Сейчас в Архангельске

14:34 9 ˚С Погода
18+

Полвека во льдах: к юбилею научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов»

Подъём флага на «Сомове» состоялся 8 июля 1975 года

Михаил Сомов Ледоколы ААНИИ Научно-исследовательские суда Интервью
Владимир Привалов
8 июля, 2025, 10:01
Полвека во льдах: к юбилею научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов»

НЭС «Михаил Сомов» в заливе Моллера, Новая Земля. Фото автора


2025 год – юбилейный для ветерана полярных плаваний научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов». Двадцать пять лет своей службы «Михаил Сомов» провел в Антарктиде, у Южного полюса. Сейчас легендарный дизель-электроход продолжает трудиться в северных широтах, готовясь встретить полувековой юбилей в очередном арктическом рейсе…

Сегодня «Михаил Сомов» – главный снабженец Арктики. У «Сомова» много имен: «король ТДС» (труднодоступных станций – прим. автора), «последний орденоносец Советского флота», «флагман Росгидромета», «пароход, что всю Арктику кормит», «кормилец Арктики» – это всё о нем.

133 дня ледового плена «Михаила Сомова» прославили судно на весь мир. Однако долгий трудовой путь «Сомова» не сводится только к тем драматическим событиям. Об истории дизель-электрохода мы побеседовали с известным исследователем Арктики и Антарктики, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук Павлом Анатольевичем Филиным

– Когда Советский Союз приступил к масштабному освоению Антарктиды – это ведь произошло «не вдруг»? Всё начиналось в Арктике?

– Еще в 30-х годах Советский Союз начал активно осваивать Северный морской путь и, в принципе, располагал определенным флотом ледоколов. Были ледоколы, построенные и закупленные еще царской Россией, потом в 30-х годах появилась серия ледоколов типа «Иосиф Сталин». Но проблема была в том, на чём возить грузы. Главное управление Северного морского пути не располагало именно большим флотом сухогрузов, танкеров. Постоянно приходилось арендовать суда у других ведомств и организаций. Особенно остро эта проблема встала в годы Великой Отечественной войны, когда по Северному морскому пути начали поступать грузы по ленд-лизу.

Сразу после окончания войны к этому вопросу вернулись и начали прорабатывать проекты  судов усиленного ледового класса, именно для перевозки массовых грузов. Таким образом, в 1951-м году в Ленинграде в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ «Л», сейчас это ЦКБ «Айсберг») началась проработка проекта 550. Это проект большого сухогруза, как раз усиленного ледового класса, который может ходить в проводке ледокола, в том числе в тяжёлых льдах, и обслуживать станции, предприятия по Северному морскому пути.

На основе этого 550-го проекта родилось такое судно, такой проект, как «Лена». Суда типа «Лена» были построены в Нидерландах в 50-х годах, 6 судов, по заказу Министерства морского флота. Эти суда вышли на трассу Северного морского пути, и, в том числе, первое как раз судно в этой серии, ледокол «Лена». Другое известное судно из серии «Лена» – «Обь» – использовалось уже на другом полюсе Земли, в Антарктике.

– «Обь» являлась предшественником «Сомова», верно? Ведь юбиляр «Михаил Сомов» был построен именно для Антарктиды?

– Да. «Сомов» был построен в 1975 году на Херсонском судостроительном заводе, подъём флага состоялся 8 июля. После этого судно передали Арктическому и антарктическому научно-исследовательскому институту (ААНИИ) в Ленинграде и стали использовать для обслуживания антарктических станций в Южном полушарии.

«Михаил Сомов» построен по доработанному проекту 550 «Амгуэма» с учетом опыта эксплуатации судов типа «Лена». Суда проекта 550 оказались удачными для освоения как Арктики, так и Антарктики, поскольку отвечали сразу целому ряду потребностей, которые возникали при обслуживании антарктических станций.

Конкретно «Михаил Сомов» – это что? Это ледокольное судно, оно может ходить во льдах. Второе, это сухогруз, может перевозить генеральные грузы, необходимые для обслуживания и строительства станций, доставки продовольствия и так далее. Третье, – на антарктические станции нужно везти людей. Как раз судно типа «Михаил Сомов» могло перевозить полярников на антарктические станции. Для того, чтобы производить эффективную высадку на побережье, нужен вертолёт. Соответственно, «Сомов» это ещё и вертолётоносец. Вертолёт должен летать, соответственно, должно быть топливо, которое необходимо еще и на самих станциях, а значит, должны быть специально подготовленные емкости для хранения: танки и трюма. Т.е. это и судно-заправщик.  

Далее, «Сомов» – это научно-экспедиционное судно. Соответственно, оно должно быть специально подготовлено для проведения научных исследований как в ходе рейса, так и на гидрологических станциях. На судне предусмотрены лаборатории для проведения исследований, есть оборудование, которое позволяет работать с заборной аппаратурой. Вот основной перечень задач, которые ставились перед этими судами. И как раз 550-й проект, и, конкретно, «Михаил Сомов» отвечал всем этим потребностям.

