Арктическая проекция климатического саммита
На конец апреля 2021 г. запланирован климатический саммит. Мероприятие организовывают США, и на него уже получили приглашение лидеры России и Китая В. Путин и Си Цзиньпин.
Фото: Lucas Jackson / Reuters
На конец апреля 2021 г. запланирован климатический саммит. Мероприятие организовывают США, и на него уже получили приглашение лидеры России и Китая В. Путин и Си Цзиньпин. Глобальная значимость саммита имеет и свои четкие арктические проекции.
Чего хотят США?
Саммит обещает стать представительным: о приглашении около 40 лидеров стран уже заявлено, причем многие подтвердили свое участие. Очевидно, что США таким саммитом хотят актуализировать климатическую повестку и сформировать меры реагирования.
Главная из них – сокращение выбросов парниковых газов. Прежде всего, здесь США будут апеллировать к Китаю (мировой лидер по этому показателю), но и к России тоже.
В Вашингтоне анонсируют амбициозные планы по сокращению выбросов газа к 2030 г., а также переходу на зеленую энергетику, однако эксперты выделяют иной компонент. Само мероприятие будет позиционироваться, как свидетельство мирового лидерства США и их планов на глобальную гегемонию.
Фото: arctic-council.org
Включая алармизм
США при Д. Байдене заинтересованы в усилении своего имиджа как прогрессивного гегемона, противопоставляющего себя Китаю, методы экономической политики которого активно критикуются за недостаточную экологичность. Эксперты ожидают усиление алармистской риторики о необходимости спасения планеты и сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу.
Арктические проекции
Безусловно, Арктика также будет обозначена на саммите. Тут следует ожидать актуализацию представителей коренных народов Арктики, которые ожидаемо поддержат ограничение промышленной деятельности в регионе. Помимо этого, администрация США при широкой коалиции поддерживающих их стран (Япония, Южная Корея, Сингапур, Швейцария и т.д.) выступит за общее ограничение добычи ресурсов в регионе. Очевидно, для того, чтобы подкрепить свои аргументы, США усиленно проводят милитаризацию Арктики, а Д. Байден шлет значимые месседжи миру в виде ограничений углеводородных планов крупного бизнеса на Аляске.
Джо Байден. Фото: Global Look Press / РБК
Инструмент замедления
Предложения ограничить освоение Арктики со стороны США в Китае интерпретируют, как способ замедлить экономический рост Поднебесной. И такие оценки не далеки от истины. Освоение ресурсов Арктики кажется неизбежным, но США важно успеть сформировать мировое общественное мнение для того, чтобы дальше эффективнее продавливать выгодные для себя решения.
Именно этой цели и послужит саммит. В Москве и Пекине это прекрасно понимают и постараются ответить вежливо, но адекватно. Проигнорировать саммит и повестку усиления экологической составляющей нельзя, но принимать правила игры США, за которыми скрываются плохо скрываемые геополитические интересы Вашингтона – в Москве и Пекине не собираются.
Возможен ли компромисс?
Компромиссный вариант предполагает комплексное рассмотрение проблемы климатических изменений и экологической составляющей человеческой деятельности в Арктике. Это касается не только парадигмы климатического кризиса, но и геополитической составляющей. Учитывая, с какой настойчивостью и жесткостью США продавливают ограничения на достройку Северного потока-2, общественное мнение в мире может сформироваться отнюдь не на стороне США.
Фото: Сергей Аносов, GeoPhoto
Д. Байден, если он претендует на роль выразителя интересов прогрессивного человечества, должен кропотливо формировать конструктивную повестку, а не навязывать выгодные США и красиво упакованные концепты другим странам.
Вопрос климатических изменений и факторы риска не отрицаются ни в Москве, ни в Пекине, но в этом вопросе нужна синергия мировых акторов, а не давление на лидеров крупных держав. В конечном счете, эффективность мероприятия и всей программы зависит от умения Вашингтона выстроить режим конструктивного диалога.
Впрочем, существует вариант, когда В. Путин и вовсе откажется от участия в саммите, что, учитывая антидипломатичную риторику Д. Байдена в адрес российского президента, будет понятно. Как бы то ни было, нужен диалог и синхронизация позиций, а не конфронтация и трансляция далекой от конструктивности риторики.
***
Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic