Арктический кодекс и Северная стратегия ВВС США
Зарубежные СМИ об Арктике
Фото: Ольга Каменская, GeoPhoto
Арктический кодекс
Арктический совет выпустил Руководство по оценке рисков арктического судоходства. Первый документ по морской навигации содержит специально разработанные программы и инструменты для повышения безопасности в Арктике.
Ходить судам по арктическим водам очень трудно. Едва ли Северный Ледовитый океан можно назвать гостеприимным со своей низкой температурой, айсбергами и непредсказуемой погодой. Тем не менее, с годами грузопоток в Заполярье увеличивается, подвергая опасности хрупкую арктическую экосистему. Эти вызовы были отражены в новом руководстве.
Документ, разработанный на основе Международного кодекса судов (Полярного кодекса), стал первым в мире арктическим руководством по оценке рисков. Он также включает в себя лучшие практики Антарктиды, где условия судоходства схожи с арктическими.
Как и в случае с Международным кодексом судов, Руководство по оценке рисков арктического судоходства призвано восполнить пробелы, связанные с операционными возможностями. Так, в документе содержится ряд практических решений, призванных обеспечить боле безопасное хождение в Северном Ледовитом океане, а также минимизировать риски, связанные с навигаций.
У нового Руководства есть два ключевых отличия от Полярного кодекса. Во-первых, Международный кодекс судов предназначен для обоих полярных регионов – Арктики и Антарктики. Новый документ посвящён исключительно арктическому региону.
Другое отличие состоит в том, на кого нацелены руководящие принципы документа. Полярный кодекс был разработан для поддержки грузоотправителей и операторов, а его арктический аналог предназначен для регулирующих органов и других лиц, принимающих решения в портах, межправительственных организациях, консалтинговых и транспортных компаниях.
Руководство использует десять факторов, которые необходимо учитывать при плавании в арктических водах. К ним относятся лёд, верхнее обледенение, низкая температура, высокая широта, удалённость, отсутствие опыта экипажа работы в арктических условиях, нехватка аварийного оборудования, суровые погодные условия, окружающая среда и длительные периоды темноты или дневного света.
Уровень риска в регионе варьируется в зависимости от местоположения, времени года и интенсивности движения, которая увеличилась на 25% за последние шесть лет. Управлять рисками в Арктике становится всё сложнее, поскольку количество заходящих в Арктику судов, менее подготовленных к условиям Севера.
Фото: Вадим Балакин, GeoPhoto
Китай покупает арктическое золото
Китайская государственная компания Shandong Gold Mining Co. планирует купить золотой рудник в канадской Арктике. Эти планы уже вызвали беспокойство у канадского правительства, правда, лишь со стороны оппозиционного блока.
Канадская компания TMAC Resources Inc. уже одобрила сделку, и последним шагом к передаче активов золотого рудника китайской компании становится зеленый сигнал от канадского правительства.
В Канаде все активы, продаваемые иностранной государственной компании, должны быть одобрены правительством, при этом кабинет министров уполномочен заблокировать сделку, если она представляет угрозу для национальной безопасности.
Оппозиция призвала премьер-министра Канады Джастина Трюдо заблокировать сделку и огородить Китай от приобретения каких-либо других активов в Арктике. По мнению канадских политиков, всегда стоит помнить, что стратегия Пекина в освоении новых регионов очень агрессивная. Пока эксперты и канадская оппозиция ожидают окончательного решения администрации Трюдо, его ведомство ещё не выпустило никакого заявления на этот счёт.
Джастин Трюдо и Си Цзиньпин. Фото: AP
Военно-воздушная стратегия Арктики
Министерство ВВС США рассказало о новой Арктической стратегии, направленной на реализацию плана министерства обороны США, который был принят ещё в 2019 году.
Большая часть внутренних расходов на оборону в поддержку новой арктической стратегии будет осуществляться на Аляске. Военно-воздушные силы хотят превратить Арктику в «безопасный и стабильный регион, где национальные интересы США защищены, а страны совместно решают общие проблемы». Стоит отметить, что ВВС США являются наиболее задействованной в арктических вопросах военной службой.
Стратегия утверждает, что скудная инфраструктура и суровые погодные условия делают окружающую среду Заполярья самой серьезной проблемой, стоящей перед военными силами в регионе. В результате изменения климата меняется окружающая среда: вечная мерзлота тает, а уменьшение морского льда ускоряет эрозию побережья, что сказывается на военных объектах, таких как взлетно-посадочные полосы. Это может привести к появлению требований к новой, более устойчивой конструкции, а в некоторых случаях - к перемещению некоторых объектов.
В то же время таяние облегчает добычу определенных природных ресурсов и увеличивает движение судов в регионе, увеличивая вероятность того, что военным, возможно, придется участвовать в операциях реагирования на стихийные бедствия и спасения.
Новая стратегия гласит, что ВВС США улучшат свою систему наблюдения за противоракетной обороной. Военно-воздушные силы также признают, что их три основных средства связи в регионе – спутниковая связь, высокочастотное радио и наземные системы дальней связи – нуждаются в улучшении. Также постепенно увеличивается и военное присутствие. Так, в апреле этого года ВВС США развернули 54 истребителей F-35 на Аляске.
Нашлось место в стратегии и новым космическим силам. Планируется усилить возможности прогнозировать изменения окружающей среды, характерные только для арктического региона. Воздушно-космические силы будут сотрудничать с другими ведомствами для решения вопросов изучения районов и расширения метеорологического охвата.