Арктическая политика Брюсселя: несомненная важность и непонятные перспективы
В Брюсселе понимают важное значение Арктики для своей геополитической субъектности, однако перспективы ее реализации во многом остаются туманными.
Фото: Russell Trow / Flickr / CC BY 2.0
Начало спецоперации российских войск в Украине актуализировало многочисленные обсуждения по поводу перспектив развития Евросоюза. В том числе, коснулись они и Арктики. Очевидно, что в Брюсселе понимают важное значение Арктики для своей геополитической субъектности, однако перспективы ее реализации во многом остаются туманными.
Не-наблюдатели: Канада и Россия против
Как известно, Россия и Канада выступают против получения Евросоюзом статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете, а о полноценном членстве в организации речь вообще не идет. Для России главным мотивом был санкционный еще с 2014 г., а в свете нынешних санкций этот вопрос, во многом, можно считать деактаулизированным. Тем более, что есть и иные резоны.
Канаду, например, не устраивает постановление ЕС о запрете продукции из тюленей, которое негативно повлияло на торговлю шкурами, осуществляюмую инуитским населением этой страны. При этом и Канада, и Россия, обладающие огромными территориями и акваториями в Арктике, защищают свое национальное законодательство в отношении арктических проходов (в соответствии со статьей 234 Конвенции ООН по морскому праву). Речь идет о Северо-Западном морском проходе и Северном морском пути соответственно.
Пожалуй, Россия и Канада – две арктические страны, полагающие, что излишнее вмешательство Евросоюза в арктические дела может поставить под угрозу имевшийся до 24 февраля 2022 г. статус-кво.
Эксперты говорят, что получение Брюсселем даже статуса наблюдателя в Арктическом совете резко бы усилило возможности Евросоюза контролировать ситуацию в регионе, особенно через Данию, а также Швецию и Финляндию.
Фото: Николай Гернет / GeoPhoto
Ресурсы Брюсселя
В то же время, ЕС активно, в том числе финансово, сотрудничает с рабочими группами, организованными Арктическим советом, и в последние годы усиливает взаимодействие с правительствами Дании, Швеции и Финляндии с целью усиления своего влияния.
На фоне последних попыток Швеции и Финляндии войти в НАТО усилилась и активность Брюсселя в этом направлении: здесь также работает фактор «российской угрозы».
Кроме того, через Европейскую комиссию осуществляется взаимодействие Брюсселя со странами Баренцева/Евроарктического региона. Также есть формат Северного измерения, в рамках которого у Брюсселя активный диалог с Норвегией и Исландией.
Как действует Брюссель? Прежде всего принимает нормы и принципы, которые арктические страны Евросоюза обязаны соблюдать. Например, речь идет о «Зеленом курсе», который направлен на преобразование территории ЕС в зону, обеспечивающую полную остановку выбросов парниковых газов к 2050 г.
Также у ЕС значительное влияние на Исландию и Норвегию, так как они включены в приложения и протоколы к Европейскому экономическому соглашению.
Ключевые задачи
ЕС покупает четверть арктических углеводородов, в том числе и значительную часть производимого в российской Арктике газа. Вносит Евросоюз и свой вклад в потепление Арктики, так как производит 8% парниковых выбросов: эти факторы делают инвариантной для Брюсселя задачу расширения своего влияния.
Очевидно, что ключевым инструментом этого влияния будет попытка регулировать позицию стран Арктического совета, которые входят в Евросоюз. Брюссель, как показывает анализ практики, максимально использует этот инструмент, однако, строго говоря, во внешнем контуре позиция Евросоюза по арктическим вопросам остается нереализованной.
Ключевыми здесь являются плохие отношения с Россией: если бы Евросоюз не был столь привержен санкционному давлению на Москву, ситуация была бы иная.
В нынешних условиях потенциал усиления геополитической субъектности Евросоюза во многом остается ограниченным. Те ресурсы, которые есть у Брюсселя, во многом используются для перехода на зеленую энергетику и соблюдение экологических стандартов. Однако в нынешних реалиях, когда Европе грозит серьезный энергетический кризис, этот «рычаг» ослабевает, а для Дании, Швеции и Финляндии всегда приоритетной была своя собственная арктическая политика, которая проводится с оглядкой прежде всего на США, и недопущение конфликтности в отношениях с Россией. Евросоюз за последние годы также нашел свою нишу в отношениях с этими странами, однако потенциал их расширения в нынешних условиях достаточно невысок.
Фото: motiqua / Flickr / CC BY 2.0
Скорее всего, Брюссель в ближайшие годы попытается усилить свою арктическую субъектность за счет принципиально иной конфигурации вокруг Арктики. Учитывая текущее положение дел, можно сказать, что Арктический совет в кризисе, и Брюссель явно будет не против формирования альтернативных структур.
Впрочем, перспективы их создания остаются неопределенными, прежде всего из-за позиции России, которая может посчитать, что влияние Брюсселя на Арктику избыточное. Собственно, последние 5-8 лет и показывают, что Россия склонна полагать именно так и действовать соответствующим образом.
***
Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic