Институт по изучению Севера – ВАИ

Успехи Северной научно-промысловой экспедиции были столь значительны, что в марте 1925 года Председатель ВСНХ Ф.Э. Дзержинский подписал решение о реорганизации СНПЭ в Институт по изучению Севера. Директором был назначен всё тот же Р.Л. Самойлович, который проработал на этом посту пять лет. Именно тогда он получил неофициальное прозвище «Директор Арктики».

А в 1930 году на базе Института по изучению Севера Президиум ЦИК СССР утвердил создание Всесоюзного арктического института (ВАИ), основной задачей которого стало освоение Северного морского пути, обеспечение безопасности мореплавания в Северном Ледовитом океане и исследование арктического бассейна. Он получил статус центрального и руководящего научно-исследовательского центра по всестороннему изучению полярных пространств.  Два года (1930-1932) директором ВАИ был О.Ю. Шмидт, а Самойлович – его замом.

С 1931 года институт располагался в здании бывшего  Фонтанного дома Шереметевых (набережная реки Фонтанки, дом 34). В 1932-1938 годах директором ВАИ снова работал Рудольф Лазаревич Самойлович.

 

Конверт 1970 года, посвящённый 50-летию ААНИИ, с изображением здания его предшественника – Всесоюзного арктического института (ВАИ) на набережной Фонтанки в Ленинграде, где работал Р.Л. Самойлович

 

Несмотря на свои высокие руководящие посты Самойлович всегда оставался простым, жизнерадостным человеком с прекрасным чувством юмора. Коллеги вспоминали, что, уже будучи маститым исследователем, профессором, директором института, Рудольф Лазаревич не раз в шутку «пугал» новичков. Мол, как только научное судно пересечет полярный круг, им будет устроено «крещение»: прямо по ходу корабля их на тросе по очереди окунут в Ледовитый океан… «Не верят, но побаиваются!» - с явным удовольствием заносил в дневник профессор Самойлович.

 

Спасение экипажа дирижабля «Италии»

 

Марка Почты СССР 1976 года, посвящённая легендарному ледоколу «Красин»

 

Всемирную известность Рудольфу Самойловичу принесла руководимая им экспедиция 1928 года на ледоколе «Красин» по спасению экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего аварию в Арктике.

 

Конверт РГО 1995 года, посвящённый экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия»

 

В 1928 году Умберто Нобиле возглавил итальянскую экспедицию к Северному полюсу на дирижабле «Италия». Стартовав в Кингсбее 23 мая, «Италия» при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла полюса. Но на обратном пути 25 мая 1928 года дирижабль потерпел крушение. Гондолу унесло ветром. Несколько человек погибли или пропали без вести. Эпопея по спасению выжившей части экипажа приобрела международный характер. Их пытались вызволить со льдины больше десятка судов и самолёты, но безуспешно.

Лишь 23 июня шведский пилот Лундборг снял с дрейфующей льдины тяжелораненого Умберто Нобиле. 10 июля достиг лагеря итальянцев, ставшего известным, как «Красная палатка», и сбросил на льдину припасы уже упоминавшийся Борис Чухновский, чей самолёт был доставлен на ледоколе «Красин».

Совершая разведывательный полёт 11 июля, лётчик обнаружил двух итальянцев - Мариано и Цаппи, которые за месяц до того вместе с Ф. Мальмгреном покинули лагерь и пытались добраться до Шпицбергена самостоятельно. На обратном пути самолёт совершил вынужденную посадку на льдину и повредил шасси. Чухновский в радиограмме настоял, чтобы «Красин» в первую очередь шёл на спасение итальянцев. Лётчикам пришлось провести на льду более пяти суток: «Красин» подобрал авиаторов только 16 июля.

За четыре дня до этого - 12 июля - Самойлович на «Красине», рискуя ледоколом и экипажем, спас семерых остававшихся на льдине участников экспедиции Нобиле. А Чухновского родственники спасенных итальянцев назвали «Великодушным чемпионом Арктики».

 

Конверт 2018 года, посвящённый 90-летию спасения экспедиции Умберто Нобиле

 

Президиум ЦИК СССР отметил группу моряков, пилотов и ученых высокими наградами. Профессор Самойлович получил тогда свою первую – только что учрежденный орден Трудового Красного Знамени. Такого же ордена был удостоен ледокол «Красин». Советских моряков чествовала и Италия. Они стали героями, о которых говорили СМИ всего мира.

 

Марка Почты России 2000 года, посвящённая Р.Л. Самойловичу. На ней – моменты экспедиции по спасению членов экипажа итальянского дирижабля «Италия» в 1928 году: ледокол «Красин» в арктических льдах; потерпевшие аварию участники экспедиции и лагерь «Красная палатка»; самолёт полярного летчика Б.Г. Чухновского на льду; карта маршрутов экспедиции по спасению экипажа дирижабля (район архипелага Шпицберген). К сожалению, на марке опять неверно указана дата смерти легендарного полярника – 1940 год, а не 1939-й, как на самом деле.

 

А уже через год, в 1929-м Самойлович на судне «Г. Седов» участвовал в знаменитом походе к Земле Франца-Иосифа. Замысел этой экспедиции (по многим источникам) принадлежал именно Рудольфу Лазаревичу, но возглавил её (видимо, по соображениям свыше) О.Ю. Шмидт, для которого путь полярника-исследователя в ней только начинался.  С точки зрения руководства, Отто Юльевич был надёжен и зарекомендовал себя как «проверенный член ВКП(б), необычайно талантливая и яркая личность, а также человек бешеной энергии и удивительной трудоспособности».

 

Марка Почты СССР 1977 года, посвящённая ледоколу «Г. Седов»

 

Об этом походе я писал уже не раз. Напомню лишь, что 30 августа 1929 года экспедицией была открыта первая на архипелаге Земля Франца-Иосифа и в то время самая северная в мире полярная станция «Бухта Тихая» на острове Гукера. Полярники собрали немалое количество материалов для исследования, а также провели топографические съёмки местности, разведали окрестности.

 

Марочная «сцепка» Почты России 2021 года. На одной из марок запечатлены

остатки полярной станции «Бухта Тихая» на острове Гукера, где сегодня открыт музей

 

Полёт на «Цеппелине»

В 1931 году руководство СССР решило не просто организовать пролёт знаменитого немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» над своей территорией в Западной Арктике, но и устроить в пропагандистских целях - для повышения авторитета страны в мире – встречу дирижабля в районе бухты Тихая архипелага Земля Франца-Иосифа с советским ледокольным пароходом «Малыгин», уже хорошо зарекомендовавшим себя несколькими плаваниями в Северном Ледовитом океане, в том числе - участием в поисках экспедиции Нобиле. Встреча должна была сопровождаться обменом почтой.

 

 Марка Почты СССР 1981 года с изображением ледокольного парохода «Малыгин»

 

 Марка Почты СССР 1991 года с изображением дирижабля «Граф Цеппелин»

 

Международную воздушную экспедицию на дирижабле «Граф Цеппелин» возглавил Гуго Эккенер, президент Международного общества «Аэроарктик». Из 46 участников 39 представляли Германию, 2 - США, 1 - Швецию и 4 - СССР. От нашей страны в полет отправились профессор-аэролог П.А. Молчанов, инженер-дирижаблестроитель Ф.Ф. Ассберг, радист Э.Т. Кренкель и Р.Л. Самойлович – научный руководитель этой уникальной экспедиции. Рудольф Лазаревич к тому времени уже был вице-президентом Географического общества СССР и международного общества «Аэроарктик», членом Международного морского арбитража, почетным членом географических обществ США, Швеции, Австрии.

27 июля 1931 года специально выпущенные для встречи «Цеппелина» и «Малыгина»  конверты и открытки с марками на обоих - плавучем и воздушном - судах были погашены специальным почтовым штемпелем, а затем в районе бухты Тихая архипелага Земля Франца-Иосифа произошёл обмен почтой: в общей сложности 50 тысяч почтовых отправлений весом 420 кг.

 

 Марка Почты СССР 1931 года, посвящённая встрече дирижабля «Граф Цеппелин» и ледокола «Малыгин»

 

«Встреча произошла у меня на глазах, больше того - я был ее участником, – вспоминал легендарный Эрнст Кренкель. - Исполнилась моя мечта - благодаря Владимиру Юльевичу Визе меня включили в состав четверки, представлявшей нашу страну в международной группе на борту дирижабля ЛЦ-127 ῝Граф Цеппелин῝. Научную часть этой международной экспедиции возглавил Рудольф Лазаревич Самойлович. Все это было очень интересно...».

 

 Марка Почты России 2003 года, посвященная 100-летию со дня рождения Э.Т. Кренкеля.  На ней запечатлен момент исторической встречи дирижабля «Граф Цеппелин» и ледокола «Малыгин»

 

Во время полёта дирижабля было проведено множество исследований и экспериментов, в том числе состоялись запуски радиозонда, нового, совсем недавно изобретенного профессором П.А. Молчановым, прибора. Четыре запуска, во время которых радиозонды достигали высоты 17-20 км, сообщая на дирижабль, где находилась приемная аппаратура, информацию о температуре, влажности, атмосферном давлении воздуха во всей вертикали полета радиозонда.

