Сейчас в Архангельске

04:33 -2 ˚С Погода
18+

Горячая сталь и льды Арктики: Обуховский завод для Заполярья

Отечественные гребные валы для ледоколов, встреча с папанинцами, контейнеры для хранения отработанного ядерного топлива и «арктический» вездеход БАЗ-69092

Ледокол Ермак Ледоколы Ледокол Ленин Судостроительство
Оксана Дорофеева
10 декабря, 2024, 10:05
Горячая сталь и льды Арктики: Обуховский завод для Заполярья

Панорама Обуховского завода, 1899 г.


Начало XX века ознаменовалось техническим развитием. Еще в конце XIX века активно велось и строительство ледоколов. У России собственного опыта в создании судов такого типа не было, так что первые отечественные ледоколы создавались на заграничных верфях.

Российский ледокол «Ермак» был заложен в Ньюкасле (Англия) и введен в эксплуатацию в 1899 г. В результате первых плаваний судно было повреждено и ремонтировалось также в Англии. При последующей эксплуатации ремонтными работами занимались уже отечественные предприятия. 

Так, в 1902 г. изготовление гребных валов для «Ермака» было поручено петербургскому «Обуховскому сталелитейному заводу» (ОСЗ).

Обуховский сталелитейный завод был основан в 1863 г. в результате заключения контракта между Товариществом на паях «П.М. Обухов, С.Г. Кудрявцев, Н.И. Путилов» и Морским министерством для производства стали и боевых орудий для военно-морского флота. Являясь частным предприятием, завод выполнял в основном государственные заказы по производству пушек и снарядов разных калибров. 

В 1885 г., став предприятием казенным, завод продолжил функционировать на коммерческой основе, постепенно расширяя ассортимент выпускаемой продукции. 

С 1922 по 1992 год завод носил название «Большевик».



Сталь для ледоколов

Качество выпускаемой стали оценили на международной арене благодаря участию завода в международных промышленных выставках, где он неизменно удостаивался золотых медалей. 

В 1882 г. Обуховскому заводу было дано право клеймить свою продукцию государственным гербом, что было, своего рода, «знаком высочайшего качества». Все эти факторы позволяли доверять заводу самые важные заказы.

В ноябре 1902 г. Обуховскому заводу поступил заказ на изготовление двух гребных валов для ледокола «Ермак». 



Ледокол «Ермак»


Из документа «Выписка из отношения Начальника Балтийского судостроительного и механического завода Морского ведомства, от 27 февраля 1903 г. за № 836, в Отдел Торгового Мореплавания»: 

«При осмотре валов сообщили, что они изготавливаются по чертежу, снятому с натуры с имеемых валов, а потому для установки их на место потребуется лишь вынуть искривленные валы и взамен поставить ново изготовленные. Если судовой механик ледокола ῝Ермак῝ подтвердит, что размеры чертежа вполне совпадают с действительностью и если Обуховский завод строго выдержит эти размеры, то установку валов с успехом может произвести судовой персонал.

Имея это в виду, Обуховскому заводу следует дать запасной болт, соединяющий вал с промежуточным, чтобы он имел возможность разделать во фланцах дыры и приготовить развертку для разсверловки дыр после постановки валов, а также необходимо снабдить завод шаблоном или же предложить ему точно придержаться размеров шпонок на конусе, где сядет муфта гребного винта.

При точном выполнении этих работ Обуховским заводом, в постановке на место гребных валов судовыми средствами, никаких затруднений не может встретиться».

Заказ был выполнен из лучших сортов стали. Об этом свидетельствует письмо вице-адмирала Российского императорского флота Владимира Верховского директору Обуховского завода Геннадию Власьеву:



В. Верховский и Г. Власьев


«Из рассмотрения результатов испытания брусков от изготовленных на подведомственных Вам заводах двух гребных валов для ледокола ῝Ермак῝, выяснилось, что валы эти отлиты из стали весьма высокого качества, выдающейся по своим достоинствам, так как сталь эта дала очень высокий предел упругости 38,32 кил. при разрывном грузе в 58 кил. и удлинении (на 100 мм. длины) в 24%.

