Археологическая экспедиция в ЯНАО
Как съездить в Арктику и заработать
Палатки на реке Таз. Все фото Романа Кузнецова
Среди тех, кто хотел бы отправиться в Арктику, есть те, кто думает, что это очень дорого. И это отчасти правда. Расходы на билеты, еду, снаряжение и прочее могут влететь в копеечку. Эта статья будет полезна тем, кто хочет не только съездить в Арктику, но ещё и заработать денег на этом. Правда придётся поработать и найти для поездки несколько месяцев свободного времени.
Сезонная работа в арктической археологической экспедиции
Мой хороший друг из тусовки вольных путешественников Роман Кузнецов (он же «Урюпинский путешественник») как раз и занимается этим – каждое лето ищет сезонную, простую работу в арктических, сибирских или дальневосточных регионах.
В 2020 году он ездил копателем в археологическую экспедицию в Ямало-Ненецкий автономный округ на реку Таз. Экспедиция длилась 2 месяца: август и сентябрь. Требования к кандидатам в копатели были простые, и главным из них была адекватность. В тот год команду копателей набирали через социальную сеть ВК. Организаторы проверяли личные страницы, и народ подобрался хороший. А вот в прошлый, 2019 год, собирали копателей через Авито, и опыт был не очень удачный.
Роман подписал контракт на 2 месяца с нефтеюганской фирмой «Северная Археология». Дорогу от дома до места проведения раскопок оплатила фирма. Точнее, Роману оплатили билет до Сургута, а дальше фирма сама организовывала транспортировку участников экспедиции. Из Сургута (ХМАО) их перевезли до посёлка Тазовский в ЯНАО, а оттуда вертолётом доставили до базы дорожников. Летом, конечно, никакой дороги там нет, а дорожники и их база нужны только в зимние месяцы для обслуживания частной зимней дороги в восточной части ЯНАО.
Дорожная база на реке Таз
Сколько можно заработать «на лопате»?
Обычно в летние и весенние месяцы базу дорожников охраняет сторож с собаками. В 2020 к нему присоединились участники экспедиции. Их расселили в восьмиместных вагончиках по 4 человека. Роман, пока была тёплая погода, предпочитал спать в собственной палатке – на свежем воздухе лучше высыпаешься. В сутки простым копателям платили 1500 рублей. За неполных два месяца Роман получил 75 000 рублей. Кстати, интересный факт – в геологических экспедициях платят значительно больше. Там оплата зависит от региона и удалённости от цивилизации, но чаще всего платят в полтора-два с половиной раза больше, чем в археологических экспедициях.
Кроме билетов, компания оплачивала еду и повара. К тому же сторож частенько ставил сети на реке Таз и угощал ребят вкусной северной рыбой, поэтому с едой проблем не было. Один из вагончиков был переделан под кухню, другой под баню. Повар был отличный, но вот беда – чистить щуку ему не нравилось. Зато, если кто-то другой ему помогал с чисткой рыбы, он готовил из неё вкусные блюда.
Жизнь в палатках
Был в экспедиции и медработник. Девочка-фельдшер из Москвы. Она тоже работала, как говорят в тех местах, «на лопате», но если кому-то требовалась медицинская помощь, то она выполняла роль медика, за это ей доплачивали. Серьёзных случаев не было, кроме того, что двух копателей слегка покусали собаки сторожа. Но всё обошлось.
Туалет был обычный, «сельского» типа, с системой свободного, прямого падения. Деревянная будка посреди тундры. Яму правда глубоко не выкопаешь – вечная мерзлота мешает.
В 2020 году, как вы помните, в мире бушевала пандемия, и многие фирмы приостановили свою работу. Как следствие в тот год много людей осталось без работы. Часть из них отправилась в археологические экспедиции. В той экспедиции, в которой участвовал Роман, было 25 человек, и многие из них были интересными личностями, с высшим образованием и хорошим жизненным опытом.
Старая дорожная техника
Раскопки на берегах реки Таз
Одним из участников раскопок был парень из Донецкой области. В этой поездке на Север он познакомился с другой участницей экспедиции – жительницей Алтая. После у них начались отношения, до 2022 года они жили в Донецкой области, где она даже получила паспорт ДНР. Весной 2022 года его мобилизовали, но через несколько месяцев уволили из армии из-за ранения. Сейчас они перебрались на Алтай. Такая вот судьба!
Раскопки проводились на территории древнего «городища». По словам Романа, люди жили в этом месте, на берегах реки Таз, примерно 1 500 лет назад. Пусть вас не смущает слово «городище», жили они в юртах. Во время раскопок копать глубоко не приходилось – буквально 40-50 см, а дальше уже вечная мерзлота. Раскопки нужно было провести в этом месте, потому что зимник проходит здесь через археологический памятник. Вот владельцы зимника и наняли археологов произвести раскопки и «очистить» территорию вокруг дороги. Копали плюс-минус 30 метров в сторону от дороги. Ребята в итоге выкопали несколько очагов и осколки керамики. Цельных горшков, к сожалению, найдено не было. Для обычного человека серьёзных находок сделано не было.
Частая картина в Арктике – гора мусора от прошлых экспедиций и дорожников
Стоит отметить, что сейчас при любом строительстве, будь то нефтепровод, дорога и пр. нужно проводить археологические раскопки. Поэтому каждый год в разных уголках страны (в том числе и в Арктике) проводят раскопки, а на эти раскопки требуются копатели в большом количестве. Условия и зарплаты везде разные.
Работали 6 дней в неделю, а по воскресеньям отдыхали. Раз в неделю, в выходной день, выдавали немного водки – всего 5 литров на 25 человек. С такого количества алкоголя не запьянеешь, но стресс немного снимет. По вечерам пели песни у костра, из 25 человек на гитаре играла треть. Кроме того, играли в игры: мафия, крокодил и пр.
Деньги заплатили наличкой в последний день работы, перед отлётом вертолёта. Заплатили без обмана, столько сколько обещали.
Бульдозеры ждут зимы
Как закалить себя и испытать Севером?
У норвежцев есть поговорка – «северный ветер создал викингов». Так может и среди вас, дорогие читатели, найдутся желающие испытать и закалить себя Севером. Поработать в дождь, в жару, при сильном ветре и под огромным количеством комаров и мошки. Оказаться в тесном коллективе на Крайнем Севере на несколько месяцев – вот настоящее испытание. Глобальный мир и цивилизация всё сильнее стандартизируют наш мир. Многие уголки планеты теряют свой уникальный облик. Торопитесь увидеть то, что исчезнет через 5-10-20 лет.
Экспедиция в тундру, будь то археологическая или геологическая, это уникальный опыт в вашей жизни. Как говорится в анекдоте: «два месяца потерпишь, потом всю жизнь будешь рассказывать…».
***
Константин Каськаев, специально для GoArctic