В целом 26-30 июля 1931 года дирижабль «Граф Цеппелин» с научным руководителем Рудольфом Самойловичем на борту пролетел за 106 часов над значительной частью советской Арктики по маршруту: Архангельск - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - Мыс Челюскин – Диксон - Новая Земля – Архангельск. Он преодолел 13 тыс. км со средней скоростью 120 км/час.

После полёта «Графа Цеппелина» Самойлович опубликовал статью «Геоморфологические и гляциологические наблюдения во время полета на воздушном корабле ῝Граф Цеппелин῝ летом 1931 г.».

 

Морские полярные экспедиции 1930-х годов

Морские арктические высокоширотные экспедиции 30-х годов прошлого века стали новым и, к сожалению, заключительным этапом в исследовательской деятельности Р.Л. Самойловича. Уже будучи директором Всесоюзного арктического института, он лично работал «на земле», точнее – в море: в 1932 году руководил крупной комплексной экспедицией на ледокольном пароходе «Владимир Русанов», в 1934-м – такой же на ледоколе «Г. Седов», в 1936-м - на «Садко». Уточнение географической карты, создание карт течений, открытие неизвестных островов - всё это и многое другое –  результат этих экспедиций. Особенно работа активизировалась в 1932-1933 годах, во время Второго Международного полярного года, после которого в Арктике росло число первоклассных геофизических обсерваторий и гидрометеорологических центров.

 

Марка Почты СССР 1932 года, посвящённая Международному полярному году (1932-1933)

 

Создание полярных станций на Земле Франца Иосифа, Новой Земле, Северной Земле, мысе Челюскин полуострова Таймыр, разработка научной программы дрейфующей станции «Северный полюс-1» – ко всему этому тоже приложил руку Рудольф Лазаревич. К тому же он был основателем и первым руководителем кафедры полярных стран в Ленинградском госуниверситете (1934-1937). Не случайно в 1935 году Р.Л. Самойлович был удостоен высшей тогда награды страны – ордена Ленина «за плодотворную работу по изучению полярных районов».

 

Марка Почты СССР 1980 года, посвящённая 50-летию ордена Ленина

 

26 июля 1937 года Рудольф Лазаревич Самойлович вышел в качестве руководителя на ледокольном пароходе «Садко» в свою 21-ю по счету экспедицию. Тогда он еще не знал, что она - последняя. Предполагался «обычный» высокоширотный рейс. «Садко» был передан в аренду экспедиции на 90 суток. На борту парохода - экипаж (43 человека), экспедиционный состав (28 человек), состав полярной станции острова Генриетты - 6 человек, строительный - 8 человек и пассажиров до Диксона – 3. Главная задача экспедиции - исследование вод, омывающих с севера Новосибирские острова.  Одновременно намечалось строительство новой полярной станции на острове Генриетты (острова Де-Лонга).

 

 Марка Почты СССР 1977 года с изображением ледокольного парохода «Садко»

 

Плавание в целом проходило успешно, научная программа выполнялась. Заходили на маленькие островки, устанавливали на них красные флаги. Строители соорудили полярную станцию «Остров Генриетты». Однако ледовая обстановка складывалась хуже некуда. «Садко» то и дело бросали на помощь попавшим в плен судам. В итоге по окончании навигации 1937 года в Арктике остались на зиму 26 судов – практически весь ледокольный и транспортный флот Главсевморпути. 

23 октября три судна, оказавшиеся рядом – ледокольные пароходы «Садко», «Георгий Седов», «Малыгин», встали во льдах моря Лаптевых. С этого дня, после которого корабли не продвинулись своим ходом ни на один метр, фактически началась зимовка - вынужденная, не предусмотренная планами. Три ледокольных парохода, 217 человек на борту. Среди них были и женщины, и больные, и просто ослабевшие, не готовые к полярной зиме люди. Катастрофическая нехватка угля, недостаток продовольствия, теплой одежды, медикаментов и прочего сулили тяжкие испытания.

 

Конверт Минсвязи СССР 1987 года, посвящённый 50-летию начала дрейфа ледокола «Г. Седов»

 

Встал вопрос: кто возглавит зимовку? По единодушному желанию трех испытанных полярных капитанов и всех моряков начальником дрейфующего каравана Главсевморпуть назначил профессора Р.Л. Самойловича, авторитет которого был непререкаем.

