В Новосибирске разработали морозоустойчивый материал для укрепления дорог, который планируют в 2025 году испытать на Ямале
Разработка создана в открывшейся недавно лаборатории экологического инжиниринга и технологий декарбонизации

Фото: Сергей Смирнов / GeoPhoto
В новой лаборатории экологического инжиниринга и технологий декарбонизации Передовой инженерной школы Новосибирского государственного университета (ПИШ НГУ) презентовали отечественные экологичные технологии продления срока эксплуатации дорог и материалы для строительства из отходов ТЭЦ, которые не загрязняют окружающую среду и имеют низкий углеродный след, сообщает пресс-служба правительства региона.
Экологический инжиниринг – важное наукоемкое направление современной деятельности: исследования ученых и инженеров ориентированы на разработку решений, позволяющих предприятиям сокращать вредное воздействие на окружающую среду и повышать экономическую эффективность процессов производства.
В частности, на базе лаборатории продолжится усовершенствование разработанного учеными экологичного инновационного материала для усиления прочности автомобильных дорог в регионах с неблагоприятными погодными условиями, в Арктической зоне. Новый материал, состоящий из смеси биополимеров – полностью отечественного производства. Планируется, что смесь будет применяться для укрепления насыпей и откосов дорог от водной и ветровой эрозии. Разработчики отметили, что наблюдающаяся в Арктике деградация грунтового покрытия, создающая риски для строящейся на грунте инфраструктуры, обычно происходит из-за изменения температур, – циклов замораживания и таяния. В отличие от традиционных материалов, применяющихся для строительства дорог, новый материал с каждым циклом, наоборот, укрепляется, формируя структуру.
В 2025 году планируются опытно-промышленные испытания технологии в климатических условиях Ямало-Ненецкого автономного округа. В перспективе технология может быть адаптирована для укрепления дорог в Сибирском федеральном округе с целью продления сроков службы дорожного полотна до капитального ремонта.
В Передовой инженерной школе НГУ действуют шесть технологических платформ: биоинженерия, нефтегаз, космический интернет вещей, фотоника и сенсорика, технологии замкнутого цикла и предиктивная аналитика, и их количество планируют увеличить. В 2024 году на эти цели было выделено до 170 миллионов рублей.