Учёные выяснили, что 74% молодёжи нравится сам факт жизни в Арктике, а культура, достопримечательности и герои региона – не так важны
К такому выводу пришла группа исследователей из Петрозаводского государственного университета, опросив 8,5 тыс. молодых людей АЗРФ

Фото: Марина Маковецкая / GeoPhoto
Группа исследователей из Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ, Республика Карелия) провела опрос среди 8,5 тыс. молодых людей в возрасте 16-35 лет, проживающих во всех регионах Арктической зоны России, с целью выяснить – какие образы и мысли формируют их территориальную идентичность. Выяснилось, что в решении молодёжи остаться в арктической зоне одним из самых значимых факторов является просто любовь к Северу, к жизни или факту рождения в Арктике, тогда как особенности культуры, природы, достопримечательностей, как и выдающиеся личности региона, привлекают гораздо меньше внимания с их стороны. Об этом сообщила пресс-служба Российского научного фонда (РНФ), поддержавшего трехлетние исследования специалистов Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ «Мотивационные драйверы в динамике потоков человеческих ресурсов в Российской Арктике: тенденции, вызовы, перспективы». Понимание того, что движет людьми, может помочь сформировать более эффективную политику по удержанию населения в Арктике.
74% опрошенных нравится сам факт жизни на Севере и рождения там (57%). Чувство гордости, вызываемое культурой и достопримечательностями Севера, выбрали только 18% опрошенных. Каждый пятый (21%) отметил, что гордится известными земляками и выдающимися личностями, когда-либо проживавшими на Севере и внесшими вклад в его развитие.
В ходе опроса в течение первого года исследований учёные попросили респондентов пояснить – считают они себя жителями Севера или жителями Арктики, а также – описать своё отношение к полярному региону и желание либо покинуть его, либо остаться жить и работать. В результате стало ясно, что молодые люди и девушки Арктической зоны больше относят себя к «северянам», чем к «жителям Арктики», а желание продолжить жизнь в регионе было очень сильно связано с тем, насколько у них была выражена географическая приверженность. Исследователи полагают, что «арктическая идентичность» еще не оформлена в отдельный социальный феномен: 92% респондентов отметили, что считают себя северянами, а 33% — жителями Арктики. При этом 36% опрошенных считали себя жителями и Севера, и Арктики. Выяснилось также, что прочность связи молодёжи с Севером определяется через эмоциональную и культурно-историческую привязанность и принадлежность к сообществу северян.
Второй год исследований специалистов ПетрГУ был посвящён трудовой миграции населения в возрасте 25–45 лет в формате переезда в арктические регионы на постоянное место жительства или на периоды работы на вахтах. Проведены: опросы 1,6 тыс. внутрироссийских трудовых мигрантов, имеющих опыт работы в АЗРФ; 29 глубинных интервью с трудовыми мигрантами; 22 экспертных интервью с представителями органов власти и работодателей АЗРФ о роли миграции для рынка труда Арктической зоны и особенностях привлечения и закрепления кадров из неарктических регионов страны.
В течение третьего года работы над проектом исследователи проводят опросы среди пенсионеров АЗРФ. Эти данные, по словам исследователей, продолжат раскрытие мотивационных драйверов миграционных потоков в Арктической зоне.