Андрей Чибис: Объём финансирования социальной сферы заполярных городов должен быть увеличен
ПМЭФ—2023 стал стенд «Арктика — территория диалога». На полях форума на вопросы Проектного офиса развития Арктики эксклюзивно ответил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Одной из центральных площадок ПМЭФ—2023 стал стенд «Арктика — территория диалога». Его деловая программа включила в себя более 15 мероприятий с участием важнейших арктических игроков — от министров, глав крупнейших корпораций, губернаторов и инвесторов, до ученых и практиков. На полях форума на вопросы Проектного офиса развития Арктики эксклюзивно ответил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
– Какие результаты развития Мурманской области вы считаете ключевыми?
– Несмотря на все ограничения и предыдущий ковид, у нас за 4 года рост экономики составил почти 20%. Это кратно больше, чем результат по стране. У нас рост промпроизводства больше чем на 10%. И самое важное, несмотря на санкции, в прошлом году нам удалось сохранить все предприятия в работоспособном состоянии и, более того, добиться [запуска строительства] новых инфраструктурных проектов. Прежде всего, это дополнительное финансирование на развитие Мурманского транспортного узла – проекта, который позволит увеличить грузооборот с [нынешних] 56 миллионов как минимум до 80 миллионов тонн к 2030 году. Мурманск становится мощным логистическим хабом. Строится инфраструктура и на Западном берегу Кольского залива.
Второе – это запуск проектов по освоению лития, сегодня уже проводятся геологоразведочные работы.
И третье – это решение о газификации Мурманской области. Оно открывает совершенно другие перспективы для развития промышленности, включая переработку того, что мы добываем. Появляется возможность развития заводов по сжижению природного газа. И самое важное, самое чувствительное для нас – это оптимизация платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Решение поддержано главой государства, «Газпром» уже приступил к проектным работам, у нас есть чёткая дорожная карта. С учётом подписанного соглашения на полях этого форума, мы понимаем, что газификация Мурманской области неизбежна (16 июня глава Мурманской области Андрей Чибис и председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер подписали соглашение о газоснабжении и газификации региона – прим. ПОРА).
– Достаточно ли существующих мер государственной поддержи для развития субъектов АЗРФ?
– Сегодня работают чёткие меры поддержки для привлечения инвестиций. Это ТОР «Столица Арктики»; [льготный] режим налогообложения Арктической зоны [РФ]; инфраструктурные субсидии на электричество и так далее. Они показывают свою работоспособность. Мы видим активные инвестиции в развитие проектов Арктики. Теперь принципиально важно обучить людей, удержать и привлечь их извне, чтобы они в Арктике жили и работали. А для этого нужны дополнительные инвестиции в высшее образование, нужно снятие тех ограничений, которые дискриминируют арктические вузы по получению поддержки в рамках программы «Приоритет 2030» и других программ Министерства науки и высшего образования.
Нужны активные инвестиции в территории, где проживают люди. Это принципиально важный вопрос. Отдача от проектов, которые сегодня запускаются, будет спустя 5–7–10 лет, а в этот период люди будут уезжать из Арктической зоны. Хотя, несмотря на все эти сложности, [прирост] плюс 4000 человек трудоспособного населения по итогам 2022 года благодаря созданным рабочим местам – это хороший результат. Но людей нужно больше. А для этого нужно [улучшать] качество жизни.
Регионы Арктической зоны сами с этим справиться не могут. Наша позиция [сформулирована] в части необходимости кратного увеличения финансирования в рамках «Единой субсидии» [для развития социальной инфраструктуры] и иных инструментов развития арктических городов. 8 миллиардов, про которые вчера шла речь, – это трёхлетка (городам Арктической зоны России на ближайшие три года выделили около 8 млрд рублей – прим. ПОРА), а в год – это в районе двух с половиной миллиардов на всю Арктику. Что можно радикально преобразовать за эти деньги? Ничего, конечно. Но мы [всё равно] очень благодарны. Однако объём [финансирования] должен быть увеличен, и этот вопрос будем ставить перед Министерством финансов, такое решение принято на рабочей группе госсовета по развитию Арктики, все коллеги его поддерживают. Вкладывать нужно сегодня – завтра будет сильно дороже.
– Не ударит ли стратегия первоочередного развития опорных городов по остальным населенным пунктам Арктики?
– На всё ресурсов хватить не может, мы должны быть реалистами, поэтому нужно определиться с теми городами, которые вносят наибольший вклад в развитие Арктики, в выполнение стратегических задач. Принять чёткие комплексные решения, что делаем и как, за счёт каких инструментов, какая потребность, и инвестировать в рамках этих решений. Это нужно делать здесь и сейчас.
Мы договорились, что у рабочей группы Госсовета по развитию Арктики будет совместный штаб с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики по арктическим городам, чтобы мы их определили, подготовили планы мероприятий и начали бы вместе [бороться] за увеличение источников финансирования для их развития.
– Каков туристический потенциал Мурманской области, помимо популярной Териберки?
У нас есть всё. Горнолыжный склон, который работает больше всех в стране – больше 200 дней в году. Есть рыбалка на реках, озёрах, рыбалка на море. У нас есть уникальные пространства полуостровов Рыбачьего и Среднего, Териберки. У нас есть Умба, есть Кузомень, огромный Кандалакшский район. Огромное поле для любых [туристических] занятий.
Мы побили допандемийный рекорд для Арктики – 540 тысяч туристов за прошлый год. Самое главное, вырос средний чек того, что инвестирует турист в нашу экономику, [увеличилось] время пребывания. И это нас, безусловно, радует, потому что это рабочие места, это инфраструктура вокруг, это сервис, это арктическая кухня – это дополнительный источник для развития экономики Мурманской области.