– В чем было принципиальное различие между «Обью» и «Сомовым»?

– Прежде всего, были укреплены скуловые части, где судно могло получать повреждения. Увеличили объемы трюмов; «Лена» и «Обь» – это трехпалубные суда, а «Сомов» и суда типа «Амгуэма» – двухпалубные. Улучшена обитаемость, условия работы экипажа получше: размеры кают побольше, качественнее системы кондиционирования и вентиляции.



НЭС «Михаил Сомов» у берегов Антарктиды, станция Молодежная, 1989 г. Из личного архива Баталина А.Н. Публикуется впервые


– И сам «Михаил Сомов» впоследствии тоже постоянно модернизировался…

– Верно. В целом, было три этапа доработки основных у «Сомова». После первого рейса осознали, что очень неудобно работать с вертолётом, который нужен не только для перевозки, но и для ледовой разведки. Дело в том, что изначально вертолётной площадки не было: вертолёт приходилось спускать на лёдовое поле (которое еще нужно подобрать) и со льда уже оттаскивать его от судна, взлетать… Это большие расходы времени, большие сложности, возникает много грузовых операций. Это было неудобно, поэтому в 1977 году на Херсонском заводе построили вертолётную площадку.

Далее, были доработки в Германии, связанные с добавлением систем кондиционирования, вентиляции воздуха.

В Финляндии на верфи «Вяртсиля» заменили четыре главных дизеля, на которых и сейчас ходит «Сомов». Рефтрюм был переоборудован в жилое пространство, которое получило странное название «раэшка», «блок РАЭ» (на слух это звучит как «блок рая», т.е. райским блоком, и поначалу кажется непосвященному слушателю проявлением флотского юмора – прим. автора). Многие сейчас даже не знают, что «РАЭшка» происходит от РАЭ, Российская антарктическая экспедиция. Это как раз то место, где располагались каюты полярников, которые шли на зимовку или возвращались с зимовки из Антарктиды.

– Почему судно назвали именно «Михаил Сомов»?



Михаила Михайловича Сомова экипаж может видеть каждый день: портрет ученого на почетном месте в столовой судна. Фото автора


– Михаил Михайлович Сомов, один из самых известных наших советских полярников, который работал как в Арктике, так и в Антарктике. Гидролог, океанолог, один из первых ледовых разведчиков. После Великой Отечественной войны, в 50-х годах, Михаил Михайлович Сомов возглавлял дрейфующую станцию СП-2, которая предназначалась для отработки системы быстрого развёртывания ледовых аэродромов и проведения различных научных исследований. В 50-х годах Михаилу Михайловичу предложили возглавить первую советскую антарктическую экспедицию. Тогда она называлась «Комплексная антарктическая экспедиция».

И вот в 1955 году на судне «Обь», о котором мы уже упоминали, Михаил Михайлович отправился с экспедицией в Антарктику. Благодаря этой экспедиции на ледовом континенте появились первые антарктические станции Советского Союза. В 1973 году Михаил Михайлович умер, как раз в тот же период и «Обь» оказалась зажата в Балленском ледяном массиве. Соответственно возник острый вопрос о замене «Оби». Вскоре такое судно было построено. Для увековечивания памяти первого руководителя советской антарктической экспедиции новое судно назвали «Михаил Сомов».

– Вы уже упомянули Херсон, где строилось судно. С какими еще городами, людьми связана судьба судна «Михаил Сомов»?  

– Это, прежде всего, конечно, Ленинград. Северная столица была не только портом приписки: весь 550-ый проект «Амгуэма» разрабатывался здесь, в Ленинграде. Главным конструктором этого проекта являлся известный кораблестроитель Николай Тимофеевич Маклаков. Он вложил фактически всю свою душу в создание этого проекта, в его доработку. Он сопровождал первую серию, которая строилась на Дальнем Востоке, и вторую серию, которая возводилась в Херсоне. Он лично участвовал в подготовке документации для строительства НЭС «Михаил Сомов».



В ожидании «кормильца Арктики»: НЭС «Михаил Сомов» в творчестве полярников. Сланец, акварель. Рисунок начальника МГ-2 Канин Нос Касиной Е.С. Фото автора


Со стороны заказчика, ААНИИ, большую роль в доработке и адаптации 550-го проекта для работы в Антарктике сыграл сотрудник института Дмитрий Дмитриевич Максутов, который участвовал в отработке корпуса судна в ледовом бассейне института. В дальнейшем он возглавлял Лабораторию ледовых качеств судов в ААНИИ. И вот благодаря этим и многим другим выдающимся людям у нас сейчас до сих пор работает, несмотря на преклонный возраст, такое замечательное судно, как «Михаил Сомов».

***

Владимир Привалов, специально для GoArctic

далее в рубрике