На такую исключительную по своим достоинствам сталь обратил свое внимание эксперт металлургии при Главном Управлении Кораблестроения и Снабжений, Генерал-майор Феодосьев, и выразил желание исследовать состав этой стали. 

В виду изложенного прошу Ваше Превосходительство не отказать в зависящем распоряжении о доставлении мне для указанной выше цели в возможной скорости брусков шесть от упомянутых гребных валов».

Изготовленные гребные валы были доставлены на «Ермак», который находился у набережной Васильевского острова, 17 апреля 1903 г.  8 мая в 14.30 на Путиловском заводе были проведены механические испытания.



Из фондов ЦГИА, ф.1267 оп.1 д.862, «О заказах Морского министерства на гребные валы (для ледокола "Ермак")»


Все же основным профилем Обуховского завода по-прежнему оставалось производство военных орудий. Производимая заводом сталь с лучшими качественными показателями давала возможность, тем не менее, иногда принимать заказы на изготовление узкопрофильной продукции. Поэтому в 1940 г. ОСЗ снова берется за изготовление валов для отечественных ледоколов иностранного производства «Ленин» и «Ф. Литке».  



«Ленин»


«Ф. Литке»


После выполнения заказа 21 мая 1940 г. был издан Приказ о благодарности и премировании отличившихся работников завода «Большевик» (название «Обуховского завода» с 1922 по 1992 год) за досрочное выполнение заказа Главсевморпути, за высокое качество и проявленную инициативу при выполнении указанных работ.


Полярники и заводская газета «Большевик»

Причастность завода к Заполярью не ограничивалась производством деталей для ледоколов. Сами заводчане проявляли активный интерес к полярным экспедициям. Заводская газета «Большевик» на своих страницах освещала успехи отечественных исследователей за Полярным кругом. 

1930-е гг. – время повышенного интереса к Арктике и арктическим исследованиям в Советском Союзе. В это время полярником мечтал стать каждый советский ребенок, а за полярными экспедициями следила вся страна. Трансарктическим перелетам были посвящены статьи в газете «Большевик». 

В мае 1937 года все мировые СМИ писали о беспрецедентной экспедиции, стартовавшей у самого Северного полюса. 

21 мая начала свою работу научная дрейфующая станция «СП-1». Отважная четверка советских ученых – Папанин, Кренкель, Ширшов и Федоров - живя в лагере на дрейфующей льдине, на протяжение 9 месяцев изучала Центральную Арктику.

Папаницам, как их стали называть в народе, предстояло впервые в истории произвести планомерные изучения северного приполюсного района планеты. Поэтому к ходу экспедиции было приковано внимание всей мировой общественности. 

Не могла обойти стороной столь важное событие и заводская газета «Большевик». Частота упоминаний папанинской четверки подтверждает небывалый интерес заводчан к полярной тематике.

На страницах заводской газеты «Большевик» можно встретить статьи об истории освоения Арктики. Публиковались как заметки профессиональных ученых, так и слова поддержки и восторга со стороны заводчан. Например, рабочий 41 цеха Левитский делился с читателями мыслями о судьбе полярных экспедиций: 

«Невольно вспоминаются трагедии многочисленных исследователей Арктики, погибших в начале и в конце своих экспедиций. Они не чувствовали за собой поддержки со стороны правительств своих стран, они были одиноки.

У нас не то. Наши полярники спокойны и уверены, они твердо знают, что родина не оставит их в трудную минуту».

И действительно на подготовку экспедиции были брошены все ресурсы страны. Лучшие специалисты трудились над разработкой всего необходимого: от жилой палатки и еды до полярной одежды и технического оснащения. 

