Арктический диктант «Русской Арктики» и его роль в экологическом образовании
Необходимо периодически делать себе встряску: вспоминать факты, повышать осведомлённость.
Идёт диктант! Фото национального парка «Русская Арктика»
Каких только диктантов не проходит в России в 2023 году! Если обратиться к специальному сайту, то мы увидим, что к проверке знаний по самым разным темам приглашают людей всех профессий и возрастов. Тут и литература, и знание языков, и техника и даже противодействие коррупции. Всего диктантов больше тридцати! Как говорится, выбирай на вкус и участвуй, проверяй себя.
Национальный парк «Русская Арктика» давно уже ведёт активную работу с широкими слоями населения, поэтому внедрил и это интересный формат в свою деятельность, организуя уже не первый год так называемый диктант «Арктический» (ну правильно, а какой же ещё?).
Много хороших и разных арктических диктантов
Строго говоря, таких диктантов в стране в текущем году несколько. Один проводят московский Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий» и Департамент образования и науки города Москвы, другой организуют МЧС и Политехнический университет. В первом случае «Арктический диктант» является этапом конкурсного отбора в полярную экспедицию. Задания диктанта проверяют знания по истории освоения и географии самых северных районов страны. Чтобы написать диктант, нужно разбираться в экологических проблемах региона, знать о его природных особенностях и климате.А вообще, если вспомнить короткую историю этого мероприятия, то, например, «Арктический диктант» проходил в Санкт-Петербурге 20 и 21 мая 2019 года. Его участниками стали около четырёхсот человек, и он был посвящён Дню полярника. Этот диктант проходил на пяти площадках города: в Государственном университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, в Институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, Морском техническом колледже им. адмирала Д.Н. Сенявина, а также в Санкт-Петербургском государственном университете и в Российском государственном гидрометеорологическом университете. Участникам был предложен тест из двадцати семи вопросов: факты о природе, даты открытий, о том, кто первый полярный путешественник, роли Санкт-Петербурга в освоении Арктики.
В августе 2021 года в Арктическом диктанте участвовали жители Кольского полуострова в рамках Всероссийского слёта юных туристов в честь столетия начала знаменитой арктической экспедиции на пароходе «Малыгин» – первой экспедиции плавучего морского научного института для проведения различного рода наблюдений в Баренцевом и Карском морях. Пришедшие его написать должны были ответить на тридцать вопросов по четырём тематическим блокам: Великая Отечественная Война в Заполярье; История открытия и освоения Арктики; Современные экологические проблемы Заполярья; Природа Арктики.
А для подготовки к успешному прохождению этого испытания, можно было посмотреть предлагаемую заранее обширную литературу, например, такие книги:
-
Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время: Историко-краеведческий словарь. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2001. — 333 с.
-
Поморы // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
-
Cаамы / Этноциклопедия // URL: http://www.etnosy.ru/taxonomy/term/380.
-
История / Росатомфлот // URL: http://www.rosatomflot.ru/o-predpriyatii/istoriya/
-
Красная книга Мурманской области / Андреева В. Н. и др.. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2003. — 393 с.
-
Лапландский природный биосферный заповедник // URL : http://www.laplandzap.ru. /Министерство образования и науки Мурманской области /
-
Киселёв А. А., Киселёва Т. А. История Мурманской области (1917-1992 гг.): Учебное пособие для старшеклассников школ, гимназий и лицеев. — Мурманск, 1995. — 247 с.
-
Попов Г. П., Давыдов Р. А. Мурман. Очерки истории края XIX — начала XX в.. — Екатеринбург: УрО РАН, 1999. — 220 с.
Таким образом, подготовка в части краеведения проводилась серьёзная.
По такой же схеме и в те же даты был проведён Арктический диктант Министерством образования и спорта Республики Карелия «в целях популяризации культурного и природного наследия Арктической зоны Российской Федерации, организации просветительской деятельности, направленной на привлечение детей и молодежи к задачам освоения и развития Российской Арктики».
Участники первого архангельского «Арктического диктанта». Фото национального парка «Русская Арктика»
К 2023 году сотрудники отдела экологического просвещения проделали большую работу. Было разработано специальное Положение об «арктическом диктанте», где прописали все условия, требования и особенности этого мероприятия. Оно было представлено как «просветительская акция». Вот некоторые выдержки из этого документа:
-
Участниками Диктанта могут стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком независимо от возраста, образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства.
-
Стать участником Диктанта можно, обратившись на любую площадку его проведения, независимо от места жительства (регистрации).
- Площадками проведения Диктанта могут выступать любые организации, включая в том числе образовательные организации, общественные организации.
- Диктант составляется в одном варианте для всех возрастов. Задания Диктанта состоят из вопросов открытого и закрытого типа, в том числе заданий на установление верного порядка, выбора лишнего варианта из группы, установления соответствия и других, разработанных на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования в Российской Федерации. Диктант состоит из 30 вопросов.
...
- По результатам Диктанта организатор площадки предусматривает награждение победителей Диктанта:
Диплом 1 степени – результат 30 баллов
Диплом 2 степени – результат 27-29 баллов
Диплом 3 степени – результат 24-26 баллов
Вопросы сложные и интересные
И в 2023 году в этом образовательном проекте национального парка «Русская Арктика» приняли участие две тысячи шестьсот человек на более чем пятидесяти площадках! Кроме Архангельска и Архангельской области, его писали во Владимире, Мурманске, Кировске Мурманской области, Пролетарске Ростовской области и в Якутске. Диктант писали в школах, колледжах, институтах, библиотеках и молодежных центрах: школа №3 города Новодвинска, школа №5 города Коряжмы (Архангельская область) собрали в день написания более двухсот участников. При этом, конечно, основной площадкой диктанта стал визит-центр парка в Архангельске «Арктическое посольство».
Зал визит-центра, где ежедневно проходят мастер-классы для детей, стал площадкой для диктанта
Здесь в течение дня диктант писали все желающие: школьники и учащиеся колледжей, а также и люди среднего возраста, и пенсионеры. В «Арктическом посольстве» был написан один из двух диктантов-победителей, вторая работа, набравшая максимальные тридцать баллов, поступила из Наводовской основной школы Шенкурского района Архангельской области. Шесть участников набрали «серебряные» и «бронзовые» баллы.
По мнению участников, вопросы были сложными, но интересными, «требующими синтезированных знаний из разных школьных предметов: географии, биологии, истории».
В визит-центре национального парка начинается «Арктический диктант». Фото национального парка «Русская Арктика»
Серьёзно изменились и вопросы (как содержание, так и их подача) по сравнению с 2018 годом. Вот некоторые примеры (читатели могут проверить свои знания):
Вопрос.
Атомный ледокол «50 лет Победы» идёт на Северный полюс по открытой воде. Команда с мостика видит впереди небольшую льдину.
Отметьте галочкой правильный вариант ответа:
А) Это же атомный ледокол – ему ничего не страшно – он пойдёт на льдину.
|
Б) Ледокол обойдёт льдину – безопасность прежде всего.
|
В) Ледокол остановится и продолжит движение после того, как льдина пройдет мимо. |
Вопрос.
Этот остров был открыт только в 1930 году, но его существование было предположено в 1924 году благодаря отклонениям морских течений. Предсказал существование острова и первый сошёл на него этот человек. Кстати, остров назвали его фамилией. (Следует написать название острова).
Вопрос.
У входа в одно из зданий полярной станции на острове Рудольфа весной 1937 года стоял замороженный белый медведь. В лапах его было блюдо, покрытое полотенцем, каравай и солонка. Что висело на цепи на шее медведя?
Отметьте галочкой правильный вариант ответа:
А) Кобура с наганом.
|
Б) Фляжка с коньяком
|
В) Ключ от Северного полюса
|
Г) Инструкция по предотвращению нападений медведя на человека.
|
Вопрос.
Этот хищник, как правило, охотится на жертв, которые не могут оказать ему сопротивление. Он нападает на них их засады. Острый слух и чуткий нюх помогают ему в охоте. Ведёт преимущественно одиночный образ жизни, но самки очень привязаны к детенышам. По отношению к человеку в целом не агрессивен, но иногда может и напасть. На Земле Франца-Иосифа наши сотрудники ни разу не встречали этого зверя, а вот на соседнем Шпицбергене один из них жил, к сожалению пару лет, назад его не стало. (Следует написать название зверя).
Вопрос.
Как нужно поступить с использованной батарейкой и почему? (Ответ в произвольной формулировке).
Вопрос.
Что можно обозначить как границу Арктики:
Отметьте галочкой правильный вариант ответа:
А) Северный полярный круг |
Б) Граница тундры и тайги |
В) Линия среднемесячных многолетних июльских температур 100С |
Г) Все ответы верны |
Д) Нет ни одного верного ответа
|
Для чего нужны арктические диктанты
Проведение любого диктанта – это всегда событие для его участников. Волнение присутствует! Хочется ответить на все вопросы правильно! Но это довольно сложно, так как требует не только знаний, но способности к логическому мышлению. И всё равно желающих пройти это своеобразное испытание – много. Например, для учащихся кадетского морского класса это полезно вдвойне, ведь впереди этих ребят ждёт сложная морская профессия, связанная со льдами Ледовитого океана. Взрослые просто хотят актуализировать свои знания, а для сельских или удалённых школ это ещё и отличная возможность почувствовать себя в одной большой команде с настоящими полярниками – сотрудниками парка «Русская Арктика», лучшего заполярного национального парка страны, в котором работают учёные, просветители и хранители природы и истории. Для юных участников «Арктического диктанта», кстати, существует и возможность посмотреть своими глазами на места и животных, о которых они отвечают в ходе диктанта. Уже несколько лет ФГУП «Росатомфлот» реализует такую возможность, проводя специальные образовательные круизы на Северный полюс через архипелаг Земля Франца-Иосифа. Поэтому если кто-то увлечётся арктической темой всерьёз, он может из любого города попытаться попасть на борт атомного ледокола «50 лет Победы». А для более старших участников можно потом попробовать подать заявку с инициативным проектом для участия в «Арктическом плавучем университете», ежегодно стартующем из Архангельска к далёким островам. Но это всё – для настоящих знатоков, поскольку набрать большое количество баллов сложно… Это отмечают многие, прошедшие через испытание диктантом в визит-центре национального парка.
Не секрет, что уровень образованности общества падает, а количество информации растёт, люди в ней «тонут» и не могут часто отличить правду от фальши. Поэтому необходимо периодически делать себе встряску: вспоминать факты, повышать свою осведомлённость. А это уже может быть первым шагом к принятию обоснованных решений и формированию объективного мнения по разным вопросам. Кроме того, площадки этих всех диктантов, и Арктический не исключение, собирают разных людей вместе. Это тоже полезно в эпоху тотальной разобщённости людей, помогает понять, что мы – общество, что вовлечены в какое-то совместное дело. Пройдя через диктант, человек получает не только порцию личных знаний, но и ощущение коллектива. Возможно, некоторых это даже подтолкнет к участию в каких-то проектах и программах. Ну, а для детей это вообще полезно: своеобразный дополнительный экзамен, где за возможную неудачу никто не поругает, а эмоциональный положительный эффект от участия в таких глобальных мероприятиях трудно переоценить. Ну и плюс к процессу обучения в школе: формулировки даже знакомых тем под неожиданным углом полезны для работы детского мозга. В общем, можно смело сказать, что «много диктантов не бывает», а Арктический – уже традиционная и важная часть этого процесса!
После диктанта – посещение музея «Русской Арктики». Фото: И.А. Мизин
Иван Андреевич Мизин, зоолог, к.б.н., заместитель директора по научной работе национального парка «Русская Арктика».
Источники:
1. https://arctic-blog.livejournal.com/321350.html
2. https://gov-murman.ru/info/news/413641/
4. https://kemrk.ru/news/2021/7205326488/?page=17
5. http://www.rus-arc.ru/ru/News/Details/898c3c56-90e6-45df-9168-cbbe6bf7a5ae