Сейчас в Архангельске

16:38 4 ˚С Погода
18+

«Последний шанс увидеть»: потепление климата вызвало в Арктике туристический бум

Возможное будущее арктических ландшафтов, исследование турпотоков на основе геотегов и соцсетей, доля летнего и зимнего туризма, «приносимые в жертву места»

Туризм Туризм в Арктике Изменение климата Научные обзоры
Андрей Иванов
2 октября, 2024, 11:26

«Последний шанс увидеть»: потепление климата вызвало в Арктике туристический бум

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


В 21 веке туризм в Арктике стремительно развивается. Ученые исследуют растущий туристический след на основе геотегов из соцсетей.

Коллектив авторов из Норвегии и Канады представил результаты своей работы в статье «Количественная оценка туристического бума и растущее воздействие в Арктике с помощью данных социальных сетей», которая опубликована на ресурсе PLoS One. Мы добавили некоторые наблюдения про Российскую Арктику.


Почему туристы всё больше смотрят на Север

Причины роста арктического туризма основаны на нескольких факторах. Это не только потепление и расширение временного и пространственного окон для путешествий, но и рост спроса на экзотические направления. Можно сказать, почти по всей планете туристами уже все исхожено, и взоры обращаются на Арктику. Это направление становится все более модным. Пока среди состоятельных людей, но постепенно его популярность проникает и в аудиторию среднего класса. В связи с этим развивается инфраструктура гостеприимства в высоких широтах, что также способствует подъему в сегменте. Есть также такой мотив: «последний шанс увидеть!» У части аудитории есть мнение, что арктические ландшафты могут быть утрачены и необходимо успеть их увидеть (хотя я, как поживший в Заполярье, могу сказать, что до конца ни лед, ни тундра не исчезнут, и всегда будут территории и акватории с арктическим характером – другое дело, что они, безусловно, трансформируются). 

Для количественной оценки ученые использовали геотеги из более чем 800 000 фотографий на Flickr и нанесли их на карту в пространстве и времени. Также были изучены социальные сети в регионах с низким уровнем данных и обнаружилось, что, хотя эти данные не подходят в качестве системы точной оценки роста туризма в менее посещаемых частях мира, их можно использовать для картографирования изменений в больших пространственных масштабах. 



Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


Доля летнего туризма в Арктике только за десятилетие с 2006 по 2016 год выросла в четыре раза, а зимнего – на 600%. Такое быстрое увеличение туристического следа вызывает обеспокоенность по поводу воздействия на арктические экосистемы и сообщества.


Особенности туризма в российской Арктике

Российскую Арктику в 2023 году посетили более миллиона туристов! Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков назвал арктический туризм перспективным направлением. Он также отмечает высокую степень удовлетворенности такими путешествиями – 97% максимально положительно оценили как раз поездки в Арктику. «Наверное, потому что ярче впечатления могут быть только от полета в космос», – сказал министр, выступая в Совете Федерации.

Поскольку мы находимся на относительном старте этого явления, необходимо вести сбалансированную политику для долгосрочной социальной и экологической устойчивости. Несмотря на то, что это может принести местным сообществам альтернативные источники средств к существованию, опасения по поводу социальной и экологической устойчивости от темпов и масштабов туристического бума растут. Туризм может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на природную среду и принимающие общины. Прямое воздействие туризма (например, повреждение растительности, влияние на изменение поведения животных, северных оленей, белых медведей, китообразных) и косвенные социально-экономические изменения (например, приток сезонных рабочих), приводят к сокращению среды обитания и дополнительному использованию ресурсов. Этими процессами необходимо управлять. 

Основная проблема в планировании и управлении устойчивым ростом туризма в Арктике заключается в трудностях картографирования того, куда едут туристы и как они используют ландшафты и экосистемы. Данные о пространственной посещаемости и тенденциях в Арктике скудны. В то время как статистика о пребывании в отелях и использовании транспорта обычно собираются правительствами регионов и организациями по управлению туризмом. Информация о том, куда туристы ходят в течение дня и чем они занимаются, собирается редко.

Социальные сети являются полезным источником информации о моделях посещения туристами для более точного определения их потребностей и принятия мер по управлению турпотоками. Данные соцсетей хорошо продемонстрировали свою полезность для картографирования и мониторинга, в том числе, на охраняемых территориях. Моделирование позволяет определять пики посещаемости достопримечательностей, картографировать воздействие на окружающую среду с различной ландшафтной ценностью, определять нагрузку на общую и туристическую инфраструктуру.



Фото: Сергей Яковлев / GeoPhoto


Различные модели посещения территорий

Иногда «нашествие» туристов может превзойти местные возможности (и желание) принимать посетителей, особенно в небольших, отдаленных населенных пунктах. Подобный эффект можно наблюдать в Териберке, которая из спокойного поселка быстро превратилась после выхода фильма «Левиафан» во всероссийскую Мекку арктического туризма. Это было (и отчасти остается) шоком для всех – и для населения, и для местных властей, и для многих туристов, чьим ожиданиям не всегда успевают отвечать инфраструктура и сервис.   

Способность быстро выявлять подобные локации на ранних стадиях бума будет способствовать лучшей адаптации и планированию. Эти задачи стоят практически перед всеми арктическими регионами. Даже не избалованные туристами недавно включенные в состав Арктической зоны РФ в ХМАО-Югре Белоярский и Березовский районы, сообщение с которыми более затруднительно в сравнении со многими другими северными локациями, уже тоже оцениваются туристами и турбизнесом. 

Индустрии гостеприимства необходимо активно направлять ресурсы на объекты, где может потребоваться специальное управление, такое как предоставление туалетов и утилизация отходов, размещение указателей и парковок, обеспечение безопасности и защиты от стихийных бедствий, обслуживание троп.  

Заведующая кафедрой сервиса и туризма Мурманского арктического университета Зоя Желнина, мнение которой транслирует РБК, говорит о дисбалансах в спросе на местные туры. «Чаще всего точки входа для нишевых туров: в Кировск, Териберку, Варзугу. Что связано с одним из самых сложных вопросов для местного туризма, – морскими перевозками: самостоятельных морских операторов в регионе нет, впрочем, как и пассажирских перевозок. Сейчас высокоширотный туризм для административного центра – "точечное" явление: когда ледоколы отправляются на Северный полюс или когда там швартуются экспедиционные суда и яхты, ходящие по Северному морскому пути». 

Другие маршруты арктического туризма будут вырабатываться в зависимости от развития территорий, отмечает эксперт: «Туризм заявлен во многих стратегиях развития регионов, это позволяет надеяться на вовлечение кадровых и организационных ресурсов, а также последовательно формирующуюся систему поддержки проектов».

По опыту Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) в поддержке многочисленных туристических проектов, можно сказать, что в каждом регионе, и даже в каждом районе необходимо опираться на местные особенности, плюс развивать точечную идентичность поселков и даже маршрутов и достопримечательностей.

Процент используемых «туристических территорий» в Арктике, в том числе, в нашей стране, при этом невелик. Большая часть территорий (и акваторий) по-прежнему остаются свободными от туристов. Арктические туристы, как правило, собираются в нескольких часто посещаемых местах с длинным «хвостом мест», которые посещаются лишь изредка. Соответственно, многие популярные локации работают на пределе своих возможностей, и туристы начинают испытывать разочарование в связи с большим количеством присутствующих посетителей.



Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


Такая модель посещения дает как преимущества для управления туристическими процессами, так и создает проблемы. Управление зачастую осуществлять проще, когда гости собираются в нескольких небольших районах, поскольку ресурсы могут быть выделены на эти высокоприоритетные локации. 

Это особенно важно в небольших общинах, где как человеческие, так и финансовые возможности ограничены. Несмотря на то, что воздействие на окружающую среду в этих часто посещаемых районах может быть высоким, скопление туристов в нескольких небольших районах может снизить воздействие индустрии на более широкий ландшафт. Направление посетителей в такие «приносимые в жертву места» может принести чистую выгоду в масштабе ландшафта.

Туристический след особенно зависит от наличия дорог и аэропортов. Это не удивительно, но важно иметь в виду при планировании роста туризма.

Необходимо налаживать постоянный мониторинг и сбор данных, а также диалог между органами управления туризмом, местными сообществами и туроператорами. Это критически важно, как для долгосрочного управления, так и для выявления мелкомасштабных тенденций.

Тренд на расширение туристического присутствия в этой уникальной части планеты сохранится и в ближайшие десятилетия. Необходимо наблюдать за растительным и животным миром, выявлять связь между турпотоком и природными реакциями, вырабатывать адекватные и впередсмотрящие решения. Каждый арктический регион должен прийти к балансу, который позволяет обеспечивать устойчивый туризм на территории – а именно, приносить значимые доходы при сохранении экосистем и местных сообществ. 


Источник: Клэр А. Рунге, Реми М. Дэйгл, Вера Х. Хаузнер. Количественная оценка туристического бума и растущее воздействие в Арктике с помощью данных социальных сетей


***

Андрей Иванов, специально для GoArctic

далее в рубрике