За ходом полярного путешествия следил весь мир. Уже 25 мая в газете «Большевик» были опубликованы поздравления от испанских летчиков: 

«Валенсия. Передаю заявление начальника испанской авиации по поводу полета советской экспедиции на Северный полюс: Я выражаю свое восхищение участникам исторического полета – храбрым героям-летчикам и выдающимся ученым Советского Союза. Во всем мире сейчас с радостью убеждаются в том, как блестяще Советский Союз использует науку и авиацию на благо всего человечества».

Девять месяцев длилась экспедиция. 19 февраля 1938 г. дрейфующая станция «Северный полюс» прекратила свое существование. 

Возвращение на родину легендарных ученых ждала вся страна. Ожидали их и обуховцы: для заводчан устраивали просветительские мероприятия – организовывались экскурсии в ленинградский Музей Арктики, проводились тематические лекции.

Для встречи героев Северного полюса от завода «Большевик» выделили делегацию в количестве 42 человек.



Фрагмент газеты «Большевик» № 45, 26 февраля 1938 г., из фондов Музея истории Обуховского завода


15 марта ледокол «Ермак» с папанинцами на борту встал на причал в Ленинграде. А уже на следующий день на заводе «Большевик» встречали участника экспедиции Евгения Федорова и капитана ледокола «Мурман» Ивана Котцова. 

«На заводском дворе неподалеку от памятника В.И. Ленину собрались тысячи людей на митинг, посвященный встрече с папанинцами. В 17 часов на трибуне под многократное громовое ῝ура῝ появляется Евгений Константинович Федоров в сопровождении капитана ледокольного парохода ῝Мурман῝ тов. И.Ф. Котцова. Тысячи голосов в едином порыве приветствуют самого молодого представителя героической четверки».

Выступали на митинге и заводчане. 



Фрагмент газеты «Большевик» № 63, 17 марта 1938 г., из фондов Музея истории Обуховского завода


К сожалению, сегодня уже не встретить очевидцев тех событий. Однако благодаря архивным выпускам газеты «Большевик» известно, как проходила встреча с папанинцами. 


Для Арктики сегодня

Сегодня Обуховский завод является частью Концерна ВКО «Алмаз – Антей». Наряду с другими входящими в Концерн промышленными предприятиями завод производит оборудование и технику для арктических территорий. 

Так, например, в Конструкторском бюро специального машиностроения при Обуховском заводе был разработан Транспортно-упаковочный комплект (ТУК-120) с металлобетонным контейнером, спроектированный для транспортировки и хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомного ледокольного флота: уран-циркониевого ОЯТ, которое не может быть переработано с использованием существующих технологий. Конструкция контейнеров предусматривает три герметизирующих барьера, обеспечивающих безопасное хранение ОЯТ до 50 лет.



Из сборника «Арктические проекты концерна ВКО «Алмаз-Антей», МАФ – 2019 г., Санкт-Петербург»


В республике Саха (Якутия) прошли натурные ходовые испытания новейшего вездехода «арктический» БАЗ-69092. Он был создан для нужд МЧС РФ, для эксплуатации в условиях Крайнего Севера и Арктики, в труднодоступных горных районах, отличающихся сложным рельефом. 

Во время испытаний «арктический» вездеход принял участие в спасательной операции в пострадавшей от паводка Республике Саха (Якутия), доставив в районы республики более 17 тонн гуманитарной помощи: продукты, палатки, раскладушки, строительные материалы и др. Во время этого рейса вездеход преодолел более 560 км бездорожья. 



Из сборника «Арктические проекты концерна ВКО «Алмаз-Антей», МАФ – 2019 г., Санкт-Петербург»


И это лишь малая часть того, что сегодня производит Концерн на благо Арктики. В будущем же продукция концерна, предназначенная для Заполярья, поможет решить проблемы связи, экологии, мониторинга окружающей обстановки и транспортировки грузов. 


***

Оксана Дорофеева, научный сотрудник Музея истории Обуховского завода. Специально для GoArctic

далее в рубрике