Сейчас в Архангельске

01:38 -2 ˚С Погода
18+

Прошёл первый месяц дрейфа ЛСП «Северный полюс» с льдиной и можно посмотреть анимацию – где она дрейфует, и узнать, как живут её обитатели

Ближайшими соседями ЛСП, как шутят полярники, сейчас является МКС – если судить по расстоянию

Экспедиции Полярники Наука в Арктике ААНИИ ЛСП Северный полюс
Анна Щетинина
1 ноября, 2024, 16:00

Прошёл первый месяц дрейфа ЛСП «Северный полюс» с льдиной и можно посмотреть анимацию – где она дрейфует, и узнать, как живут её обитатели

ЛСП «Северный полюс». Фото: Александр Зубков. Источник: ААНИИ / aari.ru


Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» Арктического и антарктического института (ААНИИ) 15 сентября вышла из Мурманска с полярной экспедицией «Северный полюс-42» (СП-42), взяв курс на Баренцево море, а 30 сентября «приморозилась» к льдине и вместе с ней дрейфует в Северном Ледовитом океане. За первый месяц под действием ветров и течений станция преодолела около 600 километров. 

Научно-исследовательский центр (НИЦ) «Планета» Росгидромета проводит ежесуточный спутниковый мониторинг гидрометеорологической и ледовой обстановки в районе дрейфа полярной станции «Северный полюс-42». За последнюю неделю станция сместилась в юго-восточном направлении на расстояние около 140 км. Наблюдения ведутся с помощью отечественных спутников серии Арктика-М и Метеор-М, и зарубежных метеорологических спутников.



НИЦ) «Планета» Росгидромета представил суточную (52 кадра) анимацию изображений по данным КА Арктика-М №1 за 26-27.10.2024


С момента «примораживания» ЛСП к подходящей льдине на ней начали обустраивать научный лагерь. 1 ноября пресс-служба ААНИИ сообщила. что лагерь готов к масштабным исследованиям: учёные планируют реализовать более 50 различных научных программ. Это и изучение геологического строения дна Северного Ледовитого океана, необходимое для уточнения внешней границы континентального шельфа РФ, и сбор данных о состоянии природной среды Арктики, что важно для строительства ледокольного флота, развития навигации на трассе Северного морского пути, перспектив ведения рыболовства и иной хозяйственной деятельности.

Новый формат экспедиции «Северный полюс» – работа в «полевом» лагере на льдине и в лабораториях на судне – с успехом заменяет «традиционные» ледовые полярные станции, бытование которых практически не менялось с прошлого века.



 ЛСП «Северный полюс». Фото: Александр Зубков. Источник: ААНИИ / aari.ru


«Российская газета» рассказывает, как устроена ледостойкая самодвижущаяся платформа и жизнь её обитателей – 14 человек экипажа и 34 представителей науки. На первом уровне снизу ЛСП расположены машинное отделение и большой ангар с научным оборудованием, с ним граничат исследовательские лаборатории. На двух уровнях выше находятся каюты: все они – одноместные, с удобствами, телевизором, холодильником и чайником. На этих же уровнях обустроены тренажерный зал, сауна, камбуз и столовая с четырехразовым питанием. Для особо проголодавшихся в холодильнике столовой всегда есть еда. Уровнем выше – конференц-зал, где проходят ежедневные мероприятия научного состава экспедиции, салон с музыкальными инструментами и настолками, медицинский блок с операционной, стоматологической установкой и даже палатой. На самом верху – капитанский мостик. Гулять можно только по вертолетной площадке: общей открытой палубы с «прогулочным» маршрутом, позволяющим обойти все судно, на ЛСП нет. Быт на платформе тоже оптимизированно рационален: в нижнем уровне расположена прачечная, где каждый стирает свои вещи сам – горничных и уборщиц тоже, как и «прогулочного» маршрута, нет. В нижнем уровне еще находятся контейнеры для сбора отходов: всё, что возможно сжечь, уничтожается в печи, опасные отходы собираются – на льдине после лагеря не должно остаться никакого антропогенного мусора.


ААНИИ напоминает, что первая в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» предназначена для круглогодичных экспедиций в северных широтах Северного Ледовитого океана, способна без привлечения ледокола прибывать к месту проведения работ, дрейфовать в акватории до двух лет и возвращаться в порт. Платформа может принимать на борту вертолеты типа Ми-8АМТ (Ми-171) и обеспечивать комфортную и безопасную работу при температуре минус 50 градусов и при влажности 85%. Скорость ЛСП составляет не менее 10 узлов (18-19 км/ч). ЛСП оснащена бортовым научным комплексом из 15 лабораторий, мобильным полевым лагерем для размещения на льдинах.

далее в рубрике