Сейчас в Мурманске

21:45 8 ˚С Погода
18+

Архангельские новости культуры: создание архива городского паблик-арта и сельские народные музеи

Городские истории и граффити, сельские истории и прялки – наш единый культурный слой

О науке и культуре
Анна Щетинина
14 сентября, 2023 | 15:07

Архангельские новости культуры: создание архива городского паблик-арта и сельские народные музеи

Фото: Романа Филковского. region29.ru


В Архангельске собрали архив граффити и стрит-арта

Команда проекта City Says (англ. — «город говорит») летом начала создавать онлайн-архив уличного искусства Архангельска, чтобы зафиксировать для будущих поколений творчество современных нам авторов – сохранившихся и уже утраченных граффити и стрит-арт объектов Архангельска, рассказало ИА «Регион 29».

Помимо фотографий граффити, которых набралось около 8000, в архиве – интервью с более чем 30 художниками, что стало основой документального фильма о современном уличном искусстве. Архив является частью большого исследования, охватившего временной период от 90-х годов ХХ века до нынешних дней, главная цель которого заключается в популяризации уличного искусства среди горожан, – чтобы люди, наконец, признали «нелегальное искусство» как полноценного участника культурной жизни Архангельска.



Фото из коллекции City Says. region29.ru


На основе собранной информации любой житель Архангельска может составить свой уникальный маршрут по истории города, связанной с объектами уличной культуры.

Уличные художники называют себя райтерами, в народе же их принято считать вандалами и маргиналами. Однако авторы проекта с такой позицией в корне не согласны. Они рассказали, как уличное искусство стало альтернативой бандитизму и наркомании, и появятся ли в архиве работы из других городов Архангельской области.

«Развитие граффити-культуры в России проходило на фоне масштабных экономических и политических реформ, больше известных как перестройка. Изначальной целью реформ была провозглашена демократизация общества и экономической системы страны, но реформы привели, в том числе к экономическому краху, катастрофическому обвалу уровня жизни населения, нищете и безработице. В коллективном сознании жителя России граффити ассоциируется с этими болезненными воспоминаниями. Граффити культура стала синонимом разгула преступности и беспомощности властей. На самом деле развитие хип-хоп культуры, частью которого является граффити, способствовала как раз обратному. Вовлеченные в движение молодые люди смогли избежать наркотической зависимости и не стали частью бандитских группировок, бурное развитие которых пришлось на 90-е. Граффити и музыка были для них спасением и возможностью почувствовать себя частью чего-то большего. Граффити-тусовка стала одним из первых осознанных комьюнити (англ. community — «сообщество») на постсоветском пространстве. Об этом много говорят сами участники движения и исследователи российского уличного искусства. Однако, об этом порой не подозревает горожанин, который видит в граффити и стрит-арте только маргинальную угрозу», – поделилась куратор проекта, историк, искусствовед Анастасия Пронина.



Фото: region29.ru


По задумке основателей, архив уличного искусства станет отправной точкой в создании дальнейших выставочных проектов и исследований. Архив будет и дальше обновляться с интервалом примерно раз в квартал или раз в полгода. Он планируется как живое пространство, которое будет дополняться и расширяться по различным каналам – через исследования авторов проекта, добавление новых работ художников или историй о старых.

Попасть в архив может любой уличный художник, так или иначе связанный с Архангельском. В будущем авторы проекта не исключают расширение его географии.



Фото из коллекции City Says. region29.ru


«Предметом исследования стала уличная культура как часть исторического бэкграунда страны в целом и ее влияние на формирование культурного ландшафта города. Цель этого проекта рассказать о том, что уличная культура  это важная часть культуры города, ее нельзя игнорировать. Скорее всего, если мы в обозримом будущем будем расширять исследование, то первыми шагами будет исследование паблик-арта других городов Архангельской области. И по первоначальным оценкам граффити там не так много, преобладают другие формы, но при более предметном изучении может оказаться, что мы ошибаемся», – добавила одна из авторов проекта Наталья Щукина.

Посмотреть архив уличного искусства проекта City Says и узнать дополнительную информацию можно на сайте и в группе проекта.


Семейный краеведческо-этнографический музей в селе Карпогоры Пинежского района



 region29.ru

Виктор и Галина Мерзлые свой музей создали еще в 2012 году. По их словам, он дает возможность увидеть традиционную самобытную культуру пинежан. Коллекция музея, которую и по сей день пополняют сами жители района, насчитывает более трех тысяч уникальных экспонатов. Экспозиции посвящены известным пинежанам, историям утюга и рукомойника, посуде и чаепитию на Пинеге, годам Великой Отечественной войны.

В музее – ткацкие станки, прялки, одежда, утюги и самовары, газеты и книги, предметы сельского хозяйства, музыкальные инструменты и многое другое.

Виктор Мерзлый рассказал, что сначала возникла идея сохранить семейную историю для потомков, а потом пополнять коллекцию стали и соседи-пинежане: «В одну из комнат я утащил ткацкие станки, а стены оформил в стиле истории семьи и района в целом. И получилось, что одна из комнат в нашем доме стала рассказывать историю целого района через историю одной семьи»,

В 2020 году Виктор и Галина Мерзлые создали Дом пинежской прялки. Сейчас там собрано более 150 различных прялок: маленькие и большие, украшенные резьбой и росписью. Каждый символ на прялке несет в себе послание.



region29.ru


«За это время я научился различать прялки по формам и читать Мезенскую роспись. Я беру в руки прялки и понимаю, что на ней написано, расшифровываю и рассказываю. При желании в музее можно даже поработать на старинном станке», – рассказал Виктор Васильевич.

Возле дома-музея – старинные орудия сельского труда, демонстрирующие историю местного сельского хозяйства.

А в самом музее еще одним из одним экспонатов стала палеонтологическая находка – останки челюсти шерстистого мамонта, обнаруженные на реке Нюхча Пинежского района.

Семейный краеведческо-этнографический музей в селе Карпогоры Пинежского района в прошлом году посетили более 1200 человек со всей страны – из Мурманска и Новосибирска, Калининграда и Красноярска, Москвы и Санкт-Петербурга. О музее узнают через друзей и знакомых. Благодаря этому его создатели проводят в месяц около 23 экскурсий.



region29.ru


Пинежский исследователь Олег Шаврин планируют свой музей камня

Сбором гипса, минерала целестина и ангидрида (обезвоженный гипс) местный энтузиаст занимается уже долгие годы. Сейчас Олег Шаврин работает на проектом «Парк Пермского периода», и занимается пополнением собрания минералов и древних окаменелостей. Сейчас в коллекции около 120 экспонатов.  

Олег Дмитриевич планирует создать музей камня, а для этого провести еще  несколько экспедиций. Одна из них уже состоялась в деревню Матвера. Оттуда исследователи привезли целестин, селенит и примерно вековой давности позвонок кита, который им передали местные жители.

«Музей в недалекой перспективе», – рассказал исследователь. – «Уже есть интересные образцы гипса, ангидрита, солей, целестина, окаменелостей. Это кораллы, брахиоподы и немного морских лилий. Но поиски будут продолжаться, ещё готовим поход в Усть-Пинегу».



 region29.ru

 

далее в рубрике