Среди дрейфующих льдов образовался целый город. Рядом с трехэтажными пароходами выросли ледовые домики, палатки гидрологов и магнитологов. На снегу чернели контрольные рейки для измерения толщины ледяного покрова, были протоптаны тропы, соединяющие корабли. По этим тропам шло беспрерывное движение. С первых же дней дрейфа под руководством Самойловича на всех трех судах начались регулярные научные наблюдения в максимальном объеме. Через каждые 30 миль пройденного пути гидрологи брали с разных горизонтов пробы воды. Гидробиологи изучали представителей подводной фауны. Геологи извлекали со дна пробы грунта. Проводились магнитные и гравитационные исследования, изучались полярные сияния.

Вместе со льдом караван двигался на север, где раньше никто не бывал. На столе у вахтенного теперь вместо карты лежал чистый лист бумаги, на котором прокладывали линию дрейфа, наносили глубины и другие навигационные данные.

 

Марка Почты СССР 1940 года с картой, посвящённая экипажу ледокола «Г. Седов», для которого дрейф (в отличии от «Садко» и «Малыгина») продолжался 814 дней – более двух лет

 

Рудольф Лазаревич наравне с другими участвовал во всех авралах, таскал уголь, пилил снег, из которого «вытапливали» воду, с ломом в руках окалывал борта безжизненных кораблей – льды норовили сплотиться, сдвинуться, раздавить пароходы. Вместе с капитанами Самойлович ежедневно делал обход всех судов, без конца совещался с опытными моряками о том, как сохранить корабли, как потом вывести их изо льдов.

В апреле 1938 года, после того, как зимовщики соорудили во льдах аэродром (это потребовало неимоверных усилий, посадочную полосу не раз ломало, и почти все население дрейфующего каравана участвовало в её восстановлении), начались рейсы пилотов А.Д. Алексеева, П.Г. Головина и Г.К. Орлова. 184 человека покинули ледовый лагерь, начальник экспедиции – в числе самых последних.  На трех судах осталось 33 человека во главе с капитаном Хромцовым ждать навигации. 21 мая 1938 года директор ВАИ Самойлович вернулся в Ленинград.

 

Высшая мера наказания, реабилитация и память

Вскоре после возвращения из экспедиции Главсевморпуть направил Рудольфа Лазаревича Самойловича в санаторий имени Горького в Кисловодске для восстановления после долгой арктической зимовки. Но полечиться не пришлось: в стране шла волна политических репрессий. Несмотря на все заслуги и статус живой легенды, 24 июля 1938 года «Директор Арктики» был арестован прямо в здравнице Кисловодским городским отделением УНКВД по Орджоникидзевскому району и перепровождён в Москву, во внутреннюю тюрьму НКВД СССР. 

Следствие шло почти год, показания из полярника выбивались под непрекращающимися пытками.  4 марта 1939 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР обвинила его в измене Родине, шпионаже в пользу Германии и Франции, создании в институте антисоветской «вредительской группы», с которой «проводил подрывную работу в области освоения Севморпути» (в порядке статей 58-1а, 58-7, 58-11 и 17-58-8) и приговорила его к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день – 4 марта. Самойлович был похоронен в братской могиле на кладбище рядом с Донским монастырём в Москве.

 

Конверт Почты России 2016 года с изображением Донского монастыря в Москве

 

Непонятно, почему на почтовых артефактах разных лет, посвящённых Р.Л. Самойловичу, в качестве даты его смерти указывали 1940 год.

Его имя было вычеркнуто из истории на два десятилетия. Лишь 16 апреля 1957 года Самойлович был реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР – приговор был отменён «за отсутствием состава преступления».

В Арктике его именем названы пролив и ледниковый купол на Земле Франца Иосифа, остров в Карском море в архипелаге Северная Земля, бухта на Южном острове архипелага Новая Земля, в Антарктиде – мыс, полуостров и гора.

В 1981-м, в год 100-летия со дня рождения Р.Л. Самойловича, в Азове на Ленинградской улице, в доме, где в детстве жил полярник, был открыт мемориальный музей, а его именем названо научно-исследовательское судно. Его имя ныне носит шестой танкер-газовоз ледового класса Arc7 для проекта Ямал СПГ «RUDOLF SAMOYLOVICH».

Этих почестей и нашей памяти легендарный полярник Рудольф Лазаревич Самойлович безусловно заслужил всей своей жизнью.

 

***

Аркадий Романов, специально для GoArctic


далее в рубрике