Сейчас в Мурманске

16:26 12 ˚С Погода
18+

Тайны высоких широт и зимовка «трёх мушкетеров»

Вторая и третья советские высокоширотные экспедиции на «Садко»

История Ледоколы Полярные экспедиции Исследование Арктики СССР
Илья Рудь
14 августа, 2025, 10:09
Тайны высоких широт и зимовка «трёх мушкетеров»

«Садко», 1937 г.


В первой части мы коротко обозревали историю российских высокоширотных экспедиций и рассказали о Первой советской высокоширотной экспедиции на ледокольном пароходе (л/п) «Садко» 1935 года. Экспедиция завершилась успехом: в северной части Карского моря был открыт остров Ушакова, на котором в 1954 году была построена полярная станция, частично удалось проследить границу материкового склона и больших океанических глубин. В конце концов «Садко» установил рекорд свободного плавания во льдах, достигнув на севере 82°41 северной широты. Неудивительно, что высокоширотные экспедиции СССР были продолжены в последующие годы.


Вторая высокоширотная экспедиция

В 1936 г. была организована Вторая высокоширотная экспедиция на л/п «Садко», которую возглавил директор Всесоюзного Арктического института Рудольф Лазаревич Самойлович. По плану экспедиция должна была исследовать район к северу и северо-востоку от Новосибирского архипелага. Заместитель Самойловича по научно-исследовательской части Владимир Юльевич Визе отмечал, что экспедиция не стала в полном смысле высокоширотной. Из-за тяжелых льдов в Карском море «Садко» был занят проводкой пароходов и только в сентябре был освобожден для исследований.

Однако проводить исследования в Море Лаптевых было уже поздно, поэтому ледокольный пароход направился от Диксона к Земле Франца-Иосифа и в северо-западную часть Карского моря, где экспедиция провела ряд комплексных океанографических станций.

Р. Л. Самойлович отмечал, что вследствие неблагоприятной ледовой обстановки экспедиция не могла работать по принятой программе, а потому в следующем году была организована Третья высокоширотная экспедиция на л/п «Садко».



Р. Л. Самойлович – начальник Второй и Третьей советских высокоширотных экспедиция на л/п «Садко»


Третья высокоширотная экспедиция

По замечанию Р. Л. Самойловича, сохранившего должность начальника, цель новой экспедиции осталась прежней – исследование акваторий к северу от Новосибирских островов, как северного варианта Северного морского пути. В задачи экспедиции также входило исследование материковой ступени и границы глубоководной части Северного Ледовитого океана, выяснение вопроса о существовании Земли Санникова и устройство метеостанции на одном из островов Де Лонга. Заместителем Самойловича по научной части вновь был назначен В. Ю. Визе, начальником гидрографической – Николай Иванович Евгенов, капитаном «Садко» – Николай Иванович Хромцов.

26 июля 1937 экспедиция вышла из Архангельска и, двигаясь на восток, 13 августа миновала мыс Челюскин. Причем от Диксона по направлению к мысу Челюскин «Садко» незапланированно провел за собой караван из пяти судов, передав их ледоколу «Ермак» для дальнейшей проводки. По этой причине на «Садко» была израсходована значительная часть угля, с которым экспедиция испытывала хронические проблемы.

16 августа в море Лаптевых был обнаружен резкий перепад глубин от нескольких десятков до 860 метров – так «Садко» открыл границу глубоководного желоба на востоке советской Арктики.

18 августа к востоку от архипелага Северная Земля была обнаружена рекордная глубина – 2381 метр. Провели и поиски легендарной Земли Санникова: 23–24 августа был обследован предполагаемый район её нахождения, однако, не обнаружив никаких признаков существования там земли, экспедиция двинулась на восток к архипелагу Де Лонга.

25 августа «Садко» достиг острова Генриетты, где развернулось строительство полярной станции, которое завершилось 5 сентября. 6 сентября экспедиция подошла к острову Жанетты, где состоялось первое посещение этого острова человеком, а также был поднят флаг СССР. 8 сентября «Садко» подошел к острову Беннетта, после чего из-за нехватки угля ледокольный пароход вынужден был пройти в порт Тикси в устье Лены для бункеровки.



Ледокольный пароход «Садко» у острова Генриетты


В порт Тикси «Садко» зашел 13 сентября, и в этот же день от начальника Управления морского и речного транспорта Главсевморпути Э. Ф. Крастина поступило важное сообщение начальнику экспедиции Самойловичу. В нем было сказано, что «Садко» успешно справился с научной программой и теперь переключается на помощь в проводке судов в связи с неблагоприятным изменением ледовых условий в Арктике. Уже тогда становилось понятно, что исход навигации 1937 года будет тяжелым – создавалась угроза зимовки для многих судов. Так закончился первый этап плавания «Садко».


