В арктических морях найдены частицы автомобильных шин: учёные считают резину «скрытым загрязнителем № 1» в Арктике
Загрязнения влияют на геномы морских обитателей, вызывая мутации

Фото: Вадим Штрик / GeoPhoto
Специалисты Российского государственного университета (РГУ) нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина и Дальневосточного федерального университета впервые изучили экологическое воздействие частиц шин и автодорог на Северный Ледовитый океан. Исследования подтвердили, что продукты износа автомобильных покрышек влияют на экологию не только городов, но и находящихся вдали от них морей Арктики, передаёт сообщение пресс-службы Губкинского университета портал Naked Science. Каждый раз, когда водитель жмёт на тормоз, шина теряет до нескольких миллиграммов резины. Эти микрочастицы оседают на дороге, смываются дождём и в конечном счёте попадают в реки, океан, поднимаются в воздух, в ветровые потоки, которые уносят их за сотни километров – вплоть до полярных пространств. И там частицы резины становятся новым, до сих пор недооценённым загрязнителем, влияющим на геномы морских обитателей, вызывая мутации.
Карта точек отбора проб: черным цветом обозначены станции, содержащие микропластик; красным цветом – станции, содержащие частицы шин и дорог, желтой звездой – станции с наибольшим количеством частиц шин и дорог / Предоставлено заведующей кафедрой промышленной экологии Губкинского университета Еленой Мазловой
Исследователи в течение трех лет изучали состояние и брали пробы воды окраинных морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Печорского, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. По словам учёных, окраинные моря были выбраны в качестве критически важных компонентов арктической экосистемы, оказывающих влияние на изменения климата всей планеты. Анализ проб подтвердил, что в арктические моря попадают частицы, образующиеся в результате трения автомобильных шин с поверхностью асфальтированных дорог, и, помимо полимеров и смол, они включают примеси асфальта, бензина, автомобильных масел и лакокрасочных покрытий. Средняя масса частиц – 0,55 мг, размер – 1,20 мм х 1,10 мм. Частицы шин и дорожных химикатов попадают в Северный Ледовитый океан из сибирских рек – Лены, Енисея, Колымы. Загрязнения становятся пищей для зоопланктона, который поедают более крупные рыбы, птицы и морские млекопитающие, входящие в рацион человека. А компоненты, входящие в состав микрочастиц шин и дорог, влияют на геном живых организмов, нарушая размножение, рост и развитие, приводя к мутациям и злокачественным новообразованиям.
Зарубежные исследователи, начавшие изучение «резиновой пыли» 10 лет назад, в течение 2014 – 2025 годов провели несколько исследований, которые показали, что продукты стирания автомобильных покрышек составляют от 35% до 85% всех частиц микропластика, попадающих в наземные и водные экосистемы. К примеру, шины грузовиков теряют почти 1,2 кг резины за срок службы. В результате только в США в окружающую среду ежегодно выбрасывается около 1,8 миллиона тонн частиц автопокрышек.
Предполагаемая схема взаимосвязи физических характеристик частиц шин и дорог с характером их распространения в гидросфере (ЧИШД – частицы, образованные в результате износа шин на дорожном асфальтовом покрытии) / Предоставлено заведующей кафедрой промышленной экологии Губкинского университета Еленой Мазловой
А дополнительная опасность распространения микрорезины в Арктике заключается в том, что темные частицы оседают на ледяной поверхности, усиливая поглощение солнечной энергии, ускоряя таяние и усиливая эффект альбедо: так резина влияет и на биоразнообразие, и на климат одновременно.
Исследователи называют микрочастицы резины «скрытым загрязнителем № 1» для Арктики и предлагают ввести международный стандарт «non-toxic tyres» уже к 2035 году.
Экспертный центр ПОРА и Институт общественных наук Президентской академии запускают цикл лекций об истории освоения Арктики и Северного морского пути – «Русская Арктика: Судьба. Дерзость. Величие».