Сейчас в Мурманске

14:22 -3 ˚С Погода
18+

Арктические планы норвежского премьера: без алармизма, но с пиететом

Недавно ставший премьер-министром Норвегии Йонас Гара Стёре выступил со своей арктической речью, а также дал ряд интервью норвежским СМИ.

Нероссийская Арктика Норвегия Арктическая политика
Дмитрий Михайличенко
24 февраля, 2022 | 03:48

Арктические планы норвежского премьера: без алармизма, но с пиететом
Фото: Jørgen Håland / Unsplash


Недавно ставший премьер-министром Норвегии Йонас Гар Стёре выступил со своей арктической речью, а также дал ряд интервью норвежским СМИ. Из их анализа становится понятно, что Норвегия соблюдает пиетет в отношении США и НАТО, но старается занимать взвешенную позицию на фоне обострения геополитической конфронтации. При этом ключевым для арктической политики Норвегии в ближайшие годы будет проблема уменьшения числа населения на территории арктического севера этой страны. 


Динамика норвежского севера

Характеризуя основные проблемы арктической политики Норвегии, премьер назвал динамику численности населения. На территории норвежского севера живет менее 500 тыс. чел., и население постоянно сокращается. 

Политик подчеркнул, что правительство Норвегии будет инвестировать в бизнес, социальное обеспечение и развитие инфраструктуры на севере страны. В последние десятилетия стало очевидно, что динамика численности населения в этих локациях характеризуется отрицательными значениями и этот тренд нужно менять. 

При этом глава правительства заявил, что он не может заставить граждан жить там, где они не желают. В то же время, интересы государства требуют большой популяции на севере страны, в ее арктических зонах. Именно поэтому была подчеркнута необходимость усиления инвестиций в социальное обеспечение и создание инфраструктуры на Севере.


21395992473_fceffdf851_k.jpg

Йонас Гар Стёре. Фото: Arbeiderpartiet / Flickr / CC BY-ND 2.0


«Не можем оставить пустую границу»

В одном из своих интервью норвежский премьер прямо заявил, что они не могут держать границу с Россией без населения. Речь идет о Финнмарке – самой северной и самой крупной административно-территориальной единице Королевства Норвегии. 1 января 2020 г. она была объединена с фюльке Тромс и теперь называется Тромс-ог-Финнмарк. Развитие инфраструктурных и социальных проектов в контексте норвежской арктической политики касается этого региона прежде всего. 


Конструктивная позиция

На фоне геополитического противостояния России и США норвежский премьер дал понять о своих нейтральных позициях и подчеркнул готовность к нормальному диалогу с российской стороной. В том числе немало было сказано и про его опыт взаимодействия с российским МИД в период руководства МИДом Норвегии (2005-2012 гг.). 

Также премьер обратил внимание на необходимость тщательного анализа информационного пространства и фиксации фейков, прежде всего, алармистских. В качестве примера было указано на необходимость взаимодействия, в том числе и военных учений, при обязательности информирования соседних стран. Такую позицию можно считать достаточно конструктивной.


Общения и заключения

Официальные лица Норвегии не только на словах, но и на деле многократно давали понять, что против всякой конфронтации с Россией. Во всей тональности арктической политики Норвегии присутствует тезис об инвариантности взаимодействия с Россией и необходимости избежать конфронтации. Это позиция субъектных арктических партнеров России, которая заслуживает уважения.

При этом правящие в Норвегии социал-демократы подчеркивают необходимость повышения эффективности своей арктической политики. Сейчас люди не хотят переселяться на север Норвегии по понятным и аналогичным с российскими северными регионами причинам. Однако правительству Норвегии крайне важно, чтобы эти территории были заселены и стали привлекательны для переезда. Эта задача носит стратегический и долгосрочный характер. Кстати, с аналогичными проблемами сталкиваются и правительства России и Канады. Думается, норвежским властям в перспективе 5-10 лет удастся переломить негативный тренд. Тем более, что глобальное потепление климата работает также в сторону этого фактора, хотя сам масштаб потепления, конечно же, в этом контексте преувеличивать не стоит.


arvid-hoidahl-V7S6lw0f03A-unsplash.jpg

Фото: Arvid Høidahl / Unsplash


Относительно внешней политики кардинальных изменений ждать не стоит. Норвегия входит в НАТО, но явно не горит желанием усиливать потенциал эскалации. Тут нужно напомнить недавнее заявление норвежских властей, которые выступили против присутствия НАТО на границах Норвегии и России.

К тому же, правительство Норвегии собирается осваивать ресурсы Арктики, в том числе и морского шельфа – с чем позиция Осло расходится с позицией Евросоюза и США. В этом плане геополитическая многовекторность для Норвегии в ближайшие годы останется инвариантом, который стратегически будет работать на ослабление конфронтации. Соответственно, чем большей эффективностью будет характеризоваться внешняя политика Норвегии и других скандинавских стран – тем больше будет потенциал мирного развития ситуации без избыточной конфронтации.

Тем не менее, нужно учитывать, что геополитическая поляризация по принципу США и западные страны VS Россия и Китай не устраивает, прежде всего, именно Осло. Так как Норвегия входит в НАТО, но ее национальные интересы требуют активного освоения ресурсов Арктики. При этом у Норвегии достаточно сложностей с Россией, в том числе и по поводу экологии, а также по поводу Шпицбергена.

Выстроить такую линию дипломатии и, шире, внешней политики, которая сделает невозможным провокации на этом треке для Норвегии – одна из главных арктических задач.


***

Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic

далее в рубрике