Тяжелое завершение навигации

Помимо изменения ледовых условий большую путаницу в планы экспедиции вносили и распоряжения начальника морских операций западного сектора Севморпути (П. П. Ковель) и начальника Управления морского и речного транспорта ГУСМП (Э. Ф. Крастина).

Распоряжения периодически резко менялись на противоположные, руководство плохо было осведомлено о дефиците угля в Тикси. Тем не менее, получив часть угля «Садко» был направлен к мысу Борхая на спасение судна «Хронометр». В итоге с «Хронометра» на «Садко» были успешно эвакуированы 23 человека (в т.ч. двое женщин) и доставлены в порт Тикси 24 сентября.

Накануне спасательной операции руководство экспедиции (Самойлович, Визе, Евгенов) предупреждали Крастина и Ковеля о том, что в конце сентября начнется замерзание пролива Вилькицкого и предлагали выводить хотя бы часть судов из Арктики через Берингов пролив.

Сначала «Садко» было дано распоряжение отходить на восток, но 27 сентября приказом начальника морских операций западного сектора Севморпути Ковелем решение было изменено. Теперь «Садко» должен был направляться на запад к проливу Вилькицкого для спасения каравана во главе с ледоколом «Ленин» (всего 7 судов), что означало для ледокольного парохода почти неизбежную зимовку.

В тот же день Р. Л. Самойлович предусмотрительно принял решение вернуть часть сотрудников экспедиции в Ленинград на уходящем в восточном направлении пароходе «Беломорканал». Экспедицию покинул В. Ю. Визе и другие специалисты.



Заместитель начальника по научно-исследовательской части В. Ю. Визе и заместитель по гидрографической части Н. И. Евгенов на борту л/п «Садко» (из семейного архива Евгеновых, проект «Неизвестные герои Севера»)


С 28 по 30 сентября «Садко» участвовал в освобождении из ледового плена парохода «Кузнецкстрой» и провел его к чистой воде. 3 октября «Садко» соединился с ледокольным пароходом «Г. Седов», начав совместный поиск выхода из льдов.

6 октября Р. Л. Самойлович получил телеграмму от Крастина о том, что «Садко» должен пробиваться на запад к острову Диксон, чтобы заняться проводкой судов. Однако соединиться с ледоколом «Ленин», который с караваном из пяти судов находился у пролива Вилькицкого, не удалось. Вскоре на помощь каравану «Ленина» был направлен с востока ледокол «Красин» (капитан М. П. Белоусов).

В итоге «Садко» еще до разрешения на отход на восток с 16 по 19 октября начал двигаться вместе с «Г. Седовым» и «Малыгиным» в восточном направлении, при этом проход в Тикси уже был закрыт, из-за чего пришлось двигаться севернее.


Зимовка и беспрецедентная эвакуация

Однако выйти группе ледокольных пароходов из Арктики не удалось и в ночь на 25 октября было принято решение встать на зимовку. Из 64 судов, участвовавших в навигации 1937 года, 26 зазимовало в Арктике. В их числе были 2 ледокола - «Красин» и «Ленин», ледорез «Ф. Литке» и еще 4 ледокольных парохода. Фактически в Арктике зазимовал почти весь ледокольный флот Главсевморпути.

Вмерзшие в лед «Садко», «Малыгин» и «Г. Седов» прозвали «тремя мушкетерами». Во время движения на восток руководителем каравана трех судов был назначен Н. И. Хромцов, а Р. Л. Самойлович был освобожден от административных обязанностей. Однако с началом зимовки необходимо было определиться с ее начальником, и выбор Хромцова пал на Самойловича. Рудольф Лазаревич сначала категорически отказался от административных обязанностей (при этом предлагая любую посильную помощь), однако приказом О. Ю. Шмидта от 2 ноября он всё же был назначен начальником зимовки. Своим заместителем на период зимовочного положения Самойлович, в свою очередь, назначил гидрографа Н. И. Евгенова.



Маршрут Третьей высокоширотной экспедиции на л/п «Садко» (ГИС-портал «Россия от моря до моря»)


Н. И. Хромцов – начальник и старший капитан каравана ледокольных пароходов «Садко», «Малыгин», «Г. Седов»

В период зимовки научные исследования были продолжены. За подписью Самойловича и Евгенова была составлена программа научно-исследовательских работ, которая предусматривала гидрологические, метеорологические, астрономические, магнитные и прочие исследования.

Одним из мероприятий в период зимовки «трех мушкетеров» являлась организация «дрейфующего вуза». Так называли занятия для 22 студентов 4 и 5 курсов Гидрографического института ГУСМП, оставшихся на зимовку на ледокольных пароходах «Садко» и «Г. Седов». Создание Дрейфующего вуза даже было согласовано директором Гидрографического института с Всесоюзным комитетом по делам высшей школы.

Заведующим учебной частью стал гидрограф В. И. Воробьев. Преподавателями являлись крупные специалисты и известные полярные исследователи: Н. И. Евгенов, В. И. Воробьев, проф. Д. И. Жонголович. Лекции проводились на ледокольном пароходе «Г. Седов», расписание было твердым и прерывалось только во время сильного торошения льдов. Занимались по 14–24 часа в шестидневку. Все это позволило студентам без потери времени из-за дрейфа пройти учебную программу 4 и 5 курсов и сдать необходимые зачеты. Также были организованы учебные курсы штурманов малого плавания и механиков 3 разряда, что позволило участникам получить необходимую квалификацию.

Зимовка судов в открытом море проходила тревожно: торошение льдов и непредсказуемость дрейфа представляли серьезную опасность для неподготовленных судов. 23 января 1938 г. в караване «Ленина» погиб пароход «Рабочий» – единственная, но чувствительная потеря судна во время этой зимовки. В итоге до лета 1938 г. 25 судов оставались на зимовке, но в период следующей навигации были освобождены.

Настоящий подвиг в новом 1938 году совершил ледокол «Ермак» под командованием полярного капитана М. Я. Сорокина. В феврале 1938 года ледокол участвовал в снятии со льдины участников первой советской дрейфующей станции «Северный полюс», а позже, в августе 1938 года освободил 17 зимовавших судов, среди которых были «Садко» и «Малыгин. Не удалось вывести из льдов из-за поломки рулевого управления лишь л/п «Г. Седов», который оставался в героическом дрейфе 812 дней до января 1940 года.

Во время спасения каравана «трех мушкетеров» Ермак установил рекорд свободного плавания, когда дошел до 83°5’ северной широты. Всего «Ермак» в навигацию 1938 года прошел 13 000 миль, из которых 2617 во льдах.




Итоги экспедиции и последствия беспрецедентной зимовки

Третья высокоширотная экспедиция на «Садко» ознаменовалась значительными результатами. Были обследованы границы материковой ступени в море Лаптевых, воды к северу от Новосибирского архипелага, получены дополнительные опровержения существования легендарной Земли Санникова. Была построена станция на острове Генриетты и оставлена смена зимовщиков, что повлияло на развитие стационарных наблюдений в восточном районе советской Арктики. На лето 1941 года было намечено проведение Четвертой высокоширотной экспедиции, но этому помешало начало войны.

Успехи экспедиции 1937–1938 годов были омрачены неудачным завершением навигации по причине изменившихся ледовых условий и организационных проблем (отдача противоречивых приказов, неподготовленность угольных баз, недостаточная работа ледовой авиаразведки).

Важно сказать, что в 1937–1938 гг. в СССР проходили массовые репрессии, которые затронули и многих полярных исследователей. Так, вскоре после своего возвращения были арестованы начальник экспедиции Р. Л. Самойлович, его заместитель Н. И. Евгенов, геолог экспедиции М. М. Ермолаев. Их ожидали разные судьбы: Самойлович был расстрелян в марте 1939 года, Евгенов и Ермолаев несколько лет пребывали в заключении, но смогли выйти на свободу и продолжить научную деятельность.


Список источников и литературы:

1.    Самойлович Р. Л. Предварительный отчет по высокоширотной экспедиции 1937–1938 гг. и по зимовке ледокольных пароходов «Садко», «Малыгин», «Седов»: Фонды ААНИИ. Д. О-714.

2.    Андреев А. О., Дукальская М. В., Никуленков И. В. К «белым пятнам» Арктики. История плаваний ледокольного парохода «Садко» // Доклад на V Международной конференции «История океанологии: изучение и освоение Арктики. Санкт-Петербург, 12 июля 2008 г.

3.    Белов М. И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933–1945 гг. // История открытия и освоения Северного морского пути. Том 4. Л., 1969.

4.    Визе В. Ю. Северный морской путь. М., Л., 1940.

5.    Визе В. Ю. Моря Советской Арктики: очерки по истории исследования М., Л., 1948.


***

Илья Рудь, специально для GoArctic

далее в рубрике